Тест камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II. Нетехнический обзор камеры Olympus OM-D E-M1 Mark II Общее впечатление от камеры

Olympus OM-D E-M1 Mark II — беззеркальный аппарат системы Микро 4/3 со сменными объективами. Флагман линейки OM-D, новая веха в развитии системы. Важнейшие его особенности –уникальная скорострельность, быстрый автофокус, лучшее в системе Микро 4/3 качество изображения.

Начну обзор с более подробного представления модели E-M1 Mark II. Если вы с ней уже знакомы — то можете смело переходить на следующую страницу.

В течение трех лет флагманом беззеркальной линейки Olympus был OM-D E-M1. На момент своего выхода осенью 2013 года E-M1 был лучшей камерой Olympus по всем показателям. В нём была применена гибридная система автофокуса со встроенными в матрицу фазовыми датчиками, благодаря которой Е-М1 смог впрямую конкурировать по скорости автофокуса с зеркальными камерами. Пятиосевая система оптической стабилизации изображения на сдвиге матрицы обеспечила беспрецедентный уровень эффективности стабилизации и стала «фирменной фишкой» беззеркалок Olympus, впоследствии использованной и в других моделях компании. Флагман Е-М1 получил высокую оценку фотографов и экспертов во всем мире, а его эргономичный корпус, насыщенный интерфейс и всепогодная защита позволила множеству фотографов во всем мире работать с ним на профессиональном уровне.

Время шло, и Olympus выпускал, помимо бюджетных и любительских камер, также и модели топового уровня. Одной из таких камер стал OM-D E-M5 Mark II, который по большинству характеристик не уступал флагману E-M1, а во многом и превосходил его. Стабилизатор изображения стал еще более эффективным, видеосъемка была существенно улучшена, монитор сделан поворотным, а также реализован режим высокого разрешения Hi-Res – позволяющий путем сдвига 16-мегапиксельной матрицы получать со штатива снимки полноценного разрешения 40 Мп.

Другой камерой топового уровня, хотя и в линейке PEN, стал вышедший относительно недавно PEN-F. В нем впервые в беззеркалках Olympus была применена матрица разрешения 20 Мп (соответственно, режим Hi-Res позволил получать снимки 50 Мп), использованы и важнейшие технические достижения линейки OM-D. Однако в целом вектор развития PEN-F был несколько иным, нежели у E-M1 и E-M5 II. PEN-F предложил пользователям беспрецедентное обилие творческих режимов и возможностей по оперативному управлению параметрами изображения, формируемого камерой.

Сложилась ситуация, когда в модельном ряду беззеркальных камер Olympus оказалось сразу три лидирующих модели. E-M1 оставался флагманом – в первую очередь, за счет гибридного автофокуса, всепогодного исполнения и более «профессиональной» эргономики, однако чувствовалось, что по многим техническим характеристикам он уже уступает более «молодым» моделям E-M5 II и PEN-F. Назрело обновление флагмана, и с E-M1 Mark II такое обновление произошло.


Модель оказалась не просто ступенькой на пути эволюционного развития – спецификация E-M1 II по многим параметрам произвела просто шоковое впечателение. Конечно, все мы ждали улучшений и обновлений, но такого рывка, честно говоря, я лично не ожидал.

Сердцем E-M1 II стала новая матрица. Разрешение ее составляет 20 Мп, как и у PEN-F, однако это не та же самая модель, а совершенно новая разработка. В нее интегрированы фазочувствительные датчики гибридной системы автофокуса. Они организованы в 121 зону (квадратом 11х11), покрывающим большую часть площади кадра. Все эти зоны без исключения — крестовые, то есть состоят из двух перпендикулярных полосок фазовых датчиков.

Производитель обещает, что эффективность системы автофокуса радикальным образом улучшена – и скорость, и уверенность работы в полумраке, и качество слежения за динамичными объектами. Появились новые для Olympus типы подстройки работы системы автофокуса.

Всё это мы проверим в обзоре. Равно как и обещанный расширенный динамический диапазон матрица, сниженный уровень цифровых шумов и более высокое в целом качество изображения. Всё это обеспечивает новый сдвоеннй восьмиядерный процессор TruePic VIII.

За счет более быстрого процессора, нового механического затвора и более быстрого считывания информации с матрицы в режиме электронного затвора характеристики Е-М1 II в плане скорострельности уникальны. Механический затвор позволяет вести серийную съемку со скоростью до 15 кадров в секунду. В режиме же электронного затвора – до 60 кадров в секунду, а со следящим автофокусом (и трекингом!) – до 18 кадров в секунду. Все это в полном разрешении и в форматах JPEG, RAW или JPEG+RAW.

Новая функция Pro Capture позволяет начать бесконечную запись в кольцевой буфер по полунажатию кнопки спуска, а по нажатию сохранить до 14 последних кадров из буфера, с возможностью продолжать съемку до отпускания кнопки. Все это с быстродействием электронного затвора (до 60 или 18 кадр/с).

Эффективность системы стабилизации изображения в очередной раз повысилась – она способна дать до 5.5 экспоступеней выигрыша (а при синхронной работе со стабилизатором в объективе, который появился в объективах линейки PRO – 300/4 и 12-120/4 — до 6.5 ступеней). Фантастически звучит комментарий разработчиков Olympus’а (на самом деле, совершенно серьезный) – о том, что достигнут максимум возможного; созданию еще более эффективной стабилизации уже мешает вращение земного шара.

В режиме высокого разрешения Hi-Res (или «Супер-HD») камера E-M1 Mark II может делать снимки разрешения 50 Мп. Напомню, в этом режиме камера делает восемь кадров в быстрой последовательности, выполняя микросдвиг матрицы от кадра к кадру и как бы собирая в один результирующий кадр информацию, которую формирует объектив. Процесс съемки в режиме Hi-Res длится около секунды, так что полноценно использовать этот режим можно только со штатива, он не подходит для съемки движущихся объектов.

Признаюсь, что после появления Hi-Res в камерах E-M5 Mark II и PEN-F у меня были надежды на то, что разработчики Olympus реализуют этот режим при съемке с рук. Один из руководящих специалистов, подтвердил, что пока такая функция не реализована, однако теоретически это возможно и над этим работают.

У E-M1 Mark II имеется встроенный электронный видоискатель 2.36 Мточек, Частота обновления информации на нем достигла 120 кадр/с, а задержка обновления составляет всего 6 мс, за счет чего визуальная задержка сведена к нулю. Монитор – свободно вращающийся, сенсорный, разрешения 1.03 Мточек.

Ускоренное в два раза считывание с матрицы существенно снизило эффект роллинг шаттера, что важно не только для фото, но и при видеосъемке – которая в новой камере также выведена на качественно новый уровень.

Olympus E-M1 Mark II может снимать видео в форматах вплоть до «кинематографических» C4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD может идти в формате ALL-Intra с битрейтом до 202 Мб/с. На камере имеются разъемы для внешнего микрофона и мониторных наушников.

Еще одна особенность, которая мне представляется важной – наличие двух слотов для карт памяти формата SD, причем один из них поддерживает высокоскоростной интерфейс UHS-II.

В E-M1 II использован аккумулятор нового формата BLH-1 – увеличенной почти в полтора раза емкости, с высокой скоростью заряда. Корпус имеет всепогодное исполнение с защитой от пыли, влаги и мороза, гарантирующее возможность использования камеры в любых условиях.

  • Компактная, прочная конструкция со всепогодной защитой.
  • Новая матрица разрешения 20 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм) со встроенными фазочувствительными датчиками системы автофокуса.
  • Пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Сдвоенный восьмиядерный процессор TruePic VIII.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза, со 100% полем обзора и обновлением 120 раз в секунду.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, свободно вращающийся во всех плоскостях.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO64) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/8000 секунды (и от 1/32000 с электронным затвором).
  • Быстрая серийная съемка: с механическим затвором до 15 кадр/с (S-AF) или до 10 кадр/с (C-AF и C-AF+TR); с электронным затвором до 60 кадр/с (S-AF) или до 18 кадр/с (C-AF и C-AF+TR), все в форматах вплоть до RAW+JPEG.
  • Функция Pro Capture, сохранение до 14 кадров, сделанных с электровнным затвором ДО нажатия кнопки спуска (и продолжение серии после этого).
  • Гибридный автофокус с 121 контрастной и 121 фазовой зонами (11х11), с выбором групп (3х3 и крест из 5 точек), с распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке.
  • Функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки, а также стекинга (Focus Stacking) – склейка восьми кадров для получения расширенной ГРИП.
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в форматах вплоть до C4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, FullHD@30/25/24p в формате ALL-Intra с битрейтом до 202 Мб/с, в формате IPB до 60/50p.
  • Наличие разъемов для внешнего микрофона и мониторных наушников.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 134 x 91 x 67 мм.
  • Вес (с аккумулятором BLH-1 и картой памяти): 574 г.

Для удобства сравнения совместим в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus – OM-D E-M1, E-M5 Mark II и новой E-M1 Mark II.

Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – сравнительно слабые моменты.

Модель Olympus OM-D E-M1 E-M5 Mark II E-M1 Mark II
Матрица 16 Мп
Live MOS
16 Мп
Live MOS
20 Мп
Live MOS
Процессор TruePic VII TruePic VII TruePic VIII
Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(5 EV)
5-осевая
(5.5 EV, а с совместимыми объективами 6.5 EV)
Электронный затвор Да Да Да
Минимальная выдержка 1/8000 с
1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)
1/8000 с
(1/32000 с электронным затвором)
Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 64-25600)
Монитор 1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный
Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.74x
2.36 Мточек
OLED
0.74x
2.36 Мточек
OLED
0.74x
Режим тачпэд АФ Нет Нет Есть
Серийная съемка 11 кадр/с (электронный затвор) 10 кадр/с (механический затвор)

11 кадр/с (электронный затвор)

У нас на обзоре камера Olympus OM-D E-M1 Mark II с объективом 12-100mm f/4 IS Pro M.Zuiko Digital ED.

20 Мп, серийная съёмка 60 к/сек в RAW, 4K-видео, морозостойкий корпус с пыле-, влагозащитой, стабилизатор компенсирующий до 6,5 ступеней.

Корпус и эргономика

E-M1 Mark II получила более крупную по сравнению с E-M1 рукоятку. Хват очень глубокий, рука идеально ложится в него. Также увеличен выступ под большой палец на задней панели.

В целом по хвату это одна из самых удобных беззеркальных камер на сегодняшний день.

Камера оснащена двумя слотами для SD-карт , один из них поддерживает интерфейс UHS-II. В меню можно настроить распределение данных по картам. Например, запись данных на обе карты сразу или запись фото- и видеоданных на разные карты.

Гнездо для штатива находится на оптической оси объектива.

Корпус морозостойкий и имеет пыле- и влагозащиту.

Новинка получила большой по габаритам и ёмкости (1720 мАч) аккумулятор. Время полной зарядки - около двух часов.

Матрица


1/30, f/4,0, ISO 400, @12mm

Камера оснащена матрицей с разрешением 20 Мп с интегрированными датчиками автофокуса. Диапазон чувствительности ISO - 200–25800 единиц. Расширяется только вниз до 64 единиц.

Рабочие ISO - 3200–6400 единиц. На больших значениях начинаются сильные шумы.

Скорость считывания данных с матрицы увеличена в два раза по сравнению с E-M1. Это снизило эффект желе (Rolling Shutter), что актуально при видеосъёмке.

Камера обладает очень мощными характеристиками благодаря комбинации из быстродействующей матрицы и сдвоенному восьмиядерному процессору TruePic VIII.

Эта связка позволяет камере снимать со скоростью до 15 кадров в секунду с механическим затвором. Электронный затвор обеспечивает до 18 к/с при следящем автофокусе и до 60 к/с при однократном фокусе.

Камера способна снять серию со скоростью 60 кадров в секунду в полном разрешении и в формате RAW, RAW+JPG или JPG.

Помимо этого, в камере есть функция Pro Capture. При её включении камера циклично записывает кадры в буфер. По нажатии спуска камера начинает съёмку и параллельно сохраняет последние 14 кадров из буфера. Всё это на скоростях 18 или 60 к/с.

Стабилизатор


1/125, f/4,0, ISO 6400, @100mm

Камера оснащена пятиосевым стабилизатором, который компенсирует вращение камеры в трёх плоскостях, а также сдвиги по вертикали и горизонтали.

Это даёт выигрыш до 5,5 ступени. И до 6,5 ступени при работе с объективами серии PRO - например, 300mm f/4 или 12–120mm f/4.

По словам инженеров компании Olympus, это максимум возможного в развитии систем стабилизации. Дальнейшие улучшения практически невозможны из-за эффекта вращения Земли.

На практике того, что есть сейчас, достаточно для съёмки с фокусным расстоянием 100 мм и выдержкой 1/50 с рук. Причём речь о рядовой фотопрогулке, когда фотограф достаёт камеру и делает один или несколько кадров. Опытные фотографы, не избалованные работой с Olympus, смогут получать кадры без смазов и на более длинных выдержках.

Стабилизация открывает огромные возможности работы с движением камеры без применения стедикама.

Видоискатель и ЖК-экран

Камера получила электронный OLED-видоискатель с разрешением 2,36 Мп и частотой обновления 120 к/с.

Камера поддерживает фокусировку с помощью касания при визировании через видоискатель.

Видоискатель можно перевести в режим S-OVF (симуляция оптического видоискателя). В нём все параметры съёмки отображаются на мониторе, а в видоискателе вы видите только чистое изображение. Все изменения параметров съёмки (баланс белого, стилизация и прочие) также не отображаются.

Автофокус

Olympus OM-D E-M1 Mark II получила гибридный автофокус (контрастный и фазовый), оснащённый 121 точкой фокусировки.

В меню можно включить распознавание лиц, фокусировку по правому/левому глазу либо режим «i», в котором фокусировка происходит по ближайшему к камере глазу.

Для следящего автофокуса можно установить чувствительность, указывая, как быстро камера должна перефокусироваться, если на переднем плане появился другой объект.

Видеосъёмка

Olympus E-M1 Mark II может снимать 4K (4096×2160) c битрейтом до 237 Мб/с. В разрешении Full HD битрейт до 202 Мб/с.

Параметры съёмки (разрешение, битрейт, частота кадров) конфигурируются отдельно. Но битрейт указан не в Mbps, а в степени сжатия потока, что несколько неудобно. A-I (ALL-Intra) - каждый кадр записывается как отдельное изображение, IPB - видео содержит ключевой кадр, а степень сжатия указана как SF, F и N (Super fine, fine, normal).

Вот основные сочетания:

  • 4096×2160 (C4K) / 24p / IPB (до 237 Mbps)
  • 3840×2160 (4K) / 30p, 25p, 24p / IPB (до 102 Mbps)
  • 1920×1080 (FHD) / 30p, 25p, 24p / ALL-I (A-I), IPB (SF, F, N)
  • 1920×1080 (FHD) / 60p, 50p / IPB (SF, F, N)
  • 1280×720 (HD) / 60p, 50p, 30p, 25p, 24p / ALL-I (A-I), IPB (SF, F, N)

Причём надо учитывать, что частота кадров указана не совсем точно:

  • 60p - 59,94 к/с
  • 30p - 29,97 к/с
  • 4К 24p - 23,98 к/с
  • C4K 24p - 24 к/с

Режимы и зона АФ устанавливаются отдельно от режимов для фотографии, поэтому очень удобно переключаться на съёмку видео без дополнительной работы в меню.

Стабилизация изображения позволяет снимать видео с очень плавным движением камеры без использования стедикама. Хотя, конечно, стабилизатор не заменит профессионального оборудования.

В режиме съёмки видео можно воспользоваться двумя типами стабилизации - сдвигом матрицы либо сдвигом матрицы плюс программный метод. Мы использовали только сдвиг матрицы совместно с объективом 12-100 мм f/4.

Камера оснащена разъёмами для внешнего микрофона и наушников, что позволяет работать со звуком.

Практика съёмки


1/40, f/4,0, ISO 1600, @18mm

Камера получила большое количество очень интересных и даже уникальных возможностей.

Как уже писали выше, механический затвор позволяет снимать до 15 к/с, а электронный - до 60 к/с.

Для того чтобы раскрыть возможности серийной съёмки, вам нужно использовать карты с интерфейсом UHS-II. Для данного теста мы использовали карты Delkin.

E-M1 Mark II позволяет делать брекетинг по множеству параметров, включая брекетинг по фокусу. В этом режиме при каждом кадре смещается фокус (степень смещения можно выставить в меню) - и вы получаете серию кадров с разным фокусом.

Помимо этого, можно включить режим Focus Stacking, и камера автоматически совместит кадры с брекетингом по фокусу. Эта функция работает не со всеми объективами.

Olympus OM-D E-M1 Mark II получила режим Hi-Res («Супер-HD»), в котором камера делает снимок с разрешением 50 Мп за счёт съёмки 8 кадров с микросдвигом матрицы. Как вы понимаете, эта функция подходит только для съёмки неподвижных объектов. Самое важное, что в данном режиме можно сохранить данные в формат RAW. Но у данного режима есть и ограничения: максимальное ISO - 1600, диафрагма - f/8.

Режим Live Composite позволяет увидеть прямо на экране камеры изображение, формируемое длинной выдержкой. Например, работая со световой кистью , вы можете видеть результат, не прекращая экспонирования.

Выводы


1/400, f/5,6, ISO 200, @18mm, коррекция теней и светов

Компания Olympus выпустила очень сильную камеру. У неё хорошо продуманная эргономика, она удобно лежит в руке, а по глубине хвата E-M1 Mark II не уступает зеркальным камерам.

Стабилизация позволяет снимать фото без смаза и видео без дрожания при недостаточном освещении. Выигрыш до 5,5 (а с PRO-оптикой и до 6,5) ступени - это серьёзное конкурентное преимущество для фотографа.

Сочетания цепкого автофокуса и скоростной съёмки до 18 к/с с трекингом объекта позволяют снимать самые динамичные сюжеты. А при необходимости можно включить максимальные 60 к/с и с фокусом по первому кадру.

E-M1 Mark II получила широкие возможности по видеосъёмке, что вкупе с прекрасной стабилизацией должно привлечь внимание операторов.

В нашем новом обзоре, фотограф клуба «Российское фото» Алексей Макушин пробует фотоаппарат OM-D E-M1 Mark II в интерьерной съемке, репортаже с недостаточным естественным освещением, а также на природе. Как проявила себя камера в таких разных условиях - читайте в нашем обзоре.

Olympus OM-D E-M1 Mark II достался мне на две недели для тестирования очень вовремя - я как раз сдал в ремонт свой Nikon. Я опробовал камеру в съемке интерьера квартиры и взял ее в небольшую поездку на Красную Поляну, а также на репортаж с корпоративного мероприятия.

F 5.6, 1/320 с, ISO 200, 80 мм (35 мм экв.)

Первые впечатления

Я уже девять лет фотографирую зеркальными камерами Nikon и Canon, и первым моим впечатлением от Olympus OM-D E-M1 Mark II было: «Ах, какая игрушечно-маленькая! Надеюсь, она не будет тормозить».

Камера досталась мне с широкоугольником Olympus ED 7–14 mm f/2.8 Pro и зумом Olympus ED 12–40 mm f/2.8 Pro , что соответствует 12–24 и 24–80 мм в 35-миллиметровом эквиваленте.

На мой взгляд, в руке Olympus OM-D E-M1 Mark II лежит удобнее, чем, например, Nikon D750, но у него довольно много острых выпирающих углов. В целом качество сборки мне понравилось. Еще я опасался, что огромный переключатель будет сам включать камеру в рюкзаке, но он оказался очень удобным, обошлось без ложных срабатываний.
Интерфейс интуитивно понятен, сразу же поразили скорость и мгновенный отклик на нажатие всех кнопочек; вспомнился практически нерабочий режим LiveView в моем Nikon D810. Видоискатель очень яркий и контрастный.

Снимаем интерьер квартиры в режиме HDR

Я сразу взял камеру на работу - поснимать интерьер квартиры в режиме HDR.

F 8, 1/25 с, ISO 200, 14 мм (35 мм экв.)

OM-D SuperHD

F 16, ISO 200, 14 мм (35 мм экв.)

OM-D HDR

В процессе фотосессии порадовала у OM-D функция увеличения зоны резкости с подсветкой резких граней предмета. Еще маленькой камерой было удобнее работать, а откидной поворотный экран помог при съемке маленьких помещений - кладовки и санузла.

Съемка репортажа в условиях слабого освещения

Теперь пришла пора посмотреть, как проявил себя Olympus OM-D E-M1 Mark II при съемке репортажа. К камере некоторое время пришлось привыкать.
Сразу хочу отметить автофокус Olympus: он оказался очень быстрым, особенно пока света было достаточно, и никакой задержки срабатывания практически не было заметно. Но вечером, когда освещение приглушили, фокусировка началась с небольшой задержкой. Разница по сравнению с зеркалкой стала уже заметна!

F 4.5, 1/60 с, ISO 320, 54 мм (35 мм экв.)

F 3.5, 1/60 с, ISO 1600, 32 мм (35 мм экв.)

Что касается шума матрицы, из-за небольшого размера сенсора, ¾ дюйма, он, естественно, был больше, чем у полнокадровой камеры. Особенно шум заметен при значениях ISO от 1000 до 2000, но при 20-мегапиксельной матрице его эффективно подавляет шумодав.

Для меня было неожиданностью, что с OM-D получились удачными многие кадры на выдержках 1/20 - 1/60, потому что я привык в репортаже с Nikon D810 использовать выдержки короче 1/80 сек. А тут из-за мощного оптического стабилизатора оказался рабочим большой диапазон выдержек фотоаппарата.

Арт-режимы OM-D E-M1 Mark II

Я отправился с семьей в небольшое путешествие по Краснодарскому краю. У Olympus есть очень крутой арт-режим с функцией наложения фильтров в режиме реального времени.

F 4.5, 1/1000 с, ISO 200, 24 мм (35 мм экв.)

Зимний сочинский дендрарий

F 4.5, 1/40 с, ISO 1600, 24 мм (35 мм экв.)

F 3.2, 1/80 с, ISO 200, 32 мм (35 мм экв.)

Ты смотришь в электронный видоискатель и без задержки видишь любые сделанные изменения и арт-фильтры. Особенно мне понравилось, как получаются черно-белые снимки в режиме зернистости.

F 3.2, 1/800 с, ISO 200, 48 мм (35 мм экв.)

Серое Черное море

Можно бесконечно сидеть на черных камушках сочинского пляжа и смотреть на предзакатное солнышко. Я продолжаю снимать камерой Olympus OM-D E-M1 Mark II.

F 2.8, 1/30 с, ISO 1600, 24 мм (35 мм экв.)

Олимпийский парк в Сочи

Как же не заглянуть в Олимпийский парк Сочи? Масштаб строительства потрясает. Все олимпийские объекты еще не развалились, но полупустые и в свободном доступе. Немногочисленные спортсмены тренируются.

Я заехал сюда в сумерках не случайно, а чтобы протестировать, как Olympus OM-D E-M1 Mark II справляется с фотосъемкой яркой иллюминации и архитектуры. Вот несколько фотографий с Олимпийской площади без обработки, прямо с камеры.

Катаемся на лыжах

Что сказать? Когда света много и погода хорошая, с такой камерой кататься отлично. За неделю в горах я брал с собой только Olympus, а зеркалку с парой объективов оставлял в гостинице, потому что 700 грамм лучше, чем 2 килограмма.

F 7.1, 1/1250 с, ISO 200, 24 мм (35 мм экв.)

Я много снимал в серийном режиме и видео в движении, качество получилось отличное. При очень ярком солнце картинку было видно как на экране, так и в электронном видоискателе.

Выводы, преимущества и недостатки

Преимущества

  • Небольшой вес камеры и объективов.
  • Отличный стабилизатор изображения позволяет получить интересные кадры на длинных выдержках и плавное видео при съемке с рук.
  • Высокая скорость работы. Мгновенная обработка изображений на лету, быстрая запись на карту памяти.
  • Эргономичность. Удобные настройки и понятный интерфейс. Olympus довольно удобно лежит в руке.
  • Очень понравилась съемка видео - автофокус, плавность видео в Full HD, скорость и качество в режиме 4K.
  • Удобный видоискатель. Очень яркий как в яркий солнечный день, так и в темных помещениях. Поворотный экран можно использовать для селфи.
  • Крутые и разнообразные творческие арт-режимы, особенно для Instagram постобработку можно поручить камере.
  • Инновационность и функциональность.

Недостатки

  • Слабый аккумулятор. Хватает на пару часов активного использования, обязательно надо иметь запасной.
  • Включение быстрое, но пока запустятся все функции, стабилизация, АФ, проходит около 2 секунд. При репортаже я так упустил пару моментов, а если камеру не выключать, то садится аккумулятор.
  • Не получилось настроить быстрый таймлапс (цейтраферная съемка), почему-то минимальное время между кадрами составляет около 2 секунд, даже если выставляешь 1 секунду и меньше.
  • В фоторюкзаке объективы сами переключались в MF-режим и с них постоянно соскакивали крышечки, я не потерял их только чудом (но это уже не о камере).

F 7.1, 1/1000 с, ISO 200, 38 мм (35 мм экв.)

Ну что же прошло 2 недели, камера мне очень понравилась и расставаться с ней, мне откровенно жаль, она очень располагает заниматься творчеством.
OM-D E-M1 Mk II меня впечатлил и уже не воспринимается как игрушка. Вспоминаешь, что не успел снять на нее несколько идей и попробовать интересные режимы. Смело могу рекомендовать ее, особенно в поездках.

Характеристики Olympus OM-D E-M1 Mark II

Матрица LiveMOS-сенсор с разрешением 20 мегапикселов
Разрешение Режим высокого разрешения 50 мегапикселов (JPEG) и 80 (RAW)
Диапазон ISO 64 - 25 600
Диапазон выдержек 1/32000 - 60 c
Серийная съемка Скорость серийной съемки 15 к/с с механическим затвором
Скорость серийной съемки 18 к/с в режиме C-AF
Скорость серийной съемки 60 к/с в режиме S-AF
Видео Запись видео в формате DCI 4K с потоком до 236 Мбит/с
Габариты 134.1×90.9×68.9 мм
Дополнительно пылевлагозащита, два карты
Процессор TruPic VIII

Спасибо за внимание!
Алексей Макушин

Как покажет себя Olympus E-M1 Mark II на морозе, под снегом, как надолго хватает его аккумулятора и насколько хорош новый объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro в реальном путешествии по Северу? Это были главные вопросы перед поездкой в Коми и не имея на них ответа я взял для подстраховки еще и зеркальную камеру, а вот достал ли я ее хоть раз, это уже совсем другой вопрос.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Про объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro

То, что диапазон 24-200мм в 35-миллиметровом эквиваленте и с постоянной светосилой великолепен, посвященным объяснять не надо. Диафрагма f4 компромисс, но многие смирились с ней ради диапазона или размеров и веса объектива. Например когда-то я поменял 70-200 f4 на 70-200 f2.8 и очень сильно пожалел. Светосильный телевик был хорош, но все чаще в путешествия я его с собой не брал. Слишком большой и тяжелый он был.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Уже собирая вещи в путешествие над нами поднялась луна. Шикарная луна. Не задумываясь схватил камеру и на улицу. Мне даже в голову не пришло, что надо поменять объектив на телевик. Если бы был M.Zuiko 300mm, то еще бы и лунатиков снял, но в формате «навел-нажал», двухсот миллиметров хватило с головой. Пора уже бросать его в кофр и отправляться в реальный мир.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Диапазон фокусных расстояний хорошо показывать на реальных примерах. Попав на базу отдыха «Мишкин Лес» специально снял два кадра с высокого берега реки. Первый на 12мм (24мм в эквиваленте).

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Второй на 100мм (200мм в эквиваленте). Все это снято одним объективом размером со стандартный китовый для зеркалки и меньше, чем те же 24-105 f4 для Canon или 24-120 f4 для Nikon.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Добавляем, что M.Zuiko 12-100 имеет пыле и влагозащиту, а также стабилизатор, который синхронизируется с внутрикамерным и дает в паре 6,5 стопа. Неплохо? Я лично очень доволен, что выбрал этот новый объектив. Недавно узнал, что Саша Беленький тоже вовсю перешел на БЗК и также снимает на 12-100. Лед тронулся в сторону будущего.

M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro

Проанализировал кадры из путешествия обнаружил, что больше чем в 80% ситуаций я снимал на 12-100мм. В остальных случаях на камере стоял M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro. Сверхширокий объектив нужен мне для съемок автомобилей, а также он идеально подходит для съемок в помещениях, в музеях и на выставках, где тесно и светосила будет важна.

Связка Olympus E-M1 Mark II с объективом M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro идеальна для автожурналистики.

В итоге, у меня получился идеальный набор: светосильный M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro и универсал 12-100mm f4 IS Pro. Есть еще макро-объектив M.Zuiko 30mm f3.5 Macro, но им мне еще предстоит начать что-то снимать и пока для меня это эксперимент по вступлению в мир макро-фотографии.

Про камеру Olympus OM-D E-M1 Mark II

Перед стартом в Коми меня попросили отчитать потом по работе в минусовых температурах и по живучести нового аккумулятора, который стал в полтора раза больше. Про работу в минус я мог бы сказать и по опыту общения с OM-D E-M1 на Варандее и еще в нескольких местах, в условиях низких температур и снегопадов.

Лабораторных испытаний живучести аккумулятора я не проводил, да и такой задачи не стояло. Мне нужно было понять, насколько хватает заряда одного аккумулятора в обычной жизни, когда что-то надо поснимать на мероприятии или выбежать и сделать пару кадров. Лабораторные показатели мало пригодны для реальных съемок в разных условиях, так что равняться на них не имеет смысла.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Самый большой расход традиционно на долгих съемках на морозе. Удалось поснимать Лямпиаду в течение примерно трех часов. За это время камеру не убирал и не выключал, снимал и сериями, и со следящим затвором. В этот же деть еще поснимал по дороге туда и обратно. В итоге, снято было чуть больше 300 кадров, а еще первый аккумулятор остался жив, запасной не потребовался.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Снимать под сильным снегом для Olympus OM-D E-M1 Mark II вообще не проблема. Главное следить за передней линзой, чтобы потом не удивляться, что за пятна на фотоснимках. Что до влаги, то еще на E-M1 я мыл фотоаппарат с объективом после съемок на трофи под душем. Только не говорите это гарантийщикам. Говорят, что они не любят тему мытья камер под душем. Впрочем, по гарантии я ни разу не обращался и не по гарантии тоже.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Нам повезло и с морозами и со снегом. Весна в Коми настоящая, как в русской поговорке: «Марток, одевай сто порток». Ветер, мороз до минус 20 и ниже, снег валит, красота! Кстати, забыл, вместе с фото еще периодически и видео снимал. Кнопочка начала записи под рукой, один проезд на фото, второй проезд на видео. Потом что-нибудь склепаю вместе с видео с дрона DJI.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Наконец про больной вопрос – про автофокус. У E-M1 было примерно 10% брака в сложных условиях. Камера просто не успевала фокусироваться или фокусировалась не на том, что надо. У E-M1 Mark II ситуация значительно улучшилась, но не стала идеальной.

В снежной каше или при ярком прямом фронтальном свете, камера все еще фокусируется немного хуже, чем зеркалки топового уровня. Иногда приходится перемещать точку автофокуса, чтобы гарантировано «взять» объект. Но не все плохо, например, через размытое от сырости стекло камера сумела сфокусироваться на ходу и сделать нужный кадр.

В завершение, новый арт-режим Bleach Bypass, ставший доступным в новой прошивке 2.0 для OM-D E-M1 Mark II. Это конечно баловство, но у меня теперь есть даже личный пресет для обработки полученного с этим режимом JPEG-изображения. Получается что-то «ламповое» и довольно забавное. Вот пример локомотива с использованием этого режима.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

У Olympus OM-D E-M1 Mark II есть еще несколько фишек, про которые стоит написать отдельно и я обязательно сделаю это позже. Пока же пора подвести итог, что первое боевое испытание камера выдержала, а связкой двух объективов я доволен до безобразия. Если для широкогоугольного объектива и съемок в помещении взять еще камеру Olympus PEN-F, то это будет вообще бомба и мечта фотографа.

Проблема решена

Достоинства: - Совершенно другой опыт съемки! Ночью и в сумерки можно без проблем снимать с рук с выдержкой в 1 секунду – 99% кадров абсолютно резкие. Это позволяет использовать минимальное ISO, зажимать диафрагму и при этом не возиться со штативом. Это не просто удобно, но и экономит массу времени. Точки фокусировки по всему кадру, отличный автофокус, огромный буфер, скорострельность. Количество брака минимально. В портретах режим фокуса по глазам – всегда идеально. Экспозиция – тоже. Работать одно удовольствие. - Изображение очень качественное по любым меркам. Да, фулл-фрейму чуть проигрывает, но эта разница – такой мизер, что ее никто никогда не увидит. Света на фотографиях не выбивает, тени тянутся очень хорошо, шумов почти нет. Цветопередача отличная. Объективы фантастически резкие с открытой по всему кадру. На развороте журнала А4 кадры выглядят шикарно. Большие отпечатки в полтора метра по длинной стороне – тоже. - Хват и эргономика, возможность перенастроить почти любую кнопку под себя - Плюсы, характерные для всех беззеркалок. 1. Поворотный экран. Можно снимать с любых углов – от пола, с вытянутых рук, из-за угла, – все это очень облегчает процесс съемки. 2. Ты сразу видишь экспозицию, в сложных условиях освещения не надо "пристреливаться". - Формат системы Micro Four Thirds. Ее принято ругать за шумы и большую глубину резкости. Но не все так плохо. По шумам камера проигрывает самому крутому фулл-фрейму стоп, максимум полтора. Там, где Олимпус снимет плохо, и на ФФ картинка будет очень так себе. Большая ГРИП для меня – плюс, чаще можно снимать на открытой диафрагме там, где на большой матрице ее пришлось бы прикрывать. При этом размыть фон в кашу – вообще не проблема. - Компактность системы. Не поленился и посчитал, что Е-М1 с тремя про-зумами 2.8 (от 14 до 420 мм!) весит 2,3 килограмма. Таскать с собой в сумке можно хоть целый день. Сони А7 с аналогичными объективами будет весить 3,5 килограмма – а это уже тяжеловато. Хорошие зеркалки – 5 кг и более, – до свидания. Недостатки: - В управлении больше всего раздражает, когда, например, надо быстро поменять диафрагму с 2.8 до 8 – быстро крутишь колесо, но камерой "засчитываются" не все щелчки, а только половина. - Автофокус иногда очень досадно мажет, если точка фокусировки находится рядом с ярким бликом. - Артефакты, когда снимаешь строго против света. Но они есть на любой беззеркалке с фазовыми датчиками на матрице, увы. - Приложение для мобильного телефона (с него можно управлять камерой и скидывать кадры) сделано довольно топорно - Пока сбрасывается буфер, снимать можно, а вот переключиться в другой режим съемки нельзя. И смотреть отснятое тоже. - Крышка отсека для карт памяти люфтит. На фоне общего качества изготовления это раздражает. - Алгоритм Auto ISO реализован довольно незамысловато, и нормально настроить его (чтобы он учитывал, например, фокусное расстояние) невозможно. - В том числе: в ручном режиме можно включить Auto ISO, но поправку экспозиции, для которой оно будет определяться, задать нельзя. - ЭВИ большой, но разрешение и цветопередача по современным меркам уже не очень. Графика интерфейса откровенно так себе. Комментарий: - Снимаю на Е-М1 Марк2 полгода. В целом камера абсолютно пригодна для профессионального использования, работать очень удобно, а к качеству не придерется ни один заказчик. При этом цена и, главное, вес – ощутимо меньше аналогов. Случаи, когда не хватает чувствительности или глубины резкости лично у меня очень и очень редки, плюсы перевешивают. - Но, конечно, камера не подойдет членам клуба "заклинившая диафрагма" и тем, кто по ошибке покупает фотоаппарат вместо прибора ночного видения - Камера требует совершенно другого подхода к съемке после фуллфрейм-зеркалки. Если раньше самым ходовым режимом у меня был А, то теперь (за счет стабилизатора и того, что в 90% случаев диафрагму прикрывать не надо) очень часто выручает S. Особенно ночью – если в кадре нет движения, то ставишь выдержку хоть секунду и снимаешь на минимальной чувствительности, если есть – выбираешь соответственно характеру движения. - Любопытно, но почти всеми фишками, которые Olympus нахваливает в своей рекламе – съемка 80-мегапиксельных изображений, Live Composite, Pro Capture и т.д. – вообще не пользуюсь.