Презентация мотивация учебной деятельности и ее формирование. Способы повышения учебной мотивации. Самоподготовка. Развитие мотивов учения

Практикум для педагогов.

Мотивация. Самореализующиеся предсказания.

Цель: а) определение силы и значимости предубеждений педагога по отношению к учащимся, их влияние на учебную мотивацию; выявление факторов, благоприятствующих и препятствующих мотивации учения в зависимости от возрастной характеристики;

б) самодиагностика личности учителя: самый (не) мотивированный ученик.

«Золотое» правило педагогики: «вытягивать» положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

Повышение мотивации учеников на уроке начинается с оптимистического прогнозирования учителя.

Мы часто в кулуарах говорим, что ученики вообще ничего не хотят, что они – тупые, глупые, ленивые и т. д.

Запишите для себя несколько цифр. Сколько, как вам кажется у вас учеников:

    не желающих учиться (в %)_____________________________________

    желающих учиться (в %)________________________________________

    на сколько процентов вас понимают ученики?_____________________

    охарактеризуйте несколькими словами большинство ваших учеников_____________________________________________________

Это самосрабатывающие пророчество или самореализующийся прогноз.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мы уверены:

    Дети приходят в школу, чтобы учиться, значит…

    Дети должны хотеть учиться, но…

    Многие не хотят учиться и не учатся. Отсюда констатируется низкая учебная мотивация.

Самодиагностика личности учителя.

Предлагается выполнить тест-упражнение «самый немотивированный ученик»: оцените самого не желающего, а затем желающего, а затем желающего учиться ученика и постройте для них графики.

Цель – осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, своего самого не желающего учиться ученика, который казался вам наименее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

Несимпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Симпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Необязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Равнодушный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Увлеченный

Рассеянный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Собранный

Податливый

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Беззаботный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Озабоченный

Неуспешный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Успешный

Теперь вспомните самого желающего учиться ученика, который казался вам наиболее мотивированным к учебе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

Постройте профили различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным учеником.

Симпатичный

Обязательный

Увлеченный

Собранный

Озабоченный

Успешный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Окажется, что профиль мотивированного лежит выше профиля немотивированного.

Мы можем наблюдать эффект ореола и феномен самоисполняющегося предсказания.

Эффект ореола – включение положительных черт и качеств в представление о человеке, который высоко оценивается по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, - отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Самоисполняющиеся предсказания – предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в неосознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями (учитель для ученика – значимый человек).

Немотивированный ученик кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным. В каком-то смысле мы ставим на нем крест.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах… Ученик воспринимает эти сигналы и, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем.

Это – психологический закон, который был подтвержден экспериментально.

Вывод: создайте новый образ этого человека: желающего получать знания по вашему предмету и успешного. И ведите себя по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.

В структуре мотивов выделяют внутренние, пограничные и внешние.

Внутренние:

    получение нового;

    собственное развитие;

    действие вместе с другими и для других.

Пограничные:

    понимание необходимости учения;

    возможность общения;

    похвала от значимых лиц.

    вынужденность учебы;

    учеба ради лидерства престижа;

    стремление оказаться в центре внимания;

    избегание неудач.

Это в общем. Рассмотрим более конкретно. Ученик, получивший плохую отметку за контрольную работу, объясняет свою неудачу, как правило, следующими причинами:

    недостатком способностей;

    невезением;

    трудностью задания; и редко

    отсутствием усилий.

Вот где причина причин!

По исследованиям психологов, это наиболее типичные причины в объяснениях детей.

Учитываем ли мы эти объяснения? Ведь они непосредственно влияют на мотивацию. Только ли познавательный интерес (действительно- мощный стимул) играет роль? Ведь когда успех объясняют внутренними факторами (способность и усилие), чувство удовлетворения выше (а стыд и раскаяние при неуспехе сильнее), чем когда считают, что все обусловлено факторами внешними (трудность и невезение).

Чтобы не получать «выученную беспомощность», то есть низкий учебный мотив, нужно знать причины его возникновения и способы выхода из сложившейся ситуации (см. схему).

Надо добиться, чтобы ученики осознали эти причины, и ориентироваться на самого ученика. Тогда смысл рекомендации сводиться к следующему: нужно, чтобы школьники объясняли причины своего неуспеха не внешними помехами и не внутренним фактором «низкие способности», а другим внутренним – недостаточно усилий , поскольку эта причина – единственно контролируемая.

Вот на это надо воздействовать!

Через самореализующиеся предсказания!

В одном из экспериментов учителя в течение нескольких месяцев любые неуспехи учеников оценивали приблизительно такой формулой: «Ты можешь ответить (выполнить задание) лучше, если приложишь больше усилий». Члены экспериментальной группы по сравнению с неуспевающими учениками контрольной группы достигли больших успехов в показателях тестов умственных способностей, в уменьшении тревожности, переориентации объяснений причинности неуспеха (способностей на усилие).

По теории личностной причинности Р. де Чармса, человек в любой ситуации ощущает себя либо преимущественно «источником», либо преимущественно «пешкой». Если на человека смотрят как на «источник» (и соответственно с ним держатся), он сам на себя так начинает смотреть, сам начинает ощущать себя «причиной всех действий». Но если его напрямую, «в лоб», учить быть «источником», то мы получим именно «пешку», то есть не следует пытаться непосредственно изменить поведение учеников, прежде всего следует изменить поведение учеников, прежде всего следует изменить поведение учителя по отношению к учащимся, относиться к ним как к «источникам».

Практический рецепт воплощения.

«Золотое» правило педагогики: вытягивать положительные и удалять (блокировать) отрицательные ощущения-воспоминания.

Планируя урок (различные его моменты), представьте психологическую атмосферу реализации. Такое психологическое предвидение (проектирование) поможет выбрать средства: тон, паузу, шутку в зависимости от ситуации и реакции класса.

Вспоминайте хорошее в учениках, избегайте стереотипных отношений к отдельным ребятам.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении учителя к «плохому ученику» (по А. Леонтьеву):

    дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему;

    услышав неправильный ответ, не повторяет вопрос, а сразу же вызывает другого ученика или отвечает сам;

    чаще ругает «плохого» за неправильный ответ;

    реже хвалит за верный ответ;

    не замечает поднятой руки «плохого» ученика, вызывает другого;

    реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому» ученику;

    общение учителя с «плохим» учеником менее эмоционально-личностно окрашено («Правильно, садись, Чернов», тогда как с «хорошим»: «Правильно, молодец, садись, Верника!»).

Путь настройки: блокировка отрицательных ощущений, развитие положительных.

Вывод: повышение у учеников мотивации на уроке должно начинаться с учителя, его оптимистического прогнозирования.

Неуспех неконтролируемая причина

Отсутствие низкая чувство

способностей вероятность некомпетентности

беспомощности

Ухудшение поведения или учебы Снижение мотивации

Совет: при отсутствии учебных способностей развивать чувство социальной уверенности.


Неуспех неконтролируемая причина

Трудность низкая чувство

Задачи вероятность фрустрации

успеха (непреодолимый

беспомощности)

или учебы

Совет: при наличии трудной задачи разбить ее на простые.


Неуспех неконтролируемая причина

отсутствие неопределенная чувство

везения вероятность досады

успеха беспомощности

ухудшение поведения снижение мотивации

или учебы

Совет: формировать позитивное отношение – везет тому, кто верит.


Неуспех неконтролируемая причина

отсутствие нестабильная высокая

усилий причина вероятность

вины и стыда

контроль над

поведением

улучшение поведение повышение мотивации

или учебы

Совет: формировать отношение – умственный труд приносит радость



«Приложение 2 Возрастные особенности мотивации школьников рекомендации по формированию мотивации»

Возрастные особенности мотивации школьников.

Младший школьный возраст

Характеристика возраста.

К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы дошкольников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. Иными словами, у него проявляется потребность занять новое положение среди окружающих. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Но существует и «объективная готовность» – это тот уровень знаний и умений, с которым ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности к школе несколько снижен, а уровень объективной готовности повышен. Все это усложняет работу по формированию мотивации учения в младшем школьном возрасте.

(Что способствует мотивации?)

Положительное в целом отношение ребенка к школе;

Широта его интересов;

Любознательность;

(Что мешает мотивации?)

Ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают;

Малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравиться в предмете, и не может этого объяснить;

Слабая обобщенность интересов;

Все интересы ориентированы чаще всего на результат учения, но не на способы учебной деятельности.

Средний школьный возраст

Характеристика возраста.

В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. У большинства подростков интерес к фактам дополняется интересом к закономерностям. Характерен интерес к способам приобретения знаний. Это основывается на стремлении ребенка быть взрослым. Развиваются мотивы самообразования. Но самые существенные сдвиги происходят в социальных мотивах подростков. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главное в подростковом возрасте состоит в том, что школьник становится гражданином. Он стремиться занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми. В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

(Что способствует мотивации?)

Потребность во взрослости;

Общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;

Стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;

Стремление к самостоятельности;

Увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;

Возрастная устойчивость интересов;

Развитие специальных способностей.

Факторы, препятствующие мотивации учения

(Что мешает мотивации?)

Подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя;

Негативизм в оценках;

Внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;

Отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;

Непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;

Избирательный интерес к учебным предметам;

Поверхностность и разбросанность интересов;

Неустойчивость интересов.

Старший школьный возраст

Характеристика возраста.

У старших школьников главным становятся мотивы, определяемые представлениями о своем будущем. В этом возрасте отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов – профессиональных. Они и начинают преобладать. Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления. Существенно развиваются мотивы самообразования. Очень возрастает роль широких социальных мотивов, однако, не у всех школьников. У значительной части проявляются элементы социальной незрелости, иждивенчества и потребительства. Большую роль играют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке. В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения.

(Что способствует мотивации?)

Потребность в жизненном самоопределении и обращенность в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;

Становление социальных мотивов гражданского долга;

Тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;

Потребность в осознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;

Необходимость самоограничения;

Становление целеполагания;

Интерес ко всем формам самообразования4

Избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;

Устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Факторы, препятствующие мотивации учения.

(Что мешает мотивации?)

Устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;

Неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

Отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;

Недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 Советы родителям по общению с неуспевающими детьми»

Советы родителям по общению с неуспевающими детьми.

1. Опираться на сильные стороны ребенка;

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка;

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком;

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

6. Проводить больше времени с ребенком;

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

9. Уметь взаимодействовать с ребенком;

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

12. Принимать индивидуальность ребенка;

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему;

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов лт ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравиться, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет хорошо», Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

Прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех

Просмотр содержимого документа
«разработка семинар-практикум»

Семинар-практикум «Формирование учебной мотивации школьников».

Выступление психолога на ШМО классных руководителей, учителей-предметников.

"Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"

В.А.Сухомлинский.

Цель: проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Актуальность вопроса.

Необходимый уровень сформированности учебной мотивации у школьников.

Реальная ситуация в современной школе:

У значительной части первоклассников преобладает игровая мотивация;

Интерес к учебе снижается с переходом из начального звена в среднее,

в подростковом возрасте учебная мотивация ослабевает.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Понятийный аппарат проблемы

Мотив

Мотивация

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой

«сверху вниз» - ребенку раскрываются идеалы, цели, которые у него, по замыслу взрослого, необходимо сформировать; затем эти «нормы» превращаются из внешне понимаемых во внутренние, принятые самим ребенком.

«снизу вверх» - состоит в том, что воспитание мотивов происходит через организацию взрослым разных видов деятельности ребенка в условиях активной деятельности самого ребенка

В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

организацией образовательного процесса;

субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);

субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;

спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Эмоциональный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса

1) создание ситуации успеха,

2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,

3)яркая и эмоциональная речь учителя;

4) оценка собственной деятельности и деятельности других;

5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)

Мотивационно-целевой блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий

3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Познавательный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля

Развитие мотивов учения

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его

Условия, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности

1. Способ раскрытия учебного материала

2. Организация работы над предметом малыми группами

3. Отношение между мотивом и целью

4. Проблемность обучения

1. Способ раскрытия учебного материала
Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами

Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и цель

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на результаты обучения детей. Довольно часто неуспевающий ребенок подвергается насмешкам. Часто имеет место и обратная ситуация - ребенок, отличающийся от других своим умом и прочими достоинствами, тоже может быть не принят группой, просто потому, что он не такой как все.

Взаимоотношения между учащимися должны приниматься во внимание педагогом для обеспечения плодотворности учебного процесса.

Успеваемость учащихся зависит от многих причин: от способностей, протекания учебного процесса, взаимоотношений с товарищами, от отношений с родителями и учителями и многого другого.

“Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Нулевой уровень активности:

Ученики с этим уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления (в виде замечаний) со стороны учителя. Они изначально лишены желания учиться, стимула к дальнейшему росту.

При работе с этой группой учащихся учителю не следует:

Ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно;

Предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой,

Требовать немедленных ответов, поскольку им трудно даются импровизации;

Сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы на уточнение;

Резко включать их в работу сразу после перемены, т.к. они достаточно медленно переключаются с двигательной активности на умственную.

Необходимы эмоциональные поглаживания:

Обращаться к ученику только по имени;

Не скупиться на похвалу и одобрение;

Сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

При необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

Акцентировать позитивное построение фраз: без угроз, без приказов и т.д.

Уровень активности
“по ситуации”.

Быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают её или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам.

Необходимо:

Учить использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки ("легальные шпаргалки”), таблицы, схемы, созданные самими учащимися или совместно с педагогом.

Защита кроссвордов, составленных самими учащимися;

Выделение в тексте опорных слов и главной мысли абзаца, с последующим самостоятельным “достраиванием” текста, обогащая его пояснениями, примерами.

Сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Между учащимися даже может возникнуть негласное соревнование, у кого значок для проверки находится дальше от начала упражнения.

Исполнительский уровень активности:

Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек 99 обладают высокой исполнительской культурой, а один творческими способностями. Такое соотношение, по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.

Учащиеся данной ПА систематически выполняют домашнее задание. С готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно принимают учебную задачу, преимущественно работают самостоятельно.

Необходимо:

Могут подключаться к технологии оценивания устных ответов и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. При этом необходимо их вооружить критериями по оцениванию ответов, чтобы не возникало существенных разногласий.

Включать самые различные формы дискуссий: круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, сократические диалоги, мозговой штурм.

Написать дневник или другой письменный документ (письмо, отрывок из летописи) от имени исторического лица (дневник географических открытий, историческое событие с точки зрения современного человека, “Репортаж путешественника во времени”)

Творческий уровень активности:

Сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные;

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Педагогическая тактика и стратегия активизации познавательной

деятельности учащихся.

Очевидно, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной деятельности, носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня учебной активности:

ситуативного, исполнительского и др.

С точки зрения тактики учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и др.) задачи. С точки зрения стратегии учителю очень важно самому быть готовым к этим непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их - реальным и виртуальным - решениям, потому что если не будет этой установки, то познание как творческий процесс просто не состоится.

Практическая часть семинара

Мотивация. Самореализующиеся предсказания. (Приложение 1)

Дальнейшая наша работа будет проходить по группам.

Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся, уровни познавательной активности».

Предварительно раздать педагогам возрастные особенности мотивации. (Приложение 2)

1 группа- Младший школьный возраст

2 группа- Средний школьный возраст

3 группа- Старший школьный возраст

Защита проектов по группам.

Подведение итогов семинара-практикума.

(Приложение 3)

Использованные ресурсы

Просмотр содержимого презентации
«презентация семинар-практикум Формирование мотивации»


Формирование учебной мотивации школьников Семинар-практикум для педагогов

педагог-психолог ГУ «Гимназия №2»

Черкашина А.А.

г. Рудный

октябрь 2014


План проведения:

Сообщение о теме семинара-практикума, его цели и задачах

Доклад: теоретическое обоснование темы

Анализ психологического исследования «Формирование мотивации учащихся ГУ «Гимназии №2»

Обсуждение «Причины спада школьной мотивации»

Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации»

Защита проектов по группам


Цель : проанализировать влияние мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявить необходимые психолого-педагогические условия для активного стимулирования образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями


«Мотивация гораздо больше,

чем способности определяет поведение,

действия человека».

Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

«И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.»

Коэльо Паоло


Понятийный аппарат проблемы

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

2 пути воздействия на мотивацию ребёнка:

  • «сверху вниз»
  • «снизу вверх»

В ходе учебно-воспитательной работы целесообразно использовать оба пути.


Факторы, определяющие мотивацию учебной деятельности

Субъектные особенности обучающегося

Организация учебного процесса

Субъектные особенности педагога

Учебная мотивация

Специфика образовательного учреждения

Специфика учебного предмета

Выделяют пять уровней учебной мотивации :

  • Первый уровень высокий уровень школьной мотивации , учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
  • Второй уровень хорошая школьная мотивация . (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • Третий уровень положительное отношение к школе , но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
  • Четвертый уровень низкая школьная мотивация . (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация .

(Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,

пребывание в ней для них невыносимо.

В других случаях ученики могут проявлять агрессию,

отказываться выполнять задания,

следовать тем или иным нормам и правилам.

Часто у подобных школьников отмечаются

нервно психические нарушения.)


Психологическое исследование «Формирование мотивации учащихся ГУ «Гимназии №2» В исследовании были использованы диагностические данные, полученные при помощи анкеты Лускановой.

Исследование уровня мотивации учащихся начальных классов ГУ «Гимназии №2» в 2014-2015 уч.г.

Уровень

Уровень I (25 - 30)

Описание уровня

Уровень II (20 - 24)

Высокий уровень школьной мотивации

Хорошая школьная мотивация

Уровень III (15 - 19)

Уровень IV (10 - 14)

Положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью

Уровень V (ниже 10)

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация


Сравнение данных по учебной мотивации учащихся с 6 по 9-й класс


Причины спада школьной мотивации:

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

5. Личная значимость предмета.

2. Отношение ученика к учителю .

8. Непонимание цели учения.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7 – 8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

9. Страх перед школой.


Причина эффективной школьной мотивации:

на самом деле


ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная,

настоящая!)


  • Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность … сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны”.

Уровни познавательной активности учащихся

Творческий уровень активности

Уровень активности “по ситуации”

Исполнительский уровень активности

Нулевой уровень активности

Работа по формированию мотивов учения

Эмоциональный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: вызвать у учащихся любопытство –причину познавательного интереса

  • Приемы: 1) создание ситуации успеха, 5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
  • Приемы:
  • 1) создание ситуации успеха,
  • 2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества,
  • 3)яркая и эмоциональная речь учителя;
  • 4) оценка собственной деятельности и деятельности других;
  • 5)вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
  • 6) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.)
  • Приёмы:
  • Приёмы:
  • 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
  • 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий
  • 3) выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
  • 4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Мотивационно-целевой блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: обучение учащихся осознанию целей учения и их реализации.

Познавательный блок

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: формирование умения самостоятельно выделять учебную задачу, овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля

  • Приёмы: 1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности 2) необычная форма преподнесения материала, 3) создание проблемной ситуации; 4) эвристическая беседа, учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование; 5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
  • Приёмы:
  • 1)работа в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверка, коллективный поиск решения проблемы оказание учащимися помощи друг другу, привлечение учащихся к оценочной деятельности
  • 2) необычная форма преподнесения материала,
  • 3) создание проблемной ситуации;
  • 4) эвристическая беседа, учебная дискуссия, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование;
  • 5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Упражнение «Самый немотивированный ученик в моей жизни».

Цель –осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний

Несимпатичный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Симпатичный

Необязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обязательный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Равнодушный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рассеянный

Увлеченный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Податливый

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Собранный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Беззаботный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Неуспешный

Озабоченный

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Успешный


Проектная деятельность: работа в группах по созданию структурной схемы «Формирование мотивации учения»

Задание: Разработать структурную схему «Формирование мотивации учения», учитывая возрастные особенности учащихся.

По окончании работы каждая группа защищает свой проект, приводит примеры из практики.


  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

Пути повышения мотивации

1) создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3) характер педагогических воздействий учителя, в частности наличие стимулов и подкреплений;

4) использование на уроках ИКТ;

5)использование личностной индивидуализации.


Использованные ресурсы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Педагогика, 1968.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.– М.: Наука, 1984

3.Ивакина Г.В. Мотивация младших школьников к учению http://festival.1september.ru/articles/508424/

4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Букинистическое издание, 2000

5. Макарова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:Просвещение, 1983г

6.Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990..

7. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979г.

8. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников, Минск.: Нар. Асвета 1970г.

9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979г.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х томах, том 2, М.: Педагогика, 1989г.

Слайд 1-2 Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая побуждениями, целями, реакциями на успех и неудачу.

Слайд 3
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Слайд 4

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Слайд 5

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 6

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Слайд 7

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 8

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Слайд 9-10 Результаты диагностики

Слайд 11

Причины снижения интереса к учению или отрицательного отношения к нему :

    Пробелы в знаниях,

    Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    Подростковый “гормональный взрыв” и нечетко сформированое чувство будущего.

    Отношение ученика к учителю, нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры)

    Сниженная возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    Личная значимость предмета

    Сильные внеучебные интересы

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и многие родители учащихся.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками.

Слайд 12

Высокий уровень мотивации значим для достижения успеха в учебе также, как и когнитивные способности ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Слайд 13

Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

Слайд 14

Учителю в своей работе необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса.

Так, в младшем школьном возрасте преобладают познавательный мотив научиться и широкий социальный мотив занять новую позицию школьника .

В норме прослеживается следующая динамика мотивов учения младших школьников от 1-го к 3-му классу:

≡ Вначале при поступлении в школу идет преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой

      к первым написанным буквам и цифрам

      к первым отметкам

    ≡ Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    ≡ В среднем школьном возрасте главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    ≡ В старшем школьном возрасте доминируют зрелые познавательные мотивы самообразования, формируются социальные мотивы подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения в общественную практику.

    Слайд 15

    Познавательный интерес – это сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
    Внутренняя учебная мотивация (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). складывается из трех основных компонентов – это

    + ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности (компетентности).

    Слайд 16

    Учащийся становится активным субъектом учебного процесса, от его поисково-исследовательской деятельности в первую очередь зависит результат. Это достигается за счет проблемного изложения материала, организации работы в микрогруппе путем мозгового штурма. В этом случае знания «добываются», открываются заново. Задача педагога задавать нестандартные вопросы, те, которые требуют анализа и раздумий.

    Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    Слайд 17

    Слайд 18

    Такой стиль преподавания требует от учителя не только нестандартного мышления, но и лояльности по отношению к версиям и предположениям учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Негативные комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления, и самооценке.

    Важно поощрять детей, задающих вопросы. Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

    Слайд 19

    Ощущение свободы выбора

    Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Учащемуся следует предоставлять право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания

    Слайд 20

    Ощущение успешности (компетентности).

    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным, ребенок, должен верить, что он может учиться, почувствовать себя успешным.

    Хороший уровень мотивации возникает тогда, когда школьники имеют возможность включиться в такие виды заданий, где они могут достичь успеха и, вместе с тем, где возникает ощущение вложенного труда, преодоления препятствий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
    Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Слайд 23
    Таким образом, для успешного обучения важна мотивация. Она должна базироваться на положительном эмоциональном фоне, быть направленной на учение как предметную деятельность или на сам процесс обучения. Благоприятная социальная среда поддерживает познавательный интерес, что способствует формированию твердой внутренней установки на учение.

    Взрослым необходимо грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ребенку его личную «кнопочку» это хороший шанс для поддержания учебной мотивации и для получения хорошего результата.

    Видеть результат своей работы – это лучшая мотивация.

    Слайд 24

    Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

      Для формирования положительного отношения к учению:

      заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

      создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

      опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

      использовать интерес учеников к наглядности;

      целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

    Психолог Ридингер Е.Н.

    Просмотр содержимого презентации
    «Мотивация учения »



    Не стыдно

    чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

    Сократ


    Слово “мотивация” происходит

    от латинского глагола “movere” , двигать.

    Под мотивом учения мы понимаем то,

    ради чего учится ребенок, что побуждает

    его учиться”.


    5 уровней учебной мотивации:

    Первый уровень – высокий

    (У таких детей есть

    познавательный мотив,

    стремление наиболее успешно

    выполнять все

    предъявляемые школьные требования).

    Ученики четко следуют

    всем указаниям учителя,

    добросовестны и ответственны,

    сильно переживают,

    если получают

    неудовлетворительные отметки


    Второй уровень – хорошая

    школьная мотивация.

    (Учащиеся успешно справляются

    с учебной деятельностью).

    Подобный уровень мотивации

    является средней нормой.


    Третий уровень – положительное

    отношение к школе,

    но школа привлекает

    таких детей внеучебной

    деятельностью. Такие

    дети достаточно благополучно

    чувствуют себя в школе,

    чтобы общаться с друзьями,

    с учителями. Им нравиться

    ощущать себя учениками,

    иметь красивый портфель,

    ручки, пенал, тетради.

    Познавательные мотивы у

    таких детей сформированы

    в меньшей степени, и учебный

    процесс их мало привлекает.


    Четвертый уровень – низкая

    школьная мотивация. Эти дети

    посещают школу неохотно,

    предпочитают пропускать занятия.

    На уроках часто занимаются

    посторонними делами, играми.

    Испытывают серьезные

    затруднения в учебной деятельности.


    Пятый уровень – негативное

    отношение к школе. Такие дети

    испытывают серьезные трудности

    в обучение: они не справляются

    с учебной деятельностью,

    испытывают проблемы в общении

    с одноклассниками, во взаимоотношениях

    с учителем. Школа нередко

    воспринимается ими как враждебная

    среда, пребывание в ней для них

    невыносимо. В других случаях ученики

    могут проявлять агрессию, отказываться

    выполнять задания, следовать тем или

    иным нормам и правилам. Часто у

    подобных школьников отмечаются

    нервно – психические нарушения.


    Результаты диагностики

    уровня мотивации и эмоционального отношения к учению

    учащихся


    Вывод: при переходе из младшего звена в среднее,

    из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается


    Причины снижения интереса к учению

    1. Пробелы в знаниях,

    2. Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    3. Подростковый “гормональный взрыв”

    и нечетко сформированное чувство будущего.

    4. Отношение ученика к учителю, нарушение

    взаимоотношений (смысловые барьеры)

    5 . Сниженная возрастная восприимчивость

    к учебной деятельности в связи

    с интенсивным биологическим процессом

    полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    6. Личная значимость предмета

    7. Сильные внеучебные интересы

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.


    Высокий уровень мотивации значим

    для достижения успеха в учебе также,

    как и когнитивные способности ученика

    Иногда менее способный ученик, но

    имеющий высокий уровень мотивации

    может достичь более высоких результатов

    в учебе, потому что стремится к этому

    и уделяет учению больше времени и

    внимания.

    В то же время у ученика

    недостаточно мотивированного

    успехи в учебе могут быть

    незначительными,

    даже, несмотря на

    его способности.


    Формирование положительной мотивации учения –

    не стихийный процесс,

    и рассчитывать здесь только на природные задатки детей

    было бы опрометчиво.

    Мотивы учения надо специально

    воспитывать, развивать, стимулировать.


    Динамика мотивов учения:

    При поступлении в школу идет преобладание

    интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой ношение портфеля и т.д.

    труда: к первым написанным буквам и цифрам

    к первым отметкам

    Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    В среднем школьном возрасте главную роль приобретает

    стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    В старшем школьном возрасте доминируют

    зрелые познавательные

    мотивы самообразования, формируются социальные мотивы

    подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения

    в общественную практику


    Внутренняя учебная мотивация

    Складывается

    из трех

    основных

    компонентов –

    это:

    + ощущение самостоятельности

    процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности

    (компетентности).


    Вопросы, которые можно применять в самых разных

    учебных ситуациях

    Что случится, если…?

    Приведите пример…

    В чем сильные и слабые стороны?

    На что похоже…?

    Что мы уже знаем о…?

    Каким образом… можно

    использовать для…?

    Чем похожи … и…?

    Каким образом … влияет на …?

    Какой … является лучшим и

    почему?


    Когда такого рода вопросы ложатся

    в основу учебного процесса,

    к ребенку приходит понимание истинного

    назначения учения - научиться думать,

    применять знания на практике,

    ориентироваться в жизненных ситуациях.


    Важно!

    Поощрять детей, задающих

    вопросы. Особенно

    следует хвалить за хорошие

    вопросы, отражающие

    желание думать, больше

    узнавать.

    Критика ставит под сомнение

    компетентность ребенка

    и заставляет его прекращать

    усилия в данном направлении.


    Чем меньше будет фраз:

    «Вы должны, вам следует, вы обязаны…»

    и больше

    «Вы можете, у вас есть такие-то

    варианты, да, вы это верно подметили», -

    тем больше будет интерес детей к учебному

    процессу и тем выше их собственная

    инициатива и активность.


    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным,

    ребенок, должен верить, что он может учиться,

    почувствовать себя успешным.


    Для поддержания положительного

    эмоционального климата на уроке учителю важно

    постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности,

    не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске,

    стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени,

    стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости.

    Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы

    (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей),

    воспитывать адекватные критические установки

    учащихся на свою работу,

    каждому ученику и классу показывать перспективы,

    резервы их развития.


    Древняя мудрость гласит:

    Можно привести коня к водопою,

    но заставить его напиться нельзя.

    Да, можно усадить детей за парты,

    добиться идеальной дисциплины.

    Но без пробуждения интереса,

    без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.

    Это будет лишь видимость учебной

    деятельности.


    Взрослым необходимо грамотно

    сочетать все возможные

    способы побуждения ребёнка

    к учебной активности,

    вовремя переходить от

    одного способа к другому,

    подбирая к каждому

    отдельному ребёнку его личную,

    индивидуальную «кнопочку»

    это хороший шанс для

    поддержания учебной

    мотивации и для получения

    хорошего результата.

    Видеть результат своей работы - это лучшая мотивация.


    Презентацию подготовила

    психолог Ридингер Е.Н.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Каждый учитель хочет, чтобы ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но часто и учителя, и родители констатируют: «Не учится, не хочет учиться», «Мог бы заниматься, но нет желания». В этом случае встречаемся с тем, что у ученика нет сформированной потребности в знаниях, нет интереса к учению.

    3 слайд

    Описание слайда:

    В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивацию к получению знай?

    4 слайд

    Описание слайда:

    Мы знаем: нельзя успешно учить, если ребенок относится к учению и знаниям равнодушно. Потому перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

    8 слайд

    Описание слайда:

    мотивация, которая условно может быть названа отрицательной 1 Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам

    9 слайд

    Описание слайда:

    мотивация, имеющая положительный характер Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации Эта мотивация выступает в двух формах: 1форма. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика 2 форма. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В процессе учения тип мотивации меняется На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Три кита учебной мотивации- это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности)

    12 слайд

    Описание слайда:

    КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять - научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников: «Не тем местом думаем (думаете), не тем!» Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления. Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Техника «Проблемные вопросы» Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы - это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации: От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту - и естественно-научному, и историческому, и художественному. Таким образом, мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ. + - ? Я это знал(а) Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знала Я хочу об этом знать больше

    15 слайд

    Описание слайда:

    Кит 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») - Почему ты ходишь в школу? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный), так как большинство современных детей быстро понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в школе они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни - базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям - особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Однако необходимое ощущение свободы может быть достигнуто. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

    16 слайд

    Описание слайда:

    КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех - понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.


    Г. Розенфельд выделил несколько факторов мотивации учения: 1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету. 2. Обучение без личных интересов и выгод. 3. Обучение для социальной идентификации. 4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач.


    5. Обучение по принуждению или под давлением. 6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах. 7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни. 8. Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.


    Существует множество научно- исследовательских работ, связанных с выявлением компонентов мотивационной структуры в сфере обучения, с классификацией мотивов учения. И практически отсутствуют исследования о том, как эти мотивы соотносятся с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, с учётом возраста и пола учащихся, ситуации в семье, социального происхождения и др.


    Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Имеются ввиду побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам


    2. Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах: 2а. Такая мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Это - наиболее ценная мотивация. Однако, если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.


    2б. Эта форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. 3. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).




    Познавательные мотивы включают: 1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявления этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене.


    Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть: а) интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо б) интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо в) интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.


    2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;


    3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т. д.).


    Социальные мотивы включают: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании школьником общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.


    2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе. Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей.


    3) Мотивы социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.


    А. К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. 1. Содержательные мотивационные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности. 2. Динамические характеристики характеризуют форму, динамику выражения этих мотивов.


    Содержательными характеристиками мотивов являются следующие: 1) наличие личностного смысла учения для ученика; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка; 3) место мотива в общей структуре мотивации; 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива; 5) уровень осознания мотива; 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.


    Динамические характеристики мотивов: 1. Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ученик не может не учиться. 2. Модальность мотивов их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. 3. Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом, и т.д.




    Д/З Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 13, п (Формирование мотивов учебной деятельности школьников). В параграфе выделены основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Приведите по 1 примеру на каждый фактор, используя свой собственные школьный опыт или материалы литературы или кино. Помните о необходимости обозначать перед примером, о каком факторе идёт речь, и аргументировать уместность примера.