Календарное планирование по фгос. тема недели «весна. вода и её свойства. I. Информационная карта проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш»

комбинированного вида» города Чебоксары

Разработчик проекта:

воспитатель

Николаева Светлана Львовна

Чебоксары, 2017

I. Информационная карта проекта

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.

Проблема:

У детей средней группы с общим недоразвитием речи не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Цель проекта: Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе , замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

    Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

    Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

    Активизировать словарь детей по лексическим темам.

Развивающие:

    Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.

    Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.

    Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.

    Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.

    Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

    Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа:

предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, брюшко, хоботок, жало, усики, личинки, нектар, пыльца и др;

признаки: долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый, луговой, полевой, лесной, комнатный, лечебный, полезный и т.д.;

действия: трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет. Откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.

Для педагогов:

    расширять знания детей о весне;

    развивать любознательность;

    развивать трудовой потенциал у ребенка.

Для родителей:

    развитие совместного творчества родителей и детей;

    заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

    выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.

Формы реализации проекта:

2.Здоровьесберегающие технологии

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Наблюдения.

6. Игровая деятельность.

7.Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Дети

    Расширят знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

    Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Называют некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы).

    Обогащение словаря детей.

    Участвуют в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность.

    Проявляют бережное отношение к природе.

Педагоги

    Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

    Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.

    Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители:

    Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.

    Станут активными участниками реализации проекта.

    Повысится мотивация к сотрудничеству.

II. Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

    подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта:

    подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

    подготовка материалов для продуктивной деятельности;

    подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

3. Создание развивающей среды:

    внесение изменений в календарь наблюдений за природой;

    изготовление макетов по теме «Весна», Перелётные птицы», «Насекомые»;

    изготовление лебука по теме «Перелётные птицы».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

    изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т.д.);

    информированность родителей о предстоящей деятельности;

    размещение справочной информации по лексическим темам.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки.

Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе.

Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады.

Дежурство в уголке природы.

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».

Физическое развитие

Совместная деятельность

Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка»,«Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».

Дыхательная гимнастика : «Цветы», «Ветерок».

Гимнастика для глаз : «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».

Динамические паузы : «Цветок», «Солнце».

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

ФЭМП

«Весна пришла».

Совместная деятельность

Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря.

Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.

Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами.

Наблюдения:

За солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет);

За небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким);

За облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

За дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

За трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать);

За цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула);

За птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны);

За насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

За деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек);

За набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу;

За растениями «Огорода на подоконнике»;

За прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».

Беседы:

«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование:

«Нарисуй картинку про весну».

Лепка:

«Птички клюют зёрнышки».

Музыкальная деятельность

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»

Пение: «Весенний привет»

Совместная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование

«Весеннее настроение» - ниткопись;

«Грачи прилетели» способом тычкования;

«Расцвели одуванчики» - тычкование полусухой жёсткой кистью;

Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов.

Лепка

«Божья коровка» из солёного теста;

«Жуки» лепка + природный материал.

Аппликация

«Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования.

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток.

Конструктивно-модельная деятельность

«Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта);

«Домик для птиц» из строительного материала.

Музыкальная деятельность

Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы.

Музыкальные игры «Мы на луг ходили»

Речевое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Развитие речи

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…»

Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю.Кушак «О чём думает одуванчик?».

Составление рассказов по картине «Одуванчики».

Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна. Труд людей весной»).

Совместная деятельность

Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Беседы : «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».

Чтение художественной литературы

Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».

Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик».

Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».

Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Работа с родителями

Статья «Как предупредит весенний авитаминоз?»

Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

Изготовление скворечника.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.

Отчёт о реализации проекта.

В ходе работы по проекту, дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. За время проекта дети расширили свои знания о весне, о животных и птицах весной. Дети научились выделять характерные изменения сезонные в природе, перечислять перелётных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. Пополнился и обогатился словарный запас детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательные чтения, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд. Свои ежедневные наблюдения за погодой, птицами дошкольники отмечали в календаре природы.

В уголке природы были помещены макеты скворечников, изготовленных родителями, насекомых. С удовольствием ребята включались в творческую деятельность по созданию поделок из природного и бросового материала, в рисовании использовали нетрадиционный материал

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку скворечников. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна - красна».

Список используемой литературы:

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-368с.

    Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб, 2014.

    Программа образования ребенка-дошкольника/авт.-сост. Л.В.Кузнецова и др.- Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.-292с.

    Л.В.Соловей. Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» - Чебоксары, 2015 – 72с.

    Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2011-80с.

    Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, 2012.

    Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

    Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.

    Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 160 с.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Петрова В.И., Ступник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

    Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика – Синтез, 2015–64 с.

    Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.– М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.

    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.

    Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.

    Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.

План-конспект урока по теме: «Весна пришла»

Задачи урока:

Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Планируемые результаты:

Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.

Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.

Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

III . Знакомство с новой темой.

IV. Изучение нового материала.

V . Физминутка.

VI . Закрепление.

VII . Подведение итога.

VIII . Домашнее задание.

* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.

III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.

Весна пришла

Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.

Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.

IV. Изучение нового материала

Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)

Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)

Весенние месяцы

Март

Учитель читает детям стихотворение-загадку:

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)

Апрель

Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.

V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.

Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.

VI. Закрепление материала.

Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.

1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);

VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.

Проект для старших дошкольников: Весна глазами детей

Данный материал разработанн для воспитанников старшей группы, может быть интересен педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Руководитель проекта : Стан Наталья Львовна.
Участники проекта : педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитанники, родители воспитанников.

Анализ ситуации:
Экологическое воспитание детей является одной, из основных задач дошкольного учреждения.
В предметное окружение ребёнка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Поэтому основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. А дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для развития его познавательной деятельности.
Весна самый яркий самый динамичный сезон, именно поэтому мы выбрали данное время года, когда наблюдениям следует уделить большое внимание. Дети дошкольного возраста не способны к продолжительным наблюдениям, однако в течение весны по мере нарастания сезонных явлений воспитатель привлекает внимание детей к ярким изменениям в неживой природе, в жизни растений и животных.
Пусть ребенок пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами заката. Пусть его привлекают иногда всякие мелочи - всюду разлитая жизнь, весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем след, который если не сейчас, то в будущем послужит материалом для глубоких, чистых переживаний. Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы и интимной близости с ней, воспитывается с самой ранней поры жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств - в любовь к Родине».
Проблема :
По требованиям ФГОС дети дошкольного возраста должны уметь замечать и формулировать в речи изменения в живой не живой природе весной, а дети этого делать не умеют.
Причины :
- Программа «Радуга» предлагает очень маленький объём представлений о признаках природных объектов и явлений при установлении простейших связей между ними.
- В группе не созданы условия для ознакомления детей с временем года весна.
- Особенно этой теме не уделяется внимания дома со стороны родителей.
Цель проекта:
Формирование умений замечать и формулировать в речи изменения в живой и не живой природе, через комплекс основных видов детской деятельности старшего дошкольного возраста.
Задачи:
для детей :
Обучающие:
1.Формировать знания о сезонных изменениях, в живой и не живой природе с приходом весны.
2.Формировать умение сравнивать объекты живой и не живой природы по основным признакам.
3. Формировать собственный познавательный опыт, через наблюдения за объектами живой и не живой природы.
Развивающие:
1.Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы в весенний период времени через выявление признаков объектов.
2. Развивать у детей логическое мышление через сравнение и обобщение объектов окружающего мира.
3. Развивать связную речь детей при личных суждениях о природе и составлении описательных рассказов об изменениях в живой и не живой природе весной.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.
для родителей :
1.Познакомить с целями и задачами проекта «Весна глазами детей».
2.Разработать памятки для родителей по теме «Развитие познавательных способностей детей при наблюдении за природой весной».
3.Раскрыть творческий потенциал родителей через привлечение к участию в выставке «Весна пришла!».
4.Проконсультировать родителей на тему на тему «Весенние наблюдения!» через папку-передвижку.
5.Привлечь родителей к созданию книжек-малышек по теме проекта.

Обогащение РППС :
1.Разработать тематические альбомы о весне: «Весна в жизни животных и птиц», «Весна в природе», «Весна в жизни людей».
2. Оформить выставку по теме «Весна пришла».
3. Создать календарь и альбом наблюдений за объектами живой и не живой природы весной.
4. Подобрать книги по теме проекта.
5. Подготовить опорные схемы для составления описательных рассказов о весенних изменениях в живой и не живой природе.
6. Пополнить детский фотоальбом фотографиями на тему: «весенняя прогулка»; «наблюдения за возрождением весны».
Средства решения проблемы :
Методологической, методической основой реализации данного проекта являются:
-Теоретические основы ФГОС ДО в части требования к результатам;
-Научные исследования в области экологического развития детей дошкольного возраста: программа «Юный эколог» С.Н.Николаева;
- Материалы передового педагогического опыта по теме проекта:
1. «Методика экологического воспитания дошкольников» С.Н.Николаева;
2. Программа «Юный эколог» С.Н.Николаева;
3. «Как знакомить дошкольников с природой» П.Г. Саморукова;
4. «Секреты природы – это так интересно!» Л.В.Ковинько.
Предполагаемый результат:
- Созданы в группе условия для проведения исследовательской деятельности: приобретение рабочего стола для центра экологического воспитания;
- Пополнен и обновлен дидактический материал по данной теме;
-Дети оперируют полученными знаниями, умеют сравнивать объекты живой и не живой природы, в различные периоды весны, объясняя результаты наблюдений, исходя из приобретённого опыта;
- У детей появиться желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Позитивные изменения в речи детей: задают вопросы, рассуждают о том, какие изменения произошли в природе, высказывают своё отношение к миру природы, составляют описательные рассказы;
- Более чем 50% участия родителей в мероприятиях проекта.
План реализации проекта:
1 этап. Разработческий (декабрь-март)
Цель : Изучить теоретические аспекты экологического развития детей дошкольного возраста. Подобрать материал.
Мероприятия :
- Изучение методики ознакомления детей с сезонными изменениями в природе;
- Подборка и изучение, современных научных разработок, программной, методической литературы в области экологического воспитания;
- Определение перечня объектов наблюдения в природе.
Прдукт : Картинки, схемы за наблюдаемыми объектами. Список литературы по теме, подборка статей.
2 этап. Реализационный (март - май)
Работа с детьми
Цель : Формирование умений замечать и формулировать в речи изменения в живой и не живой природе, через комплекс основных видов детской деятельности среднего дошкольного возраста.
Мероприятия :
- Работа с «Календарем весенних событий» - размещение картинок по наблюдаемым детьми явлениям;
- Исследование объектов живой и не живой природы с фиксированием результатов в «альбоме исследователей»;
- Наблюдение за объектами живой и не живой природы;
- Проведение обобщающих занятий по теме «Изменения в природе весной» (животные, растения, природные явления);
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Нахождение и описание признаков объектов живой и не живой природы весной;
- Художественно-продуктивная деятельность отражающая весну в жизни животных и птиц, весну в природе, весну в жизни людей.
Продукт : Календарь весенних наблюдений с подбором наблюдаемых объектов. Альбом исследователей. Подборка наблюдений за живой и не живой природой.Разработка презентации по теме проекта.Подборка целевых прогулок и экскурсии при наблюдении за живой и не живой природой.Опорные схемы для составления описательных рассказов. Детские работы:
/рисунки, поделки, аппликация выполненные в традиционной и нетрадиционной технике/.
Работа с родителями :
Мероприятия :
- Встреча с родителями на тему «Участвуем в проекте» /вовлечение родителей в реализацию проекта/;
-Тематическая выставка семейных работ: «Весна пришла!», фоторепортаж: «Мы встречаем Весну!»;
-Консультация: Советы родителям на тему «Весенние наблюдения!";
- Памятки для родителей на тему «Познавательные способности детей при наблюдении за природой весной";
- Домашние задания для родителей: «Что можно делать весной: сравнение объектов признаки живой и не живой природы»;
- «Домашняя мастерская слова» совместное словотворчество детей и родителей (составление описательных рассказов о весне).
Продукт : Тематическая выставка: фото детей, иллюстрации весны. Папка-передвижка.
Памятки.Рекомендации. Книжки-малышки с рассказами о весне.
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:
Мероприятия :
- Создание тематических альбомов о весне: «Весна в жизни животных и птиц», «Весна в природе», «Весна в жизни людей";
- Семейные работы по теме «Весна пришла»;
- Создание фотокомпозиции: «весенняя прогулка»; «возрождение весны»;
- Пополнение познавательной литературы для детей по теме «природа весной»;
- Изготовление календаря наблюдений за весенними объектами;
- Изготовление опорных схем для составления описательных рассказов о весенних изменениях в живой и не живой природе;
- Разработать альбом наблюдений за объектами живой и не живой природы весной.
Продукт :Тематические альбомы.Выставка.Фотоальбомы.Книги, буклеты, энциклопедии.
Календарь.Опорные схемы (автор Волкова Юлия Станиславовна.)Альбом с зарисовками наблюдений.
3 этап. Аналитический (июнь)
Цель : подведение итогов, оценка результатов реализации проекта, обобщение и распространение педагогического опыта.
Мероприятия :
- Презентация результатов проекта в форме экологического развлечения «В гостях у Весны»;
- Обобщение и распространение материалов проекта для родителей и коллег;
- Анализ возможных негативных последствий и способы их коррекции;
- Определение перспектив работы в данном направлении;
- Выступление на районной конференции педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Продукт :Конспект развлечения.Методические наработки.Самоанализ. Доклад по данной теме.
Аннотация .
Данный проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, продолжительность проекта 3 месяца. За основу проекта взят принцип познавательного развития, который носит комплексный характер,включает в себя познавательную, экспериментально - исследовательскую, практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.
Реализация проекта позволит нам сформировать определённый уровень знаний детей о изменениях в живой и не живой природе весной, повысить интерес к миру природы, развить речь и мышление детей. В ходе проекта участники знакомятся с сезонными изменениями в природе весной. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы методиста, педагогов, родителей.

Людмила Нестерова
Календарное планирование по ФГОС. Тема недели «Весна. Вода и её свойства»

Тема недели «Весна . Вода и её свойства » .

(НОД)

Утро Беседа с детьми о весне по вопросам : «Какие насекомые появляются весной ? Чем бабочка отличается от жука?» Рассматривание открыток «Бабочки» .Пение песен «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой, «Жук» (муз. В. Карасевой) .

Индивидуальная работа : сенсорно-моторная игра «Умные шнурочки» .

(ОДРДМ)

Практическое упражнение «Правильно моем руки» .Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, предложить показать и рассказать, как необходимо мыть руки, сопоставить свои действия с правилами. Формировать у детей привычку по мере необходимости мыть руки с мылом, насухо вытирать их полотенцем, делать это самостоятельно.

(СДД)

Лепка бабочек из пластилина, выставка работ.

Познавательно-исследовательская деятельность. Тема «Путешествие по экологической тропе -Весна » . Цель : упражнять детей в умении различать и называть хвойные и лиственные деревья (ель, сосна, дуб, берёза, сравнивать их, находить общие признаки (у всех деревьев есть крона, ствол, ветви, корни) ; уточнить знания детей о состоянии растений весной (на деревьях набухают почки, появляются проталины у оснований деревьев) ; дать понятие об экосистеме «Парк» и его отличиях от леса; развивать речь детей, умение подбирать определение к слову, логически мыслить.

Музыкальная деятельность

Пение - продолжать исполнять песню в соответствии с её характером : бодро, весело, с подъёмом, в темпе. Репертуар : «Песенка о весне » Г. Фрид, «Тает снег» А. Филиппенко. Воспитатель поёт с детьми.

Танец - упражнять детей в лёгком беге по кругу парами. Побуждать детей отмечать движением сильную долю такта. Репертуар : «Солнечная шутка» муз. Л. Лядовой. Воспитатель поощряет самостоятельное исполнение танца мальчиками.

Прогулка Наблюдение за капелью – расширять представления детей о явлениях природы. Предложить детям понаблюдать за капелью на солнечной стороне дома и в тени, подвести к выявлению зависимости между освещенностью участка, интенсивностью таяния льда и капелью.

Игровое упражнение. «Мы в армию служить пойдем!» - упражнять детей понимать команды воспитателя («налево» , «направо» , «шагом марш» , «бегом марш» , «на месте стой» , правильно выполнять их в строевых упражнениях. Развивать внимание, координацию движений, доставлять детям радость от игры.

Индивидуальная работа – упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед.

Вечер Трудовые поручения : ремонт коробок для хранения игр, инвентаря, игрушек. Познакомить детей с новой трудовой операцией, обсудить её назначение и важность, упражнять выполнять её аккуратно. Чтение поговорок о весне - формировать умение понимать содержание поговорок, пословиц, объяснить их смысл. Практическое упражнение «Моя прическа» . Обсудить с детьми, почему очень важно содержать волосы в порядке, какую прическу можно считать опрятной. Упражнять детей приводить в порядок свою прическу самостоятельно. Вечерняя прогулка. Наблюдение :первые проталины. Предложить детям рассмотреть проталины,отметить состояние почвы,подвести детей к пониманию сути изменений, происходящих в природе.

Календарный план по введению ФГОС

Тема недели «Весна . Вода и её свойства » .

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Утро Беседа с детьми о весне по вопросам : «Какое время года? Почему вы так решили? Почему весна называется весна-красна ?» Упражнение «Скажи ласково» (например, солнце-(солнышко) .Загадывание загадок про весну ; чтение народной потешки «Пришла весна- веснушка » .

Индивидуальная работа : игры со счётными палочками : «Выложи солнышко, цветы» , «Сложи скворечник для птиц» .

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Практическое упражнение «Послушные ручки» продолжать формировать умения детей правильно, последовательно и аккуратно мыть руки, поощрять самостоятельность, осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду.

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Рассматривание репродукции картины

А. К. Саврасова «Грачи прилетели» -вызвать у детей эмоциональный отклик на весеннее проявления природы;упражнять в художественном видении пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать.

Двигательная деятельность. Вводная. Построение в одну шеренгу; ходьба друг за другом; Общеразвивающие упражнения – с кубиком. Основные виды движений «Разбуди медведя» . Игра малой подвижности «Найди и промолчи» . Упражнять сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади; закреплять навык спрыгивания на мягкую поверхность; совершенствовать навыки ползания.

Изобразительная деятельность (рисование) .

Тема : «Весна , ручейки, солнце ярко светит.» Цель : формировать умение детей располагать рисунки на широком пространстве листа, использовать разные приёмы рисования (всей кистью, концом) ; совершенствовать умение рассматривать произведения изобразительного искусства; закреплять умение организовывать своё рабочее место, работать аккуратно.

Прогулка Наблюдение за лужами – формировать умение детей самостоятельно выделять признаки весны

в неживой природе. Знакомство с приметами, чтение стихотворения «Лужа» .Опыт «Веселые кораблики» -экспериментальным путём показать плавучесть предметов.

П/И «Гори, гори ясно» - развивать двигательную активность детей.

Индивидуальная работа –дидактическая игра «Угадай по описанию» .

Командные эстафеты : «Обойди весенние лужи» , «Весеннее солнышко» .

Труд– разбрасывание снега из куч.

Вечер Гимнастика после сна. Помогает детям войти в активное состояние, вызывает у воспитанников положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.

Дидактическая игра «Весенние слова» -расширять словарь детей за счёт имён существительных (проталина, ручей, оттепель, сосулька, лучи, капель, льдинка и. т. д, имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркий, звонкий и. т. д) и глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др.) .

Разучивание стихов о весне : И. Токмаковой

«Весна » , Ф. Льва «Весна -красна » .

Предложить группе детей рассказать, как и для чего необходимо мыть игрушки, выбрать необходимый инвентарь, разделить фронт работ, проверить правильность расстановки игрушек. Воспитывать трудолюбие, формировать представления о роли труда. Вечерняя прогулка. Наблюдение за лужами. Знакомство с поговорками и пословицами о воде, загадывание загадки о воде : «Я очень добродушная, прозрачная,послушная, но если захочу и камень источу». Подвижная игра «Воробушки иавтомобиль» -развивать у детей ориентировку в пространстве; упражнять в беге и прыжках.

Календарный план по введению в ФГОС .

Тема недели «Весна . Вода и её свойства » .

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Утро Беседа с детьми по вопросам : «Что происходит с птицами весной ? Почему они возвращаются весной ? Из чего птицы строят гнёзда?»

Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» .

Дидактическая игра «Птички» - упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.

Индивидуальная работа : – обведение по точкам силуэта птицы, узнавание её и раскрашивание.

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Практическое упражнение «Этикет за столом» - формировать у детей культурно-гигиенические навыки, уметь сохранять осанку, сидеть спокойно, соблюдать правила этикета. Отгадывание загадок о воде.

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Весна » .

Опыт «Раскрасим радугу» - познакомить с цветами радуги; получить оранжевый, фиолетовый, зелёный, голубой цвета методом смешивания двух цветов.

Математическая деятельность .

«Времена года» - формировать у детей временные представления; развивать внимание, творческое воображение, конструкторские навыки; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности , в плоскостном моделировании.

Двигательная деятельность.

Вводная. Построение в одну шеренгу; ходьба друг за другом; Общеразвивающие упражнения – с кубиком. Основные виды движений : ходьба по гимнастической скамейке, на середине присесть, хлопнуть в ладоши, встать и пройти дальше, в конце спрыгнуть на мат. П/и «Разбуди медведя» . Игра малой подвижности «Найди и промолчи» .

Прогулка Наблюдение за кучевыми облаками – расширять, углублять и закреплять знания о природе, учить видеть красоту весенней природы; развивать фантазию, разговорную речь. Познакомить с приметами об облаках, чтение стихотворения В. Степанова «Ах, какое облако» .

П/И «У медведя во бору» - упражнять детей в беге с увёртыванием, развивать быстроту движений, формировать умение подчиняться правилам игры, выбирать водящего считалкой.

Индивидуальная работа– метание мешочка с песком вдаль правой и левой рукой. Разыгрывание ситуации «Семья» - способствовать повышению культуры общения со сверстниками.

Труд – «Сделаем канавки для стока воды»

Вечер Беседа по вопросам : «Когда бывает радуга? Какого она цвета?» Закрепить знание цветов радуги (каждый охотник желает знать, где сидит фазан) .

Индивидуальная работа – конструирование на тему «Построй укрытие от дождя людям и животным» . Перед ужином : воспитывать у детей привычку самостоятельно мыть руки с мылом, насухо вытирать индивидуальным полотенцем. Приучать правильно сидеть за столом.

Вечерняя прогулка. Наблюдение за облаками. Знакомство с поговорками и пословицами, загадывание загадки об облаке, чтение стихотворения С. Михалкова «Облака» .

Программное содержание: 1. Расширение представлений о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, много молодой нежной зелени на деревьях, кустах).2.Ознакомление с некоторыми особенностями поведения животных и птиц весной (пробуждение от спячки животных, появление птенцов у птиц весной).3.Развитие эмоциональной отзывчивости и разнообразия переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой весенней природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

Группа: разновозрастная 3-4 года ; Дата проведения: 28.03.2016

День недели

Регламент

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

УТРО:

Утренняя гимнастика.

рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей о растениях, животных и человеке;

приёмы, вызывающие интерес к отражению в сюжетных играх событий из прочитанных книг, впечатлений от коллективных т личных наблюдений, рассматриваемых картинок;

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь цветок»

Рома, Леша.

Обогащать представления детей о процессах умывания, обращаясь к художественным произведениям («Умываются котята и цыплята и утята…»), наблюдениям за птицами, животными);

предметы народных промыслов и быта (глиняные игрушки (дымковская; филимоновская, тверская); игрушки из соломы, дерева;

иллюстрации Ю.Васнецова, В.Лебедева, В.Сутеева, Е.Чарушина к русским народным

организовать прогулку обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки;

привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;

НОД

Художественно-эстетическое развитие

(лепка)

Дерево. Заинтересовать лепкой дерева; напомнить, что у дерева есть ствол, толстые и тонкие ветви; покаать, как разрезать пластину пополам и из одной пловины путем раскатывания пластилина между ладонями вылепить столбик- ствол и установить его на доске или положить, а затем поделить остатки пластилина на части и вылепить ветви.

Физическое развитие

«Длинные прутики» показать детям весенний прутик и рассказать о нем; упражнять в ходьбе на выносливость развивать прыгучесть; стр.157 Л.Д. Глазырина Физическая культура-дошкольникам.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Наблюдение за долготой дня. Цель: развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением.

Д/И «О чем я сказала» Цель: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них. Тимур, Антон

Приметы, загадки, развитие логического мышления;

П/И«Стайка» Цель:развивать ритмическую и выразительную речь; активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать спортивную сноровку.

Работа перед сном

Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие физическое развитие.

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения. Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Теремок»

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Гимнастика после сна. рассматривание книжек-картинок с иллюстрациями В.Васнецова, С.Маршака,В.Сутеева;чтение стихов. игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку», «Расскажем Веснянке, как мы одеваемся на прогулку»;игры-обсуждения «Кто во что одет?»;

Д/И"Пчелы и медведь»
Цель: закреплять изолированное произношение звука Ж.
Дени, Леша, Рома

Учить убирать свои вещи, ставить стульчики за столы, проверять, все ли остается в порядке перед выходом на прогулку

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

Самостоятельная деятельность детей.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие физическое развитие.

Наблюдение за деревьями. Подвижные игры «Мыши в кладовой». Цель: учить подползать, не задевая дугу, развивая при этом лов­кость и сноровку.«Черное и белое». Цель: закреплятьм умение догонять убегающих по сигналу в за­данном

пространстве.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Весна шагает по планете».

Группа: Разновозрастная 3-4 года

Дата проведения: 29.03.2016

День недели

Регламент

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями и с соц. партнёрами.

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

вторник

УТРО:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Утренняя гимнастика

обсуждение проблемных ситуаций из личного опыта ребёнка («Шла Маша в детский сад, а вокруг лужи. Как пройти и не замочить ноги?»);

побуждение к рассказыванию о домашних питомцах;

Д/И «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Дима, Ева;

Ситуативные беседы о пользе витаминов в весенний период, которые содержатся в свежих овощах и фруктах.

сюжетная живопись по теме «Мир животных»;

разнообразные яркие игрушки, природные и бытовые предметы разной формы, цвета, размера;

Привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением; Обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря;

НОД

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Найди такой же …»Способствовать освоению сенсорных эталонов, выделяя признаки объектов природы (цвет, форма, величина): (круглой формы - «как солнышко», зелёного цвета – «как листик», треугольной призмы – «как ёлочка»). Обогащать чувственный опыт детей.

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

По плану муз.работника.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Рассматривание почек на деревьях. Продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года; закреплять представления о сезонных изменениях в природе;

Д/И«Собираемся на прогулку»

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим. Таня, Яна.

Стихотворение В.Степанова «Март» Развитие связной речи, памяти, мышления.

П/И «Кот на крыше» Цели: развивать ритмичную, выразительную речь;

Самостоятельная деятельность детей;

Работа перед сном

Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Полоскание рта пред сном, хождение по массажным коврикам, дыхательные упражнения. Ознакомление с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие

Оздоровительная гимнастика

чтение художественной литературы (А.Майков «Ласточка примчалась», А. Плещеев «Весна», В. Бианки «Песенка весенних минут», «Купание медвежат»,

прослушивание музыкальных произведений («Звуки капели, звуки весны»);

Д/И «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Максим, Никита.

Ситуативный разговор о том, что в группе всегда должен быть порядок, игрушки надо убирать на места. Вспомнить о том, как заботится о детях няня.

Рассматривание детских журналов с творческими заданиями; Настольные игры мозаика, шашки, домино.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие Физическое развитие

Игры с выносным материалом. П/И «Передай мяч» , «Совушка» учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Весна шагает по планете».

Группа: разновозрастная 3-4 года

Дата проведения: 30.03.2016

День недели

Регламент

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями и с социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

среда

УТРО:

Утренняя гимнастика.

Рассматривание иллюстраций,картин, побуждая детей к узнаванию, различению и называнию объектов и явлений природы;

игры-имитации, отражающие особенности объектов живой и неживой природы, выражая их голосом, движениями («кружатся листочки», прыгают воробышки» и т.п.);

Д/И «Бывает- не бывает».Развивать память, мышление, быстроту реакции.Ева, Дима;

Игровая ситуация для совершенствования умений аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.

книги для рассматривания и детского чтения (Е.Благинина «Дождик», В.Берестов «Мишка, мишка, лежебока», книги и иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

Использовать зеркальце для получения солнечных зайчиков,

обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;

НОД

Речевое развитие

«Ссоримся, но миримся» Расширение возможностей диалога»: «Мы ссоримся, но миримся». Уделить внимание тому, что он констатировал, за что извиняется.В этом случа извинение становится осмысленным, а не формальным.

Познаваельное развитие (рукотворный мир)

Украшение для горшка с цветами или букета.Готовые половинки разных фигурок из плотного цветного картона, деревянные тонкие палочки.Склеивание деталей понравившейся фигурки(рыбка, птичка, бабочка и т.д.) предварительно поместив в середину тонкую деревянную палочку.

Физическое развитие.

«Ленточка-птичка» обучать детей бегу с предметами в руках; учить бросать ленточки вдаль правой и левой рукой; развивать координационные способности. Стр 161.Л.Д. Глазырина.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Наблюдение за весенним небом облаками. Обратить внимание на красоту весеннего неба; расширять представления детей о многообразии неживой природы;

Д/И «Кто где живёт». Цель: закрепить знания детей о жизни, и о местах их обитания

Никита, Максим;

Совершенствовать умение одеваться в определенной последовательности, не разбрасывать вещи.

Игра- забава «хвост дракона» развивать ловкость, координацию.

Подвижная игра

«Бегите ко мне».

Цель : учить выполнять задание воспитателя; ходить прямо, сохраняя заданное направление.

Выносной материал

Лопатки, формочки для снега, совочки.

Работа перед сном

Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие;

Чтение худ. литературы А.М. Горький «Воробьишко» стр 490 Сказки русских писателей.

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна. Игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы,цветы,раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);

Д/И «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.

Яна, Аня.

Рассказать детям о том, что играть надо сообща, делиться игрушками, не жадничать. Развивать связную речь. (Вставь в предложение пропущенное слово)

Внесение мелкого конструктора. Игры с ним. Показать, что можно из него построить.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие;

Длительные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, входе которых дети замечают изменения, а природе в течение одного сезона («Что было, что стало?»); опыты, эксперименты с водой, песком («Лепим колобки», «Печём куличики» эксперименты с разным песком: влажным и сухим);

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Весна шагает по планете».

Группа: разновозрастная 3-4 года

Дата проведения:31.03.2016

День недели

Регламент

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

четверг

УТРО:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Опыты и поисковые действия, помогающие понять, какие условия жизни необходимы растениям (посадить растение в воду, понаблюдать за корнями – как оно питается, выявить потребность в воде, солнце, тепле);наблюдения за посадками луковиц и крупных семян

Д/И«Разноцветный сундучок» (развитие речи детей, формирование ориентироваться на окончании слова при согласовании сущ. среднего (женского) рода с местоимением.Ева, Дима;

Ситуативный разговор о разнообразии питания, питьевом режиме;

Книги и иллюстрации, отражающие признаки весны в живой и неживой природе;

Настольно-печатные игры, разрезные картинки, предметные картинки;

Наблюдать за повадками знакомых детям животных ближайшего окружения; Обращать внимание ребёнка на одежду взрослых и детей в соответствии с погодными условиями;

НОД

Познавательное развитие

Беседа: «Весна пришла». Продолжать знакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, происходящие весной (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми, тает снег, сосульки, прилетают птицы, появляются птенцы у птиц, пробуждаются от спячки животные, появляются почки на деревьях, кустах, дети легко одеты, могут играть с песком, водой). Побуждать участвовать в разговоре, самостоятельно рассказывать о своих впечатлениях.

Художественно-эстетическое развитие.(музыка)

По плану муз.работника.

Художественно-эстетическое развитие.(рисование)

Рисование «Дождик»Развивать умение создавать простые изображения, ритмично нанося разные по длине линии (приёмы рисования разных по длине линий (ручейки), мазков (капельки).

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Наблюдение за берёзой расширять знания о растительном мире; формировать эстетическое отношение к природе; воспитывать чувство любви к Родине.

Д/И «Идут животные»

Цель: Развивать речевое внимание детей.Никита, Максим;

Стихотворение Россия Развитие эмоционального мира и образного строя речи.Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Родина».

П/И Игра-забава «Кто первый?»- развивать ловкость, быстроту движений.

Работа перед сном

Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание сказки Хвосты (русская народная сказка).Закаливающие процедуры.

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Гимнастика пробуждения.;

игры-эксперименты по созданию образов в соответствии с разным настроением музыки, её темпом (неуклюжие медведи, весёлые зайчики, птицы, цветы, раскрывающиеся под лучами солнца и засыпающие вечером);

игры имитации, двигательные импровизации по ходу

рассказывания воспитателем литературных текстов;

Д/И «Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Таня, Аня;

Ситуативный разговор о внешнем виде причёски после сна у девочек и мальчиков.

С/Р «Детская библиотека» (систематизация книг о весне,изготовление самодельных книг);

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Подвижная игра « Голубь» упражнять в произношении звуков «Л» и «Р» Наблюдение трудовых действий взрослых в цветнике и огороде; Подвижные игры «Раз, два, три - беги!». Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу;

развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий. «Догони меня» . Цели: - учить быстро ориентироваться в пространстве; развивать ловкость. Выносной материал Маски для подвижных игр, корм для птиц, формочки для игр, карандаши, печатки.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема: «Весна шагает по планете».

Группа: разновозрастная 3-4 года

Дата проведения: 1.04.2016

День недели

Регламент

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями и с соц. партнёрами

Групповая, подгрупповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

пятница

УТРО:

Утренняя гимнастика. игры-экспериментирования с изобразительными материалами, связанные с умением подбирать цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый) при раскрашивании изображённых предметов или явлений природы;игры с предметами, картинками: «Что сначала, что потом», «Узнай, кто позвал» и др;

Д/И «Отгадываем загадки»

Расширять запас существительных в активном словаре.Дима, Ева.

Ситуативный разговор «Если одежда ещё не просохла», стимулирование желания заботиться о своем здоровье;

наборы для опытов и экспериментов с объектами живой природы материалы для дорисовки: «Тает сосулька», «Капает дождик», «Дует ветер»;

атрибуты для сюжетных и самостоятельных игр детей;

Развивающие игры, направленные знакомство детей с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найдите отличия…» Привлечение к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений наблюдаемых природных явлений.

НОД

Речевое развитие

Чтение стих.А.Плещеева «Весна». Познакомить со стихотворением. Учить называть признаки весны.(приёмы понимания речи, активизация, обогащение словаря (весна, весенний, веснянка), стимулирование совместного со взрослым построения высказывания из 2-3 предложений).

Физическое развитие

« Самый веселый день в году» познакомить детей с понятием « шутка»; познакомить с упражнениями под девизом «Немножко подурачимся»; развивать координационные способности в игровых ситуация. Стр.159 Л.Д. Глазырина Физическая культура- дошкольникам.

ПРОГУЛКА:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие

Наблюдения за изменениями в одежде детей. Учить устанавливать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей.

Д/И «Назови три предмета. Упражнять детей в классификации предметов.

Максим Карина.

Стихотворение «Ветер, ветер! Ты могуч…» Рассказывание стихов русских поэтов о природе. (Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.

П/И «Ловишки парами» развивать быстроту движений. Труд на участке. По мере загрязнения убирать участок группы.

Работа перед сном

Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие;

Полоскание рта после еды. Хождение босиком по массажным коврикам. Прочитать худ. литература Как добрые дела зло победили(русская народная сказка) Показать, как надо пользоваться одеялом перед тем, как лечь в кровать.

Вечер:

Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие

Гимнастика после сна

игры-истории с целью практикования и закрепления безопасного поведения на улице «Опасно-безопасно»;

приёмы, побуждающие к отражению содержания знакомых сказок и стихотворений в игровой деятельности;

Д/И «Чем мы похожи» учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.Никита, Аня, Таня.

Беседа «Зачем в книгах нужны иллюстрации?» Воспитывать уважение к труду. Учить составлять коллективный рассказ по картине

Сюжетно – ролевая игра «Больница» Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и и эстетических способностей(«Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т.п.).