Тендерные закупки виды и различия. Что такое тендер? Виды, подготовка и проведение тендера. Что такое двухэтапный тендер и запрос котировок

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Сегодня благодаря тендерной системе можно найти множество предложений из открытых источников. Система позволяет следить за изменениями в интересующих вас торгах, а также автоматически искать подходящие предложения и тем самым экономить время. Прежде чем принять решение об участии в том или ином конкурсе, следует четко понимать, какие виды тендеров существуют, каков их формат и в чем особенности проведения. Об этом мы поговорим в статье.

Вы узнаете:

  • Что такое тендер и чем он отличается от аукционов и конкурсов.
  • Что собой представляют коммерческие и государственные виды тендеров.
  • Как участвовать в различных видах тендеров.
  • Как самостоятельно провести тендер.
  • Как распознать «договорные» виды тендеров.

Что такое тендер

Тендером называют конкурентную борьбу за возможность выполнения определенных работ, оказания услуг или поставки товара для заказчика. В тендере всегда обозначают условия его проведения.

Лучшая статья месяца

В статье Вы найдете формулу, которая поможет не ошибаться при расчете объема продаж на будущий период, и сможете скачать шаблон плана продаж.

В нормативных актах РФ не дано определения «тендера» и разных его производных (тендерной комиссии), а используется термин «конкурс». Но в деловой среде все применяют термин «тендер», а потому в данной статье мы также будем пользоваться им.

Как проводится любой вид тендера?

Участники представляют на рассмотрение заказчика свои уникальные предложения, способные принести максимальную выгоду. Предложения должны полностью соответствовать правилам тендера. Все сведения о конкурсе размещают в открытом доступе, что позволяет каждому участнику находить интересующие его данные о том или ином тендере.

В конкурсе побеждает тот, кто по мнению заказчика предложил поставить товар/выполнить работу/оказать услугу на наиболее выгодных условиях. При этом документы данного участника должны полностью соответствовать правилам торгов.

Конкуренция на современном рынке очень высока, а потому как в сфере услуг, так и в иных областях предприниматели нередко испытывают сложности с поиском потенциального заказчика. Такое положение дел и объясняет сегодняшнюю актуальность тендеров. Подобные мероприятия позволяют быстро, легко и эффективно привлечь внимание заказчика.

Тендеры дают небольшим и новым предприятиям отличные возможности для получения хорошей работы и заключения выгодных соглашений. Заказчикам же они позволяют из обширной базы потенциальных исполнителей выбрать того, кто предлагает наиболее выгодные условия.

Существуют конкурсы, отличающиеся друг от друга источником финансирования. Речь идет о международных, государственных, муниципальных, федеральных, областных и городских тендерах.

Многие считают понятия тендера, конкурса и аукциона синонимичными, но это мнение ошибочно. Данные термины существенно отличаются друг от друга, и различия касаются предоставляемых участникам сведений. Так, лицу, участвующему в аукционе, доступны все предложения и цены его конкурентов. У лиц, которые участвуют в тендере, такой возможности нет. Кроме того, участники аукциона могут поменять свое предложение после изучения предложений конкурентов. Предприниматели, участвующие в тендерах, этого сделать не могут.

Что же касается конкурса, это понятие синонимично «тендеру». Но, как уже было сказано, термин «тендер» применять в официальной документации нельзя. Понятие «конкурс» прописано в Гражданском кодексе РФ.

Основные виды тендеров

  1. Госзакупки.

Процесс организации и проведения тендеров отличается в зависимости от закона, регулирующего закупку. Все государственные тендеры регулирует федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В роли организаторов здесь выступают госучреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. В данном законе четко обозначен порядок проведения тендеров и указаны правила, по которым отбирают участников. Помимо этого, существует строгая система планирования и отчетности госзакупок. Чтобы участвовать в гостендере, необходимо действовать по схеме, прописанной в законодательстве. Заказчик не может устанавливать какие-либо иные требования, помимо обозначенных в ФЗ № 44.

Кроме того, существует утвержденный список закупок товаров, работ и услуг, которые должны осуществляться только через электронный аукцион. Для этого действует 5 утвержденных официальных электронных торговых площадок.

Помимо всего прочего, на основании ФЗ № 44, заказчикам запрещена закупка товаров конкретной фирмы и производителя. Благодаря этому участвовать в тендере может значительно больше предпринимателей, предлагающих разные по цене предложения.

Цель госзакупок состоит в экономии и целевом расходовании денег из бюджета. В связи с этим именно цена чаще всего является самым важным параметром. Но российское законодательство устанавливает определенные меры, направленные на предотвращение демпинга. Среди таких мер можно выделить обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей в роли обеспечения договора.

  1. Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ).

Тендеры, условия которых обозначены в ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводятся государственными корпорациями и компаниями, субъектами естественных монополий, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, хозяйственными или дочерними обществами, доля участия РФ или субъекта РФ в уставном капитале которых в общей сложности больше 50 %.

Отличительная особенность данных видов торгов в том, что заказчик сам формирует собственное предложение о закупках. В предложении он прописывает схему, по которой будут проводиться закупки и заключаться договоры по их итогам. В законе не указано, тендеры каких именно видов вправе организовывать заказчики. Обозначен лишь конкурс и аукцион. Но в данный момент этот список открытый, и организатор может придумывать любые варианты закупок и определять, по какой схеме они должны быть проведены.

Для участия в тендере потенциальному исполнителю для начала следует ознакомиться с положением о закупках заказчика, далее – с документами, и лишь после этого перейти к подаче заявки. Но и после подачи заявки претендента могут ожидать не всегда приятные сюрпризы.

  • В первую очередь, в законе № 223-ФЗ указаны разумные сроки, в которые можно подать заявку лишь для участия в конкурсе и аукционе. Что же касается заказчика, он, преследуя личные интересы, может провести тендер в более короткие сроки, воспользовавшись иными процедурами, о которых в законе ничего не сказано.
  • Кроме того, нет четкого перечня требований, которые заказчик вправе предъявлять исполнителям. Это часто приводит к злоупотреблению со стороны заказчиков своими правами – они могут ограничивать конкуренцию и указывать завышенные требования.
  • Помимо этого, в документах могут быть указаны критерии оценки заявок претендентов, которые невозможно измерить. Это может привести к проблемам с определением квалификационных требований, которые бы устроили заказчика. Пример критериев оценки заявок на участие в тендере, расчета рисков и приведенной стоимости вы можете скачать ниже.

Еще один неоднозначный момент. Существует список товаров работ и услуг, для закупки которых должна использоваться электронная форма. Данный перечень предусмотрен правительством. Это могут быть любые виды закупок, заявки на участие в которых подают с электронной подписью. Другой вариант – торговая площадка для проведения закупки должна быть электронной. Трудность состоит в том, что коммерческих площадок немало, а чтобы принять участие в процедуре, претендент должен быть аккредитован именно на той, где заказчик проводит тендер.

Но есть и плюсы участия в тендерах, обозначенных в ФЗ-223. Из-за трудностей, возникающих при проведении конкурса, этот рынок еще не до конца освоен. Следовательно, конкуренция здесь не такая большая, а это увеличивает шансы на победу. Кроме того, из-за отсутствия ограничений в выборе метода организации закупки заказчик может проводить несложное мероприятие на большую начальную максимальную стоимость договора.

  1. Коммерческие тендеры.

Существуют коммерческие виды участия в тендерах. Такие торги могут быть организованы любыми коммерческими структурами. Они самостоятельно решают проводить тендер, чтобы экономично распределять финансы. В законодательстве порядок проведения коммерческих тендеров не обозначен, благодаря чему организаторы вправе устанавливать свои правила.

Организатор может не извещать потенциальных участников через единую информационную систему о планируемом тендере. Этим правилом коммерческий тендер отличается от закупок, которые регулирует законодательство. Кроме того, организатор не несет административной ответственности за то, что нарушил порядок проведения тендера, если его действия не идут вразрез с действующим законодательством (прежде всего, с Гражданским кодексом РФ и законом №135-ФЗ о защите конкуренции).

Если говорить в общем, коммерческие и государственные виды тендеров призваны помогать экономить, способствовать целевому расходованию финансов и развивать здоровую конкуренцию. Но вместе с тем, в государственных торгах, несмотря на строгие законодательные нормы, условия для претендентов мягче, чем в коммерческих тендерах, а возможностей участвовать больше.

Что же касается коммерческих тендеров, они, несмотря на предоставление большей свободы действий заказчику и потенциальным исполнителям, связаны с определенными сложностями, мешающими участникам конкурировать друг с другом на честных условиях.

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры, регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, Гражданский кодекс РФ (только конкурс и аукцион)

Гражданский кодекс РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, Гражданский кодекс РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

Свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка

Любая электронная площадка

Виды тендеров и их основные отличия

  1. Закрытые тендеры.

Само название говорит о том, что закрытые виды тендеров рассчитаны на узкую аудиторию, а потому приглашений для участия и разглашения сведений об итогах здесь не подразумевается. То есть организаторы лично приглашают каждого потенциального исполнителя поучаствовать в конкурсе.

На первом этапе тендера закрытого вида организаторы подбирают и рассылают участникам приглашения. Предприниматель, желающий поучаствовать в тендере, запрашивает у заказчика тендерные документы. После их получения оформляет все необходимые бумаги, четко следуя указанным требованиям. Участник вправе уточнить у заказчика все непонятные ему моменты, задав вопросы в электронном формате. Организатор должен ответить на каждый вопрос.

Заказчик вправе в любое время откорректировать документы тендера на свое усмотрение. Но если он внес изменения в документацию, то обязан сообщить об этом всем участникам торгов.

После получения предложений заказчик внимательно изучает каждое и выбирает исполнителя, который, на его взгляд, предложил самые выгодные условия. Участнику, победившему в тендере, почтовым отправлением высылают приглашение подписать договор. После подписания соглашения всем участникам закрытого тендера сообщают о победе выбранного исполнителя.

К закрытым видам торгов прибегают, главным образом, когда заказчик интересуется закупкой товаров, имеющих конкретные/специфические характеристики/свойства, и их поставку может выполнить ограниченное количество предприятий. Кроме того, закрытые торги могут проводиться при небольшом объеме общей закупки. В этой ситуации не нужно вкладывать немалые средства в открытый тендер. Еще один вариант – конфиденциальная закупка того или иного товара.

Следует помнить, что, когда проводятся закрытые виды тендеров, закупки в их рамках непременно согласовывают с органами государственной власти.

К достоинствам закрытых видов торгов можно отнести:

  • меньший объем финансовых вложений на проведение по сравнению с открытыми тендерами;
  • экономию времени заказчика;
  • конфиденциальность.
  1. Открытые тендеры.

Участниками открытого тендера могут быть любые предприятия. Нередко такие виды торгов используют для проведения госзакупок, поскольку участников в конкурсе очень много и это позволяет выбрать максимально выгодное предложение.

О тендере организаторы, как правило, оповещают участников через СМИ, так как заинтересованы привлечь как можно больше участников.

Основной недостаток данного вида торгов – длительный период проведения, так как тендерная комиссия вынуждена обрабатывать бесчисленное количество заявок. Есть и еще один минус – для организации открытых конкурсов нужны немалые денежные инвестиции и человеческие ресурсы.

  1. Специализированные закрытые тендеры.

В таких видах торгов есть множество ограничений для участников. К примеру, претендент обязан располагать определенным допуском или быть гражданином той или иной страны.

Специализированные закрытые тендеры обычно проводят, когда неясно точное количество участников, работы в рамках тендера специфичны и сложны, а также когда у исполнителя должна быть определенная квалификация для их выполнения. Участвовать в таких конкурсах могут исключительно приглашенные организации.

  1. Тендеры, проводимые в два этапа.

Такие виды торгов организуют в том случае, если закупки очень сложные или же нужно решать нетривиальные специфические вопросы технического характера.

На первом этапе заказчик разрабатывает первоначальную версию технического задания. Данный документ становится основой для подготовки участниками первоначальных тендерных заявок. В своих предложениях предприниматели не упоминают о стоимости и иных коммерческих условиях.

Затем организатор торгов проводит своего рода переговоры, в ходе которых согласует разные способы решения задачи, предлагаемые участниками. Когда переговоры подходят к концу, организатор формирует окончательную версию техзадания.

Далее следует второй этап – подготовка и подача заявок предпринимателями, участвовавшими в первом этапе тендера. В заявках участники обозначают технические и коммерческие (цены, сроки, графики платежей и т. д.) предложения в соответствии с окончательным техзаданием.

Заказчик изучает все заявки, делает выбор в пользу самого выгодного предложения и заключает контракт с соответствующим исполнителем.

  1. Запрос котировок.

Запрос котировок – это процесс, в рамках которого выбирают поставщика товаров, имеющих схожие характеристики, например, канцелярских принадлежностей. Обычно в торгах данного вида побеждает участник, предложивший самую низкую цену.

Данные виды тендеров имеют ряд ограничений, а именно:

  • стоимость контракта не может превышать полумиллиона рублей;
  • объем таких закупок в год не должен быть больше 10 % объема средств, выделенных на все запланированные закупки заказчика, но не более 100 000 000 рублей в год.

Такие виды тендеров могут проводиться в течение 12 дней. Для этого исполнителю необходимо предоставить котировочную заявку в универсальной форме. Благодаря универсальной форме заказчик может в сжатые сроки сравнить заявки и определиться с победителем.

Котировочную заявку могут отклонить по двум основным причинам. Во-первых, если участник предлагает стоимость выше начальной. Во-вторых, если заявка не соответствует извещению.

Что касается схемы проведения данного вида торгов, то изначально заказчик часто запрашивает какую-то определенную модель, а не комплект необходимых технических характеристик. Каждый участник прописывает в котировочной заявке стоимость, по которой он согласен поставить данный товар. Стоимость поставщик изменить не вправе, как в аукционе. Поэтому при обозначении цены об этом следует помнить, так как контракт заключают, как уже было сказано, с тем, кто предлагает наиболее выгодную стоимость.

Отправить котировочную заявку вы можете или почтой, или в электронном формате. Во втором случае на заявке должна быть проставлена электронная цифровая подпись. О принятии заявки участника оповещают почтовым уведомлением.

  1. Закупка у одного поставщика.

Данные виды тендеров проводят, если:

  • поставщик продукции или услуг – монополист в отрасли;
  • все поставщики отказались от участия в торгах;
  • заказчик сам исключил все заявки.

Закупка у одного поставщика имеет основную особенность. Она заключается в том, что договор подписывается напрямую с любым поставщиком, который может выполнить указанные в соглашении условия. Непосредственно процедуры торгов нет.

Если проводится именно такой вид тендера, заказчик должен аргументированно пояснить в документально оформленном отчете, что по-другому определить исполнителя невозможно или нецелесообразно. В отчете он также должен обозначить и обосновать стоимость договора, а также упомянуть о ключевых особенностях исполнителя. Все это необходимо для исключения коррупционных схем.

Зачем нужны банковская гарантия и тендерный кредит

Любые виды тендеров – затратные мероприятия, сопряженные с существенными финансовыми рисками, особенно для заказчика. К тендерам необходимо тщательно готовиться и не забывать про финансовую безопасность, которой можно достичь только благодаря банковской гарантии. Банковская гарантия является документом, где подтверждено, что если исполнитель не выполняет условия торгов, то банк выплачивает заказчику гарантийную сумму. Этот документ выдает банк.

О нарушении обязательств перед заказчиком можно говорить в том случае, если исполнитель:

  • не выполняет или выполняет некачественно свои обязательства после заключения договора;
  • отказывается от подписания соглашения после того, как заказчик признал его победителем в тендере;
  • отзывает или меняет условия своего предложения по тендеру по истечении срока подачи заявок.

Тендерная банковская гарантия позволяет участвовать в разного вида торгах, к которым относятся тендеры, конкурсы, аукционы. Кроме того, она гарантирует выполнение победителем торгов своих обязательств по договору. Период ее действия ограничен моментом заключения соглашения между заказчиком и победителем, а размер не может превышать 5 % от суммы будущей сделки.

Существует банковская гарантия, обеспечивающая возврат авансовых платежей. Ее победитель тендера предоставляет, когда предусмотрена выплата авансов или предоплат в размере до 30 % от цены договора. В связи с этим перед получением аванса исполнитель обязан предъявить заказчику документ, подтверждающий право последнего потребовать у банка выплатить гарантийную сумму. Чтобы оформить гарантию, в банк нужно передать только уставную документацию и материалы, которые подтверждают право участвовать в конкурсе.

Тендерный кредит – это банковский кредит определенного вида, который предоставляют для обеспечения заявки на участие в такой форме торгов, как тендер, конкурс и любые виды электронных тендеров.

В данный момент банковские учреждения выдают тендерные кредиты двух видов. Отличия между ними заключаются в сроке действия соглашения с банком. Есть кредит с возобновляемой кредитной линией и единоразовый.

Кредит с возобновляемой кредитной линией дает право на участие в нескольких тендерах в год. Он позволяет участвовать одновременно в одном конкурсе или в нескольких без изъятия денежных средств из оборота предприятия. Кроме того, кредит данного вида дает возможность участвовать в торгах, бюджет которых исчисляется миллионами.

Для выдачи кредита действуют следующие условия:

  • срок – до 3 месяцев;
  • процент от 14-21 % (в зависимости от банка);
  • период оформления – 9 дней;
  • стоимость – 1-5 % (определяется сроком и суммой).

Получение банковской гарантии – это более удобно и выгодно с финансовой точки зрения, по сравнению с кредитом, так как подразумевает финансовые расходы в меньшем размере, а оформление занимает всего несколько дней. Участник, который прибегнул к банковской гарантии, может не беспокоиться о том, как подготовить свое предприятие к проверке, чтобы получить кредит, где взять залоговые средства, и как собрать деньги, чтобы погасить задолженность.

Банковская гарантия обычно предоставляется надежными банками, репутация которых безупречна. В связи с этим возникновение финансовых рисков клиента минимально.

Инструкция по участию в том или ином виде тендера

  1. Как и в любом другом вопросе, прежде всего стоит изучить нормативную базу, в основе которой лежит ФЗ-44. Особое внимание нужно уделить нормам, в которых прописаны требования к участникам (ст. 31), а также учесть, в каком порядке подавать заявку и как она рассматривается (к примеру, ст. 66-67 для аукционов). Найти ФЗ-44 от 05.04.2013 можно в любой справочно-правовой системе свободного доступа (например, Гарант или Консультант). Пользоваться следует проверенными источниками с регулярно обновляемыми нормативными базами.
  2. Далее нужно проверить, нет ли задолженностей по разным сборам и обязательным платежам, не были ли судимы учредители и бухгалтеры, не наложены ли административные санкции на организацию.
  3. Определиться с площадками, где проводятся тендеры, и пройти регистрацию в качестве исполнителя. Чтобы принять участие в торгах, у вас должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП). Чтобы ее оформить, нужно собрать пакет организационной документации и передать ее в центр регистрации ЭЦП в своем регионе (вы также можете обратиться в компании, профессионально решающие данный вопрос).
  4. При подаче заявки для участия в любом виде тендера также необходимо предоставить копии учредительной и организационной документации, заверенные должным образом (все виды электронных тендеров предполагают подачу отсканированных документов).
  5. Некоторые организаторы, наряду с иными правилами, требуют также предоставить банковскую гарантию. Поэтому вам нужно заблаговременно получить информацию о том, какие кредитные предприятия оказывают подобные услуги и сколько они стоят (обычно это фиксированный процент от суммы гарантии).
  6. Далее следует участие в выбранном тендере.

Чаще всего торги проводятся на 5 электронных площадках (сегодня они наиболее известны):

  1. «Сбербанк-АСТ для государственных закупок»: http://www.sberbank-ast.ru.
  2. «Национальная электронная площадка»: http://www.etp-micex.ru.
  3. «РТС-тендер»: https://www.rts-tender.ru/about/news/PgrID/634/PageID/3.
  4. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»: http://agzrt.ru.
  5. АО «Единая Электронная Торговая Площадка»: https://www.roseltorg.ru.

Любые виды электронных тендеров проводятся по схеме, которая намного проще порядка организации стандартных торгов. Но это относится лишь к государственным тендерам. Если речь идет о частных предприятиях, то для поиска необходимых торгов потребуется изучить не один сайт.

Для коммерческих тендеров специализированных сайтов не существует. Но найти такую площадку при этом несложно – было бы желание. Параметры поиска определяются целями, сферой оказываемых услуг или продукции.

Приведем пример – список некоторых коммерческих сайтов онлайн-торгов:

  • «Сбербанк-АСТ для коммерческих закупок»: http://utp.sberbank-ast.ru/Com/NBT/Index/0/0/0/0.
  • «ONLINECONTRACT»: http://onlinecontract.ru/.
  • «Аукционный Конкурсный Дом»: http://www.a-k-d.ru/.
  • «SETonline»: https://www.setonline.ru/.
  • ОАО «Северсталь»: http://www.severstal.com/rus/suppliers/srm/.
  • «BashZakaz.ru»: http://etp.bashzakaz.ru/.
  • «Tender.Pro»: http://www.tender.pro/.
  • «REGION-AST»: http://region-ast.center/.
  • «ТОРГИ 223»: http://torgi223.ru/.
  • «Центр Автоматизации Закупок»: http://etpcaz.ru/ и другие.

Как выигрывать в любом виде тендеров

  1. Для начала нужно трезво оценить свои финансовые возможности. Сделать это проще всего тому, кто часто участвует в торгах. Виды проведения тендеров бывают разными и имеют свою специфику. Чем чаще вы участвуете в разных типах торгов, тем выше ваши шансы на победу. Вы будете действовать с учетом полученного ранее опыта, будь он положительным или отрицательным, а также допущенных ошибок.
  2. Далее нужно правильно составить документы для участия в конкурсе. Порядка 25-40 % потенциальных участников не допускают к тендерам, поскольку составленная ими документация не отвечает заявленным требованиям. В заявке не должно быть сложной терминологии, составлять ее следует на простом и понятном языке. Данный документ должен полностью соотноситься с требованиями конкурса и включать в себя исключительно те сведения о товарах и услугах, которые интересны заказчику.
  3. Затем идут гарантии. Заказчик отнесется к вам более лояльно, если ваше тендерное предложение будет включать в себя гарантийные обязательства. Шансы на заключение соглашения с заказчиком повысятся в разы. Наличие гарантий в предложении сыграет вам на руку. Вам удастся привлечь внимание заказчика и создать правильную репутацию своего предприятия – бизнес-единицы, которой можно доверять.

Если вы впервые участвуете в тендере и сомневаетесь в своих возможностях, обратитесь за помощью к профессионалам, у которых уже есть опыт участия в подобных мероприятиях. Но даже если участие в первом для вас тендере не увенчается успехом, помните, что все дается не сразу и удача приходит с опытом.

Мнение эксперта

Андрей Медведев ,

генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

  1. Пользуйтесь системами-агрегаторами.

Мы зарегистрированы более чем на 40 электронных торговых площадках (ЭТП), включая коммерческие: В2В-Center, «Фабрикант», «ТЭК-Торг», «АЛРОСА», «Лукойл» и т. д. Рекомендую использовать специализированные системы-агрегаторы (к примеру, www.seldon.ru, www.trade.su). Благодаря им вы не пропустите важный тендер и не запутаетесь в их огромном количестве. Данные системы объединяют сведения о тендерах с большинства электронных площадок России и некоторых иных государств, а также предоставляют дополнительные услуги, к примеру, помогают в оформлении электронной цифровой подписи (чтобы удостоверять документацию в интернете), аккредитации на разных ЭТП, правильной подготовке заявки и т. д. Кроме того, системы формируют аналитическую отчетность и проводят маркетинговый анализ участников закупок и рыночной среды в целом.

  1. Внимательно изучайте тендерные документы.

Для участия и победы в тендере нужно тщательно ознакомиться с условиями выполняемой закупки и грамотно сформировать заявку, четко следуя инструкциям в тендерных документах. Вам следует проработать ряд аспектов, а именно: максимальную стоимость договора, его обеспечение, сроки поставки, условия контракта в случае любого нарушения сроков обеими сторонами, район доставки оборудования.

Во избежание проблем нужно учитывать, что от потенциальных поставщиков требуют заказчики. К примеру, заказчики могут устанавливать, что в тендере разрешено участвовать только производителям или официальным дилерам с опытом реализации идентичных проектов и не менее чем трехлетним сроком работы на рынке. Если это описание вы пропустите мимо себя, оформите документы, а потом станет ясно, что ваше предприятие не отвечает установленным требованиям, то зря потратите время.

Кроме того, нужно внимательно заполнять формы, сопровождающие заявку (анкету компании, техническое и коммерческое предложения), детально обозначать параметры оборудования, количество продукции, поставку которой планируете, стоимость единицы товара, общую цену заявки и проч.

Какая именно и в каком объеме информация требуется, устанавливает заказчик. Обычно формы и инструкции по их заполнению включают в пакет документации к торгам.

  1. Отслеживайте актуальность документов и справок об организации.

Некоторые виды тендеров (коммерческих) подразумевают участие исключительно аккредитованных предприятий. Аккредитацию проводят предприятия, осуществляющие закупки. Раз в год компания обязана подтверждать, что она аккредитована. При наличии у нее всех действительных сертификатов и документов (к примеру, выписок из ЕГРЮЛ, справок об отсутствии задолженности по налогам и т. д.) трудностей с аккредитацией, скорее всего, не будет.

Также нужно оценивать, насколько актуальны документы, необходимые при подаче заявки на участие в конкурсе. Очень важно, чтобы у вас в распоряжении всегда были самые распространенные документы, часто требуемые для предоставления, к примеру, из ФНС. Такую документацию мы запрашиваем каждый месяц (справку из ЕГРЮЛ, справку об уплате налогов, справку о выполнении налогоплательщиком налоговых обязательств), поскольку срок их выдачи ФНС составляет 5 рабочих дней. За это время срок подачи заявки для участия в тендере может истечь.

  1. Будьте готовы к обеспечению заявки и выполнению договора.

Обычно предприятия-закупщики, проводящие коммерческие торги, не требуют обеспечения заявки и выполнения договора финансовыми средствами или банковской гарантией. Но если в вашем случае действуют именно такие условия, учтите ряд важных моментов.

Первое. Предприятия, организующие тендер на честных условиях, обычно предлагают или перевести на свой банковский счет финансы для обеспечения, или предоставить банковскую гарантию. Поэтому если вы видите, что компания-организатор ограничивает варианты обеспечения заявки (к примеру, просит только перевести средства), будьте бдительны – не исключено, что это мошенничество.

Второе. Для привлечения максимального числа возможных участников компании, организующие нечестные тендеры, существенно завышают максимальную стоимость торгов. Что делать в таких случаях? Поручите службе безопасности проверить данное предприятие. Если станет ясно, что компания зарегистрирована не так давно, этот тендер лучше обойти стороной и не участвовать в нем.

  1. Подтверждайте репутацию предприятия делом.

Результаты торгов нередко предсказать сложно. Организаторы могут пользоваться целой оценочной системой участников, используя баллы. В данном случае критериями, помимо цены, будут и такие параметры, как финансовая стабильность фирмы, опыт поставок аналогичной продукции, период предоставления гарантии на поставляемую продукцию, срок исполнения обязанностей на основании договора, квалификационный уровень сотрудников фирмы-участника, наличие материально-технической базы и т. д. К примеру, итоговую оценку потенциальному поставщику могут выставить как совокупность оценок по параметрам «стоимость соглашения» и «квалификация и деловая репутация участника» в соотношении 35 % к 65 %.

  1. Следите за конкурентами.

В последние годы участились случаи участия в торгах нечестных поставщиков, предлагающих некачественное оборудование (преимущественно произведенное в Китае) по низкой цене. Возникают ситуации, когда подобные предприятия не исполняют условия соглашений, после чего меняют юридическое лицо и снова участвуют в торгах.

Можно столкнуться и с откровенными подлогами, когда недобросовестные компании просто переписывают характеристики оборудования из технического задания, при том что в реальности их технические средства идут вразрез с требованиями. В результате победа в тендере достается сомнительному продукту, предложенному по самой низкой стоимости.

Как самостоятельно организовать тендер

  1. Сначала внутри предприятия нужно сформировать перечень задач, которые будут вынесены на торги, и согласовать вид участвующих в них компаний. Далее необходимо принять решение о проведении конкурса.

Опыт свидетельствует о том, что данная подготовительная стадия обязательно должна присутствовать, если вы планируете провести тендер. Благодаря ей сотрудники вашего предприятия будут лучше понимать, какие цели преследует тендер.

Единое понимание задач конкурса всем персоналом компании обеспечит более оперативное вынесение решения по всем дальнейшим этапам работ. Полезно также будет прийти к единому пониманию вопросов, касающихся рода и масштабов поставщиков, приглашенных к участию в торгах, а также установить, какой вид конкурса более предпочтителен – открытый или закрытый.

  1. Далее нужно создать «Бриф» (Приглашение к участию).

В рамках данного этапа специалист, отвечающий на предприятии-заказчике за подготовительные мероприятия и организацию торгов, в едином документе излагает цели проекта (проведения тендера) и обозначает, каким требованиям обязаны отвечать участники.

Типовой бриф имеет определенную структуру и состоит из:

  • описания предприятия-заказчика;
  • постановки проблемы;
  • описания желаемого результата;
  • требований к участникам тендера;
  • описания формы подачи заявки (критериев документа);
  • критериев оценки претендентов;
  • сроков проведения тендера.

Каждая глава в заявке – это осмысленная и функциональная часть документа. Конечно, ваше предприятие вправе не включать в свой бриф одну или несколько частей. Но в этом случае осложнится коммуникация и взаимодействие с потенциальными поставщиками.

  1. Затем нужно выбрать предприятия, которые примут участие в тендере.

Когда бриф будет сформирован, вы можете приглашать к участию в торгах предприятия, которым это интересно. Как правило, если объявляют «тендер цены», то приглашают поучаствовать 3-4 организации. Если же запланирован двухэтапный «тендер решений», количество участников на первом этапе может варьироваться от 5 до 9. Во втором этапе участвуют три компании с самыми привлекательными, по мнению организаторов, предложениями.

  1. Четвертый этап – уточнение позиций.

На данном этапе организации, подавшие первоначальные заявки на участие, будут запрашивать у вас дополнительные сведения, чтобы вынести свой вариант решения проблемы. Чтобы окончательные предложения участников были не только персонализированы, но и осмыслены, выделите определенное время на обсуждение. Именно в этот момент вы вспомните о разумном ограничении по количеству компаний, участвующих в тендере, о котором говорилось ранее в статье.

Если торги планируется провести в два этапа, то после изучения предварительной заявки предприятия, вышедшие во второй тур, подготавливают итоговую документацию.

  1. Участники презентуют свои окончательно сформированные предложения.

Этот этап очень важен, и формально составленным документом здесь не обойтись. Организатор сообщает финалистам, что хочет с ними встретиться. В рамках данной встречи представители провайдера могут убедить организатора в безоговорочной правильности своего решения.

Отметим, если мероприятия в рамках предыдущих этапов могли проводить один-два сотрудника соответствующего отдела, то к участию в итоговой презентации приглашают руководителей тех отделов, которые будут выступать у вас в роли внутренних заказчиков по проекту.

  1. Компания-заказчик проводит окончательный отбор.

По завершении всех презентаций и детального рассмотрения выдвинутых предложений ответственные руководители вашего предприятия совместно выносят решение в пользу определенного поставщика. В некоторых организациях решение принимают в ходе совещания, участники которого устно обсуждают и уточняют мнение внутренних заказчиков. В иных более формальных ситуациях составляют рейтинг. Применяя метод средневзвешенного коэффициента, специалисты определяют окончательный балл каждого из участников.

  1. Заключительный этап – объявление победивших в тендере поставщиков.

Самый волнительный момент для участников. Увы, в России нередко случается так, что фирмы, не ставшие победителями, узнают об окончании тендера лишь тогда, когда конкурент уже в полной мере работает над проектом. Безусловно, заказчик так себя вести не должен. В ходе общего собрания, через СМИ (если вид тендера – открытый) или индивидуально (при закрытом тендере) ему следует сообщить всем участникам, что работы завершены и выбран окончательный поставщик.

«Договорные» виды тендеров: что это такое и как их распознать

В сфере тендеров возникают особые случаи. Ведется очень много разговоров о коррупции в данной области. И правда, нередко проводятся договорные виды тендеров. Несмотря на то, что сам по себе тендер направлен именно на исключение коррупционной составляющей, все же при их проведении она есть.

Здесь стоит учитывать одну особенность той части российского бизнеса, где заказчиком являются бюджетные учреждения. Вся их деятельность переведена на рельсы закупок, зажатых в жесткие рамки конкурса. Одержать победу в тендере может любой претендент, верно оформивший заявку и документацию и предложивший наименьшую стоимость.

А что же до других составляющих? Например, таких, как способность и возможность поставщика в кратчайшие сроки выполнять пожелания клиента, гибкость и иные особенности взаимодействия? Нередко клиент, ранее уже сотрудничавший с тем или иным поставщиком, желает, чтобы договор достался именно ему, поскольку он является проверенным и надежным, в полной мере отвечает всем требованиям. Но если проводится тендер, не исключено, что контракт придется заключать с неизвестным (для заказчика) предприятием, и гарантии комфортного взаимодействия с ним нет. Иными словами, победа в тендере, которая основывается на ценовой составляющей, не дает покупателю гарантии безупречного во всех отношениях взаимодействия. Помимо этого, покупатель не может быть уверен, что поставщик будет в полной мере отвечать требованиям.

В связи с этим часто можно встретить договорные виды участия в тендерах, когда покупатель бросает все силы на создание формальной обстановки, в которой другим участникам, заранее не получившим одобрение, победить сложно. Отметим, это не всегда свидетельствует о коррупционной составляющей, наличии взяток, откатов и т. п. Но в таком виде тендера принимать участие также не стоит. Исключение составляют случаи, когда ваше предприятие получило предварительное одобрение.

Отметим, коммерческие структуры договорные виды тендеров почти не проводят. Там участвуют собственные средства предприятий, и организаторы намного жестче контролируют все параметры тендеров. Цель торгов в бизнесе – найти поставщика с наиболее выгодными условиями, а сам подход к процедуре здесь более гибкий. Иными словами, коммерческим структурам проводить тендеры «для галочки» незачем. В случае с ними действует рациональный и логичный подход. Однако и здесь известны ситуации, когда у наемных работников коммерческих организаций был свой интерес в благодарности от поставщиков за «содействие» в заключении договоров, и, напротив, когда недобросовестные заказчики ставили исполнителей в неприятное положение после отработки части контракта, когда не переводили оплату за продукцию или услуги.

Рассмотрим такие виды проведения тендеров, как государственные закупки, с точки зрения коррупционной составляющей. Здесь коррупция – явление наиболее частое.

Вот явные признаки госзакупок, проводимых на нечестных условиях:

  • условия ТЗ запутаны, нечетки, непонятно прописаны, противоречат друг другу;
  • сроки исполнения минимальные, и за них явно невозможно выполнить задание (каждый бизнесмен знает собственную сферу деятельности и может понять, в какие сроки реально уложиться, а в какие нет);
  • цена договора завышена, и при этом очень странная детализация требований к поставщику;
  • присутствует условие, в соответствии с которым заявку должна сопровождать уже выполненная часть работы;
  • в тендерной истории заказчика значатся договоры, количество предприятий в которых достаточно ограничено.

Все это свидетельствует о том, что покупатель стремится «отсеять» ненужных потенциальных исполнителей. Иногда такие виды тендеров проводятся для видимости, а выбранный исполнитель уже давно трудится над проектом. Вступать в борьбу в подобных случаях – это лишь потеря сил, времени и денег. Нет, безусловно, есть возможность обжаловать итоги конкурса и подать заявление в ФАС. Но вступать в борьбу имеет смысл лишь тогда, когда ранее предприятие уже участвовало в подобных видах тендеров и в штате есть компетентные специалисты, способные отстоять его права.

Информация об экспертах

Андрей Медведев , генеральный директор компании «Промышленные силовые машины». Окончил Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Работал на Ярославском моторном заводе «Автодизель». В 2005 году стал одним из инициаторов создания инжиниринговой группы «ПСМ». («Промышленные силовые машины»), в которой с момента основания занимал пост коммерческого директора. С 2012 года - генеральный директор. «ПСМ» («Промышленные силовые машины») - компания, сфера деятельности которой - машиностроение, инжиниринг, металлообработка, производство специального энергетического и насосного оборудования на базе дизельных двигателей. Основана в 2005 году. В штате 250 человек. Оборот компании за 2014 год составил 1,5 млрд руб. Официальный сайт - www.powerunit.ru

Тендер – это конкурсное мероприятие, которое проводится для выявления наиболее подходящего исполнителя для осуществления им какой-либо задачи. В настоящее время существуют различные виды тендеров, которые отличаются порядком, условиями проведения и другими особенностями. Можно выделить основные из них:

Открытые виды тендеров, порядок и условия их проведения

Участие в открытом тендере может принять любой желающий. Это могут быть как юридические, так и физические лица. Таким образом, заказчик получает широкий выбор претендентов на победу. О проведении открытого тендера сообщает объявление, которое размещают в сети интернет, в деловых публичных изданиях и в других СМИ. Само объявление о проведении такого открытого конкурса и есть приглашение. Заказчик может сам проводить всю процедуру либо наделяет полномочиями доверенное лицо.

При проведении открытого тендера государственными структурами, участники должны в обязательном порядке подать банковскую гарантию, что дает заказчику уверенность в добросовестном выполнении победителем заказа либо контракта.

Участник должен подать заявку на участие соответственно законодательной базе. При положительном результате, претендентам выдается документация для участия в конкурсе и готовится предложение. При возникновении вопросов относительно конкурсной документации участник имеет право письменно обратиться к заказчику, ответ дается в такой же форме. Если претендент нарушает установленные правила, то он исключается из списка участников.

Когда все заявки на участие собраны, заказчик их все обязан принять к рассмотрению. Особое внимание уделяется правительственным тендерам. Победитель получает письменное извещение о заключении контракта. Все остальные узнают о результатах через СМИ.

Закрытые типы тендеров и условия для их проведения

Участвовать в закрытых тендерах могут фирмы и организации, которые были приглашены заказчиком. Поэтому объявление о таких закрытых конкурсах не подается в СМИ. Каждый организатор при этом сам устанавливает требования к претендентам. Данный тип конкурса обходится заказчику значительно дешевле, так как не тратятся средства на рекламу.

Условия провождения:

  • товары или услуги, в которых нуждается заказчик, имеются у определенных поставщиков;
  • процесс закупок имеет строго конфиденциальный характер либо продукт необходим для нужд службы безопасности организации, предприятия;
  • процедура рассмотрения и выбора при большом потоке исполнителей требует слишком больших затрат, которые будут превышать стоимость закупаемых товаров.

Селективные тендеры

Селективные тендеры способны сэкономить заказчику время, так как процесс их проведения состоит всего из двух этапов:

  • сбор заявок и их отбор;
  • проведение тендеров между претендентами.

Все участники таких конкурсов предварительно отбираются по заданным критериям. В итоге получается, что селективные тендеры являются промежуточными между открытыми, где участвовать могут все желающие, и закрытыми, когда перед конкурсом проводится отбор претендентов. Поставщики, прошедшие селекцию (их число обычно не превышает 7) могут подавать предложения соответственно тендеру. Итоги таких торгов в СМИ не оглашаются.

Также, селективные конкурсы могут иметь «урезанный» формат или мини-тендеры. Во время их проведения создается небольшой список участников, без выявления одного исполнителя. Заказчик проводит процедуру закупок со всеми кандидатами разными способами.

Многоэтапные тендеры и порядок их проведения

Происходят многоэтапные тендеры при закупках сложных товаров или услуг. Здесь заказчик не имеет должной квалификации для изложения своих требований и у него отсутствует информация о продукте. Это могут быть компьютерные системы, научно-исследовательские работы и т.д.

  1. Этап первый. Процедура начинается с технико-коммерческих предложений поставщиков. После переговоров с любым из претендентов заказчик вносит необходимые дополнения и изменения в предоставленные документы. Если предложение не отвечает запросу – его отклоняют.
  2. Этап второй. Кандидаты, учитывая все новые требования, меняют свои предложения, вносят цены на товары и услуги.

Тендер с редукционом или переторжкой

Первый этап – это тендер стандарт. На втором этапе отбираются претенденты, которые смогли предложить наиболее подходящий продукт. Среди них проводятся дополнительные торги, в результате которых участники либо снижают цены и/или идут на уступки в условиях контракта.

Если обратиться к определению в международном словаре, то в дословном переводе это понятие означает коммерческий конкурс. Из чего можем сделать вывод, что любая процедура по выявлению лучшего участника на возмездной основе может называться тендером. На международном рынке проходит огромное количество так называемых goverment tenders, и с некоторыми странами у России заключены международные соглашения. Соответственно, российские юрлица могут участвовать в тендерах на равных с местными правах, например в

В России тендеры реализуются в двух основных формах:

  • закупки;
  • торги.

Разница заключается в сути процедуры: когда заказчику необходимо удовлетворить свою потребность в нормальной жизнедеятельности компании, он проводит закупку. Обратный процесс по отчуждению имеющегося имущества называют торгами.

Подробнее о закупках

Самыми популярными принято считать госзакупки в рамках и закупки отдельными видами юридических лиц (). Вместе с тем необходимо обязательно сказать о государственном оборонном заказе для обеспечения деятельности силовых ведомств. Такая деятельность регулируется .

В последнее время крупные коммерческие компании перенимают опыт у бюджетных учреждений и все больше размещают собственные . И последний, довольно молодой вид, — это закупки по Постановлению Правительства № 615 от 01.07.2016. Оно регулирует порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту.

Таким образом, в здоровой конкуренции достигается экономия бюджетных средств и оборотных средств внутри коммерческих организаций.

Все госзакупки и заказы по 223-ФЗ размещаются в .

Для размещения гособоронзаказов создана .


При этом коммерческие юрлица, как правило, используют функционал электронных торговых площадок и размещают корпоративные заказы именно на них.

На ЭТП размещаются и заказы по выбору подрядчиков по ПП № 615.

В основном закупки различаются между собой по трем основным критериям:

  1. Какой статус у заказчика (например, отдельные виды юридических лиц — 223-ФЗ).
  2. Какие средства расходуются (например, средства бюджета по 44-ФЗ).
  3. Специализированность сферы (например, капремонт или гособоронзаказ).

Подробнее о торгах

Одним списком перечислить все торги, которые проходят в России, невозможно. В эту когорту можно включить и аукционы (конкурсы) по банкротству (когда выкупается имущество у организации, признанной банкротом по решению суда), и продажу конфискованного и арестованного имущества. Довольно часто продается жилой фонд местным самоуправлением, а также солидную долю занимают торги по гражданскому и земельному кодексам.

Существует одна система, которая объединяет большое количество торгов, но не всех. Это система торги гов ру .

На этом сайте вы можете найти информацию о продаже земельных участков или приватизации муниципального имущества (178-ФЗ), а также здесь размещаются торги по приказу № 67 Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров:

  • аренды;
  • безвозмездного пользования;
  • доверительного управления имуществом;
  • иных договоров.

В результате происходит переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

В качестве вывода подчеркнем, что понятие «тендер» многогранное и нельзя связывать его только с госзакупками.

Видео: какие бывают тендеры

Тендер – это мероприятие, проводимое посредством конкурсного отбора исполнителя, более всего подходящего для выполнения определенной задачи. Под тендером понимают также любые торги, целью которых является закупка товаров, услуг и работ.

Отвечая на вопрос, какие бывают тендеры, следует упомянуть, что их основные виды в российской практике классифицируются:

  • В зависимости от категории заказчика.
  • В зависимости от способа определения исполнителей (поставщиков).
  • На (когда товары и услуги закупаются государственными органами с целью удовлетворения государственных нужд, а вся процедура основана исключительно на № 44-ФЗ) и коммерческие (в которых заказчиком является организация, производящая закупки для собственных нужд).

В последнем случае требования заказчик разрабатывает сам, хотя практика показывает, что придерживается он при этом принципов и правил № 44-ФЗ, для него при этом совершенно не обязательных. Имеется существенная разница в способах, какими поставщики могут принять участие в торгах.

Исполнитель может оказаться единственным, если действует монополия, типа перевозок железнодорожным транспортом. А бывает конкурентным, когда поставщика выбирают среди двух и более. Этот тип включает в себя:

  • Конкурсы, когда победителем становится тот, кто сделал наилучшее предложение на лучших условиях.
  • Аукцион, когда побеждает предложивший за контракт меньшую цену.
  • Запрос предложений.
  • Запрос котировок.

Конкурсы проводят открытые, или в электронном виде, но может проводиться и закрытый тендер.

У каждого вида тендеров есть определенные цели и правила проведения. Только воля заказчика становится определяющей при выборе способа, каким будет установлен исполнитель, конечно, с учетом объекта и суммы закупки.

Участие в тендере

В штате компаний, участвующих в разных тендерах постоянно, имеются, как правило, сотрудники, специализацией которых становится именно это направление. Есть и организации, специализирующиеся на подготовке конкурсной документации для клиентов.

Требования к документации для участия в тендере

В ходе сбора и надлежащего оформления документов заказчик имеет возможность изучить информацию о потенциальном контрагенте, его предложении, а поставщик – увеличить шансы на получение заказа и заключение контракта.

Правильное заполнение документов может стать определяющим фактором для того, чтобы решение было принято положительное, так как на их основании заказчик выбирает поставщика. Самые незначительные недостатки в оформлении могут стать основанием для отказа в участии в тендере.

Правильное заполнение документов может стать определяющим фактором для того, чтобы решение было принято положительное, так как на их основании заказчик выбирает поставщика.

Чтобы участвовать в открытом конкурсе, поставщики должны предоставить документы:

  • Пакет учредительных документов с выпиской из ЕГРЮЛ (или ) не более чем месячной давности, а также документ, по которому сотрудник имеет право их подавать.
  • со сведениями об объектах закупки и условиях, поставщиком предлагаемых.
  • Сертификаты и иные документы, подтверждающие качество товаров, подлежащих поставке.
  • либо перечисленная определенная сумма на счет заказчика.

Электронные торги предполагают подачу сведений по правилам проведения онлайн-аукционов. Документы должны быть оформлены в электронном виде, а для заключения контрактов существуют специализированные онлайн-площадки. содержит согласие исполнителя поставить конкретный товар, оказать определенный вид услуг и сведения об исполнителе, товарах, им поставляемых, и услугах, им оказываемых.

Каждый поставщик может подать одно ценовое предложение, если только не проводятся торги на понижение. А это возможно, когда заказчик получил только одно предложение или процедуру допуска прошел только один поставщик. Для привлечения большего числа участников такие тендерные площадки могут проходить без регистрации или бесплатно.