Анализ системы управления материальными потоками. Анализ системы управления материальными потоками производственного предприятия оао «корпорация всмпо-ависма. Анализ движения материальных ресурсов в производственном процессе

Материальный поток -- это логистическая категория, представляющая собой движение и/или преобразование в экономической сфере (промышленность, торговля, сельское хозяйство и т.д.) вещественных объектов, к которым относятся энергоносители, сырьё, материалы, незавершенное производство, полуфабрикаты, комплектующие, готовая продукция и т.д., на всех стадиях общественного производства (снабжение, производство, сбыт и т.д.).

Материальные потоки наряду сфинансовыми, информационными, кадровыми и т.д. являются частью совокупного логистического потока - движения и преобразования всех возможных видов ресурсов на пути от источника до приёмника (от производителя до потребителя). Транспортный поток также является одним из видов материальных потоков.

Примерами материальных потоков являются перекачка нефти из мест добычи к нефтеперерабатывающему заводу, поставки одежды с ткацкой фабрики на оптовый склад, доставка бананов с плантации на овощную базу и т. д.

Принято классифицировать материальные потоки по ряду признаков:

1)По отношению к логистической системе;

2)По составу объектов движения;

3)По характеру движения.

Выделяют следующие основные параметры материальных потоков:

Скорость;

Начальная, конечная и промежуточные точки движения;

Траектория;

Плотность;

Интенсивность;

Мощность.

От забоя до потребителя:

Анализ информационного потока на горном предприятии

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе.

Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.

Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока.

В процессе анализа информационных потоков предприятия служба контроллинга изучает процессы возникновения, движения и обработки информации, а также направленность и интенсивность документооборота на предприятии.

Цель анализа информационных потоков -- выявление точек дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек.

Наиболее распространенный и, по-видимому, самый практичный метод анализа информационных потоков -- составление графиков информационных потоков. Для построения графиков информационных потоков следует знать (или выработать самим) определенные правила их составления и условные обозначения отдельных элементов.

Каждый информационный поток -- единичное перемещение информации -- имеет следующие признаки:

* документ (на чем физически содержится информация);

* проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планированию и т.д.);

* исполнителя (человека, который эту информацию передает);

* периодичность (частота передачи: ежемесячно, ежеквартально, ежедневно).

На предприятии выделяют два уровня детализации информационных потоков:

* на уровне предприятия детализация производится до уровня цеха (подразделения), т.е. информация передается между цехами и службами предприятия;

* на уровне цеха (подразделения) предприятия детализация производится до уровня рабочего места, т.е. информация передается между работниками цеха и связанных с цехом служб.

Недостатки информационного потока:

* дублирование предоставляемой информации;

* отсутствие релевантной (существенной) информации;

* отсутствие однозначного распределения ответственности за документы;

* несвоевременность предоставления информации;

* после получения информации могут потребоваться уточнения.

Важно соблюдение единых правил, что дает возможность аналитической службе разговаривать на одном языке с остальными участниками процесса анализа информационных потоков (финансово-экономическими службами, отделом автоматизации и т.д.). На уровне предприятия целесообразно строить графики информационных потоков по отдельным проблемам, так как количество информационных потоков (связей) очень велико, поэтому трудно выявить единый алгоритм. На уровне отдельных цехов допускается построение общего графика информационных потоков по всем проблемам, так как здесь количество потоков (связей) не слишком велико, хотя возможно построение графиков по каждой проблеме.

График информационных потоков имеет существенный недостаток -- большое количество информационных связей затрудняет его чтение и анализ, но именно анализ информационных потоков и являлся целью составления графика. Поэтому целесообразно разрабатывать графики, изображающие не статические связи между отделами, а поток документов, связанный с выполнением какой-то определенной рабочей задачи. Составление таких графиков связано с теорией реинжиниринга бизнес-процессов. Бизнес-процесс -- это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, например, материально-технического снабжения, планирования. Реинжиниринг бизнес-процессов занимается анализом и оптимизацией бизнес-процессов для достижения целей предприятия.


Рассмотрим механизм функционирования «тянущей» системы управления материальными потоками на примере.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. изделий. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления такого же количества заготовок, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Раскроем пример на схеме (рис.1).

Рис.1.

Достоинствами метода является создание саморегулирующейся (в разумных пределах) системы, при этом не требуется поддержки со стороны компьютерной информационной системы предприятия - система карточек может работать и без нее.

Однако этот метод отлично подходит для конвейерных производств и для применения в дистрибуции со стабильным (предсказуемым) спросом. Но в условиях большей неопределенности и неточности прогнозирования (разные источники называют допустимыми не более +10% отклонения от расчетного ритма производства) он начинает давать сбои, поскольку требуется пересчитывать размеры карточек-партий, задействовать дополнительную рабочую силу и т.д.

логистический управление тянущий

Заключение

Организация материальных потоков и управления ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной организации: обеспечение ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и т.п. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования производственной логистической системы. Управление материальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед предприятием целей.

Различают несколько систем управления материальными потоками, одна из них система Канбан. Основным принципом работы этой системы является выявление и устранение в производственном процессе узких мест или критических ресурсов. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и т.д.

В составе основного производства РУПП «БелАЗ» имеются следующие цехи и склады: 060 - Цех главного конвейера; 110 - Цех гидротрансмиссий; 090 - Цех гидроагрегатов; 130 - Цех сборки и испытаний автомобильной техники; 070 - Термический цех; 100 - Механосборочный цех 1; 010 - Сварочно-заготовительный цех 1; 050 - Сварочный цех; 040 - Автоматный цех; 170 - Рамно-кузовной цех; 150 - Цех программных станков; 120 - Механосборочный цех 2; 135 - Цех электромеханической трансмиссий; 030 - Прессовый цех; 260 - Экспериментальный цех; 140 - Цех монтажа и технического обслуживания; 065 - Участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники модификаций 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

В составе вспомогательного производства имеются следующие цехи: 210 - Ремонтно-механический цех; 220 - Ремонтно-энергетический цех; 180 - Цех товаров народного потребления; 200 - Инструментальный цех; 080 - Цех механизации производства станкостроения.

В таблице 4 приводится описание материальных потоков между производственными подразделениями завода.

Таблица 4

Движение материальных потоков между подразделениями

Характеристика

Осуществляет раскрой труб, круг, шестигранников, проволоки. Производит трубопроводы, трубы, наконечники, патрубки, маслопроводы, пружины, штуцера, угольники, фланцы, штоки, топливопроводы и другую продукцию. Произведенная продукция (заготовки) направляется в термический цех 070 и в другие цеха основного производства.

Осуществляет раскрой листа до 6 мл. и изготавливает следующие детали и узлы: капоты, кабину, кронштейны, подножки, баки и другую продукцию. Для определенных изделий комплектование других цехов производится через термический цех 070 и напрямую. Детали в меньших объемах могут возвращаться из 070 цеха обратно для дальнейшей обработки. В цехе имеется окрасочный комплекс для окраски изделий собственного производства и изделий других цехов, проходящих по габаритам линии окраски для изготовления автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, ТНП и мелких узлов тяжелых автомобилей.

Изготавливает шланги, метизы, наконечники, втулки, тройники, различные приспособления и другую продукцию. Продукция цеха может по технологии обрабатываться в термическом цехе 070 и возвращаться обратно для дальнейшей обработки. Металл получают со склада металла, другие детали из цехов 010, 030,050.

Изготавливает рамы, платформы для автомобилей грузоподъемностью 30т, 40т, спецтехники на базе шасси 30,40 тонных автомобилей, прицеп для автомобиля МАЗ. Производит раскрой толстолистового металла. Металл получают со склада металла, кронштейны с 100 и 120 цехов. Технология предполагает передачу изделий в 100,120 цеха и получение обратно для дальнейшей обработки. Поставляет заготовки на детали из листа для других цехов.

Сборочный цех по производству автомобилей грузоподъемностью 30,40т и спецтехники на базе их шасси, а также бульдозеры и погрузчики. В состав технологического оборудования входит окрасочный пост, на котором производится окраска крупногабаритных узлов (рама, мост, коробки и т.д.), которые поступают на сборку. Производят небольшое количество деталей в запчасти. Получают окрашенные детали для сборочного конвейера из 030 цеха. Имеется участок полной сборки кабин, радиаторов, шорный участок, участок отделки и сдачи машин.

Назначение данного участка состоит в следующем. ОВК получает от поставщиков так называемые комплекты. Производит разукомплектование, полученные комплектующие передает в разные цеха. Детали, входящие в ЗИП остаются на складе ОВК, откуда поступают на автомобиль при его отгрузке. Имеется участок сборки колес для автомобилей грузоподъемностью 30, 40 тонн, 74211, 7822, 7823, 7921, 7924.

Цех термической и гальванической обработки. Технологическое оборудование находится в разных корпусах. Цех производит обработку шестерен, валов, корпусных деталей и прочих деталей.

Изготавливает следующую продукцию: съемники, технологические приспособления, гаражное оборудование, изделия для сельского хозяйства. Цех технологически ориентирован. В цеху обрабатывают детали основного производства, где по технологии изготовления требуются операции расточки.

Изготавливает гидроузлы, подвески, краны, рулевые механизмы, насосы и другую продукцию. В состав цеха входит гальванический участок для хромирования деталей, используемых для сборки гидроузлов. Наличие участка объясняется уменьшением транспортных расходов на перевозки. Получают детали из 010, 030, 040, 150, 170 цехов и склада литья, складов комплектующих изделий. Готовые детали передаются в 060, 130 цеха через окрасочные комплексы 030,170 цехов. Одни и те же детали могут изготавливаться на автомобили разной грузоподъемности. Производимые запчасти передают в 270 цех на участок консервации.

Изготавливает мосты задние и передние, шестерни для цехов завода, которые обрабатываются на зубодолбежном и зубофрезерном оборудовании. Детали передают на термическую и гальваническую обработку в 070 цех, тормозные цилиндры в 130 цех. Детали получают из 010 цеха (круг, труба), 030,170 цеха (лист), отливки, поковки со склада литья 040 (пальцы, штифты и т.п.) через технологические операции фосфотирования, закалки в 070 цехе. Получают штамповки, подшипники, резинотехнические изделия.

Изготавливает гидромеханические передачи разных модификаций для автомобилей грузоподъемностью 30,40 тонн, а также спецтехники 74211,7921,7822, 7823 и их модификаций, собираемых в 060 цехе и по кооперации. Изготавливают все корпусные детали, валы и шестерни, используемые для сборки гидромеханических передач. Изготовление этих деталей производится через операции термической и гальванической обработки. Окраска изготовленных деталей производится в окрасочных линиях 060, 170 цехов. Изготавливаемые детали для запчастей проходят технологические операции окраски.

Изготавливает детали: редукторы мотор колеса (РМК), вентиляторы, коробки отбора мощности, цилиндры поворота, ступицы передних колес, передние балки для производства большегрузных изделий в130 цехе и другую продукцию. Изготавливают узлы для спецтехники (погрузчики, бульдозеры, тяжеловозы, аэродромные тягачи, шлаковозы и другая продукция). Изготавливаемые детали могут проходить технологическую обработку в 170 цехе. В составе технологического оборудования цеха имеется окрасочный пост для окраски мелких узлов и деталей, а также деталей 010 цеха. Крупногабаритные детали окрашиваются в 170 цехе. Изготавливаемые запасные части сдаются цехом на склад цеха реализации запчастей, а требующие окраски после технологических операций окраски. В составе технологического оборудования цеха имеется участок ТВЧ.

Анализ существующего порядка управления материальными потоками позволил сделать следующие выводы:

а) План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве серийных автомобилей, спецтехники на шасси серийных автомобилей, тяжелых машин и спецтехники на их шасси определяется производственно-диспетчерским управлением (ПДУ), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж, плановых заданий увеличения объемов производства Министерства автомобильной промышленности РБ и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДУ. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в управление материально-технического обеспечения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.

б) Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения. Сформированный специалистами производственно-диспетчерского управления план производства 15-20-го числа месяца, предшествующего плановому периоду, передается служебной запиской в управление информационных систем (УИС).

в) На основании квартального плана производства управление информационных систем производит автоматизированный расчет лимитов на материалы и покупные изделия. В результате расчетов формируются машинограммы “Потребность в материалах (комплектующих) для обеспечения производственной программы на __ квартал __ цех”, которые через ПДУ передаются для анализа в производственные цеха и управление материально-технического обеспечения.

г) Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами УИС на основании квартального плана производства до 8-го числа планового периода. В результате расчетов формируются машинограммы, которые передаются в цехи основного производства и в ПДУ. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков, которые возникают по причинам: сборки некомплектных автомобилей, наличия обходной технологии, использования заделов деталей, по которым прошла подготовка производства и т.п.

д) Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДУ автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день для 060 и 130 цехов, а по номенклатуре, которая определяет модификации, ежедневные графики изготовления деталей, сборочных единиц в разрезе цехов основного производства. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДУ осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

Таким образом, на основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Достичь таких целей можно только путем перехода на новую методику планирования и управления производством, в частности на стандарт MRP-II. Данный стандарт активно применяется на предприятиях Западной Европы и Америки в условиях мелкосерийного и единичного производства сложной продукции с длительным циклом изготовления. На основании тщательно подготовленного графика выпуска готовой продукции для конвейеров, цехов, складов формируются синхронизированные план-графики на оперативный производственный период (неделя/декада/месяц), в течение которого эти графики неизменны. В течение данного периода план-графики жестко диктуют три основных вида заказов:

Кто, что, в каком количестве и когда должен начать изготавливать/закупать, и когда закончить изготовление/закупку - “заказы на производство” и “заказы на закупку”,

Кто, кому, что, в каком количестве и когда должен поставить (сдать) - “заказы на пополнение запасов”.

На основании план-графиков (дат запуска/выпуска) система формирует сменно-суточные задания для производственных участков и складов. Выполнение заказов, списание затрат и перемещение товарно-материальных ценностей оперативно регистрируется в системе. Оперативная учетная информация используется при формировании очередных сменно-суточных заданий и расчете план-графиков на следующий период.

Планирование и диспетчирование по MRP-II основывается на полной и достоверной информации о циклах производства - времени технологических операций и времени на закупку материалов, а также на оперативной учетной информации о состоянии запасов и списании материальных затрат. При этом производство ориентируется на уменьшение объемов незавершенного производства, уменьшение партий запуска/выпуска деталей, на более частые переналадки оборудования.

Логистическая система на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» характеризуется, в первую очередь, отсутствием отдела логистики как такового.

Для обеспечения непрерывного производственного процесса на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» создана инфраструктура, рабочее состояние которой поддерживается инженерно-технической службой завода.

Каждый руководитель подразделения является ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, в которых располагается его цех (участок).

Для завоза сырья и материалов, отгрузки продукции используется автомобильный транспорт предприятия и сторонних организаций. А также отгрузка продукции осуществляется железнодорожными контейнерами.

Все перевозки осуществляет и планирует транспортный участок. Завоз материалов производится на основании заявок отдела материально-технического снабжения, отгрузка продукции – на основании заявок отдела продаж.

Количество энергоресурсов, необходимое для обеспечения производства и функционирования предприятия, и оптимизация их потребления планируется помощником технического директора по энергосбережению и отделом материального нормирования. На основании плана выпуска продукции рассчитывается потребность во всех видах энергоресурсов, и заключаются договоры с поставщиками.

В соответствии с планом производства, планом технического развития на предприятии главный экономист разрабатывает финансовый план (годовой и месячный), который утверждается генеральным директором.

Генеральный директор осуществляет менеджмент финансовых ресурсов – их планирование, обеспечение наличия и контроль использования. По итогам месяца, квартала и года проводится анализ затрат на качество, анализ финансовых показателей, таких как увеличение денежного оборота, возросшие выгоды, сокращение непроизводительных расходов.

План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве титановой продукции определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДО. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в отдел материально-технического снабжения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.



Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения.

Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами на основании квартального плана производства. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков.

Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДО автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДО осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

На основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Таким образом, видно, что на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» реализуются многие логистические функции, однако единого информационного пространства, единого центра сосредоточения логистических цепей не существует. Поэтому одним из направлений совершенствования структуры логистической системы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» являются мероприятия по внедрению отдела логистики на предприятии.

Анализ системы управления материальными потоками производственного предприятия ОАО «Арес»

производственный логистика материальный поток оптимизация

Логистическая система на ОАО «Арес» характеризуется, в первую очередь, отсутствием отдела логистики как такового. На предприятии существует должность Заместителя Управляющего директора по закупкам и логистике, в подчинении которого находятся следующие отделы: Отдел материально-технического снабжения (ОМТС), Отдел внешней комплектации (ОВК), транспортный цех (ТЦ) и система складов. Выделенного в отдельную структурную единицу Отдела логистики, как и должностей логистов, не существует.

Однако логистические цепи, логистическая среда, разумеется, на ОАО «Арес» имеется и некоторые логистические функции выполняют вышеуказанные подразделения .

Рассмотрим работу каждого из них.

Отдел материально-технического снабжения (ОМТС) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Арес». ОМТС непосредственно подчинен заместителю Управляющего директора Общества по закупкам и логистике.

Основные цели и задачи данного отдела:

  • 1) комплексное, своевременное и равномерное обеспечение потребности Общества материальными ресурсами;
  • 2) обеспечение соблюдения оптимальных размеров производственных запасов материалов, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с приобретением, доставкой и хранением материальных ценностей;
  • 3) контроль хранения, учета и движения материалов;
  • 4) контроль за движением и реализацией отходов цветных и черных металлов.

Организационная структура управления ОМТС представлена в Приложении 1.

Основные функции ОМТС:

  • 1) подготовка и организация заключения ОАО «Арес» договоров с поставщиками на поставку сырья и материалов в объемах, необходимых для выполнения плана производства, а также контроль их выполнения;
  • 2) надлежащее оформление отгрузочных документов;
  • 3) планирование обеспечения производства материальными ресурсами в соответствии с предусмотренными договорами сроками, регулирование поставок в соответствии с ходом производства;
  • 4) ведение работы по оптимизации структуры поставщиков сырья и материалов, установлению длительных прямых связей с предприятиями-поставщиками, отвечающими требованиям по качеству и срокам поставки;
  • 5) подача заявок на транспортные средства для вывоза грузов от поставщиков. Рациональное использование транспорта при перевозке грузов. Правильное оформление товаро-транспортных документов и путевых листов;
  • 6) контроль за рациональным использованием материальных ресурсов в Обществе, соблюдением норм расхода материалов всеми службами;
  • 7) участие в проведении инвентаризации материальных ценностей. Осуществление контроля и подготовка отчетности;
  • 8) организация количественного и качественного контроля поступивших материальных ресурсов, обеспечение их хранения на складах, соответствующей подготовки и своевременной выдачи для производственного потребления;
  • 9) проверка соответствия стоимости заявленных и израсходованных материалов планируемым затратам по смете производства;
  • 10) выявление излишних и неликвидных материалов, подготовка предложений по их реализации в установленном порядке;
  • 11) ведение оперативного учета по снабженческим операциям;
  • 12) участие в проведении работ по применению наиболее экономичных видов материалов и заменителей дефицитных и дорогостоящих материалов.

Отдел закупок комплектующих и инструмента (ОЗКиИ) является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Арес». Подчиняется заместителю Управляющего директора по закупкам и логистике. Структура отдела представлена в Приложении 2.

  • 1) комплексное, своевременное и равномерное обеспечение потребности предприятия в комплектующих и инструменте;
  • 2) соблюдение оптимальных размеров производственных запасов комплектующих и инструмента, ускорение их оборачиваемости, снижение затрат, связанных с приобретением, доставкой и хранением комплектующих и инструмента;
  • 3) контроль правильности хранения, учета и движения комплектующих и инструмента;
  • 4) выполнение работ по намеченным целям ОЗКиИ в области качества, экологии, охраны труда, социальной ответственности.

Отдел внешней комплектации (ОВК) является самостоятельным структурным подразделением и непосредственно подчиняется заместителю Управляющего директора по закупкам и логистике. Организационная структура ОВК представлена в Приложении 3.

Основные цели и задачи отдела:

  • 1) своевременное, равномерное и комплектное обеспечение акционерного общества полуфабрикатами и комплектующими изделиями;
  • 2) контроль за рациональным использованием полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Транспортный цех (ТЦ) является самостоятельным структурным подразделением. Основные цели и задачи отдела:

  • 1) обеспечение необходимыми качественными перевозками и специальной техникой всех подразделений ОАО «Арес» согласно нормам, графиков и заявок;
  • 2) своевременная и качественная отгрузка готовой продукции всеми видами транспорта для обеспечения выполнения плана по объему продаж;
  • 3) улучшение использования транспортных средств, правильная эксплуатация, своевременное обеспечение, проведение ремонта и обслуживания подвижного состава.

Основные функции транспортного цеха ОАО «Арес» следующие:

В области производственно-технической деятельности:

  • 1) выделение автотранспорта всем подразделениям согласно их заявок, графиков для выполнения различных перевозок и услуг;
  • 2) отгрузка готовой продукции всеми видами транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • 3) участие в разработке и составлении планов, графиков транспортного обслуживания подразделений и организаций в целом;
  • 4) участие в разработке организационно-технических мероприятий по совершенствованию и более рациональному использованию транспортных средств, внедрению прогрессивных видов перевозок и снижению транспортных расходов, а также участие во внедрении механизации при погрузочно-разгрузочных работах;
  • 5) организация и проведение аттестации руководителей, специалистов, а также проведение технического осмотра транспорта;
  • 6) обеспечение сохранности транспортных средств, сооружений и других материальных ценностей цеха;
  • 7) проведение ремонта автомобильного, железнодорожного транспорта;
  • 8) создание безопасных условий труда для работников цеха;
  • 9) предъявление претензий в связи с просрочкой доставки грузов железнодорожным транспортом.

В области экономии, планирования, учета и отчетности:

  • 10) систематический анализ, выявление и мобилизация внутренних резервов для управления использованием производственных фондов цеха;
  • 11) ведение оперативного и бухгалтерского учета, ведение табельного учета;
  • 12) подготовка и предоставление отчетов, справок и докладов по всем вопросам, связанным с деятельностью цеха.

В области подбора, расстановки и использования кадров, организации труда и заработной платы:

  • 13) участие в комплектовании, подборе, расстановке кадров в соответствии со специальностью и квалификацией;
  • 14) обеспечение работников цеха спецодеждой, защитными средствами и приспособлениями, создание необходимых производственных и бытовых условий согласно действующим нормам;
  • 15) организация совмещения профессий и функций работниками цеха.

В области материально-технического обеспечения:

  • 16) согласование ежемесячной поставки материалов, инструмента, комплектующих изделий, запасных частей, услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспорта и других услуг, необходимых цеху, оформление заявок;
  • 17) проведение инвентаризации и организация учета по всем операциям, связанным с приходом, движением и расходом материальных ценностей по цеху.

Производственно-диспетчерский отдел (ПДО). Главной задачей работы отдела является формирование плана производства.

Для обеспечения непрерывного производственного процесса на ОАО «Арес» создана инфраструктура, рабочее состояние которой поддерживается инженерно-технической службой завода.

Каждый руководитель подразделения является ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, в которых располагается его цех (участок). Ответственными за эксплуатацию оборудования являются начальники подразделений, в которых оно используется. Обслуживание и ремонт оборудования осуществляет энерго-ремонтный цех по заявкам других цехов, а также в соответствии с планом ремонта оборудования.

Для завоза сырья и материалов, отгрузки продукции используется автомобильный транспорт предприятия и сторонних организаций. А также отгрузка продукции осуществляется железнодорожными контейнерами.

Все перевозки осуществляет и планирует транспортный участок. Завоз материалов производится на основании заявок отдела материально-технического снабжения, отгрузка продукции - на основании заявок отдела продаж.

Количество энергоресурсов, необходимое для обеспечения производства и функционирования предприятия, и оптимизация их потребления планируется помощником технического директора по энергосбережению и отделом материального нормирования. На основании плана выпуска продукции рассчитывается потребность во всех видах энергоресурсов, и заключаются договоры с поставщиками.

Для обеспечения качества выпускаемой продукции, повышения качества труда персонала и его удовлетворенности своей работой руководители структурных подразделений управляют производственной средой.

В соответствии с планом производства, планом технического развития на предприятии главный экономист разрабатывает финансовый план (годовой и месячный), который утверждается генеральным директором.

Генеральный директор осуществляет менеджмент финансовых ресурсов - их планирование, обеспечение наличия и контроль использования. По итогам месяца, квартала и года проводится анализ затрат на качество, анализ финансовых показателей, таких как увеличение денежного оборота, возросшие выгоды, сокращение непроизводительных расходов.

Порядок управления материальными потоками в производстве ОАО «Арес» имеет следующие особенности.

План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве титановой продукции определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДО. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в отдел материально-технического снабжения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.

Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения.

Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами на основании квартального плана производства. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков.

Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДО автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДО осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

На основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

  • - организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;
  • - снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;
  • - повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;
  • - снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;
  • - создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Таким образом, видно, что на ОАО «Арес» реализуются многие логистические функции, однако единого информационного пространства, единого центра сосредоточения логистических цепей не существует. Поэтому одним из направлений совершенствования структуры логистической системы ОАО «Арес» являются мероприятия по внедрению отдела логистики на предприятии.