Мастер уличной фотографии – Хо Фань. Мастер уличной фотографии – Хо Фань Гонконгско-китайский период и позднее творчество

Родился в Шанхае в семье кинорежиссера в 1931 году и рано переехал с семьей в Гонконг. Фотографирование стало увлечением Хо Фаня еще в детстве, и продолжилось в молодости, когда он запечатлевал Гонконг в процессе его перестройки и превращения из небольшого города в мегаполис-государство.

Фань Хо не имел преподавателей, его учителями стали книги и конкурсы. По его словам, именно соревнования помогали определить ему качество фотографий. Профессиональным фотографом Фань не является, в том смысле, что он не нажимал на кнопку камеры много лет, пытаясь накормить семью. Он просто хорошо снимает и делает это лучше многих профессионалов.

Сегодня Фань Хо известный в Гонконге кинорежиссер (11 фильмов и в 15 снялся сам) и и его кинематографичность ярко выражена в его фотографиях.

В начале своей карьеры Фань Хо искал свой стиль, подражал известным мастерам. Он также работает в духе "китайского пиктореализма" и создаeт целую серию замечательных пейзажей. Одновременно, живя в огромном мегаполисе, он снимает жизнь этого города, используя приемы, развитые для сьемки пейзажа и, задолго до фотографии, созданные в живописи.

Его строгие математически выверенные пропорции совмещаются с активной динамикой жизни. У него очень развитое чувство не только двумерной, но и пространственной композиции. На мой взгляд, он, уникально для стрит или репортажной фотографии, использует свет для усиления обьемности и динамики. Он часто сохраняет все те же три плана восприятия пейзажа и в своих городских фотографиях. В такой стилистике работают единицы, а многие современные западные (от Китая) фотошколы либо не знакомы, либо не хотят связываться с ней.

Его работа со светом удивительно красива и ассоциируется, в первую очередь, с Chiaroscuro, искусcтвом светотени, которым владели такие живописцы как Рубенс и Рембрандт, а Караваджио довел до полного драматизма в виде тенебризма. Умение элегантно работать с полутенями, рефлексами и бликами вместе с тягой к контровому свету в руках Фань Хо превращает обыденную фотографию в предмет искусства.

В настоящее время Хо Фань живет в Сан-Хосе (Калифорния).

Хо Фань – легендарный Гонконгский и Тайванский фотограф. Ярчайший представитель талантливого во всем человека. Хо Фань – и кинорежиссер, и киноактер, и продюсер, и сценарист. Фотографией, как хобби увлекается с детства . В течение многих лет фотопленкой «запоминает» Гонконг. Такой неоднозначный, насыщенный, яркий, разный. Хо Фань считается одним из самых признанных и выдающихся фотографов Китая. Его называют «Мастером уличной фотографии».

Хо Фань родился в 1937 году в Шанхае. К 19 годам – он уже высоко цениться, принимает участие в огромном количестве выставок и конкурсов по всему миру. На его счету, уже в этом раннем возрасте более 280 международных наград . Хо Фань самоучка. Он документалист по призванию. Героями Хо Фаня является городская обычная жизнь, переулки, трущобы, рынки, порты и набережные.

Работы Хо Фань ярчайший пример того, как кинодокументальный взгляд фотографа преломляет фотоизображение и делает его кинематографическим. Хо Фань мастерски пользуется цветом и светом. Свет в его работах, не столько способ освещения, сколько метод создания атмосферы. Его композиции просты, чисты, и вместе с тем – современны и актуальны. Они сочетают в себе острое чувство графического сопоставления элементов, глубины и перспективы. Каждое отдельное фото – это кинематографическая история о потерянном времени. О жизни, которую мы теряем.

Гонконг 50 – 60-х годов – это город перелома времени. На улицах Гонконга сочетается прошлое и будущее: человек, толкающий ручную тележку на фоне железной дороги, силуэты рабочих-строителей на фоне бамбуковых лесов. Это время строительства новой жизни на фоне уходящего мира. Сам Хо Фань называет улицу «живым театром». Эти улицы наполнены надеждой и мечтами о лучшей современной жизни, с одной стороны и тоской и ностальгией о том, что было раньше, с другой. И Хо Фань документально, честно, интимно и понятно рассказывает нам своими фотоработами эту не простую историю жизни большого города и маленького человека.

Мастер уличной фотографии – Хо Фань


Начиная с 1956 года Фан Хо (Fan Ho) выиграл 280 наград международных выставок и конкурсов по всему миру. Он был избран членом Фотографического общества Америки, Королевского фотографического общества и Королевского общества искусств Великобритании, он почетный член фотографических обществ Германии, Франции, Италии, Бельгии, Бразилии, Аргентины, Сингапура и других стран. Его работы были опубликованы во многих международных фотографических ежегодных изданиях во всем мире.

Фан Хо был приглашен в 12 университетов в Тайване и Гонконге в качестве приглашенного профессора,преподавал курс «Искусство кино и фотографии». Он написал пять книг, одна из которых содержит все его работы, отмеченные наградами, и в настоящее время находится в постоянной коллекции Музея современного искусства в Сан-Франциско. Последняя его книга называется «Живой театр».

Затем Фан Хо стал опытным и известным гонконгским кинорежиссером. Он получил премию за лучший фильм на Международном кинофестивале Банбери в Англии.

Три из его картин были официально отобраны для участия в международных кинофестивалях в Каннах, Берлине и Сан-Франциско, а пять его киноработ были включены в постоянную коллекцию Национального киноархива Тайваня и Гонконга. Фан Хо также был избран в качестве судьи из Тайваня на кинофестивале Золотая лошадь, завоевав премию «Оскар» в Гонконге.

Именно этот разнообразный культурный фон и делает его творческий стиль настолько уникальным, полным лирической красоты, драматической силы и поэтического величия. В настоящее время Фан Хо живет в Калифорнии и Гонконге, работая над проектами современной галереи.

Стоимость его фоторабот колеблется в диапазоне от 2 000 до 10 000 $, в зависимости от размеров и тиража. Современные снимки размером 11 × 14 с негатива-оригинала, отпечатанные под наблюдением автора в количестве 25 экземпляров и подписанные им, оцениваются в 950–5 000 $ и выше.

В 2010 году Фан Хо пересмотрел свои гонконгские негативы, которые никогда не были напечатаны. Просматривая два негатива вместе на свет, фотограф обычно видит новую композицию.

Однажды он создал таким образом снимок, который очень его порадовал, и сразу же оцифровал его. Эти новые работы размером 22 × 28 были отпечатаны на матовой бумаге тиражом 20 экземпляров.

В 2012 году Фан Хо был признан одним из самых влиятельных азиатских фотографов. В 2014 году он получил премию 2-й Мировой китайской международной фотографии.

Существует не так много фотографов, которые одинаково высоко оцениваются на родине и в мире, современниками и позднейшими последователями. К ним, без сомнения, относится гонконгский мастер ‒ Хо Фань (Ho Fan). Прославившись, как фотограф, он достиг значительных результатов и в кинопроизводстве, выступая, как актер, оператор, продюсер и режиссер в полнометражных фильмах. Не смотря на то, что Фань относится к классическим представителям азиатского направления в искусстве ‒ лаконичного, с выверенными пропорциями и тщательно выстроенной композицией, он сумел расширить, адаптировать его ко взгляду западного зрителя. Фотограф широко известен во всем мире, и, начиная с раннего периода творчества, был неизменно популярен.

Хо Фань никогда не учился фотографии, он самостоятельно осваивал профессию и достиг невероятных высот. В 2012 году Международным агентством Invisible Photographer Хо Фань был признан наиболее влиятельным азиатским мастером фотографии. Это один из самых знаменитых представителей китайской нации на планете, ее гордость и достояние.

Искусство вечно ‒ к сожалению, этого нельзя сказать о тех, кто его создает. Всемирно признанный фотограф, автор огромного количества мастерских и эффектных снимков, совсем недавно ушел из жизни, оставив значительное творческое наследие. Хо Фань родился в КНР, он прожил последние годы в калифорнийском Сан-Хосе, где 16 июня 2016 года скончался от пневмонии в возрасте 79 лет.

Его сделали своим членом все видные фотографические общества ‒ американское, Королевское в Британии, немецкое, французское, итальянское и многие другие. Персональные выставки Хо Фаня проводились в разных государствах - от Сингапура до Бразилии. Он издал несколько книг и завоевал почти 300 мировых наград. Как приглашенный профессор Хо Фань преподавал курс по искусству кино и фотографии в 12 университетах ‒ в основном, на Тайване и Гонконге, куда летал из Калифорнии практически до последних дней. Одна из книг целиком посвящена отпечаткам его многочисленных наград ‒ и она довольно объемна.

Хо Фань как необычный мастер пиктореализма и документалистики

Стиль фотографа сформировался рано. Хо Фань находился под сильным влиянием традиционных направлений, но быстро выделил свое, оригинальное и ни на что не похожее. Оно, в свою очередь, воздействовало на многих других представителей фотожанра. Хо Фань был прирожденным документалистом, в репортажной съемке он был чрезвычайно органичен, умел выделить по-настоящему художественные моменты повседневности, окружавшей его. Мастер, по собственным же словам, любил работать на малолюдных улицах, которые находились далеко от бурных центральных районов. Там он находил своих моделей, выстраивая вокруг них «рамку» из окружающего ландшафта.

Один из известных нью-йоркских галеристов, Лоренс Миллер, увидев ранние работы Хо Фаня, удивлялся, как можно было в Гонконге 50-х годов ХХ века создавать работы, настолько приближенные к школе Баухаус. Абстрактно-геометричные и наполненные одновременно истинным гуманизмом, они выделяются из общего ряда и впечатляют.

Наиболее близким фотографу жанром всегда был пиктореализм ‒ умение пользоваться лаконичными оттенками, мастерская работа с контровым освещением, удивительное чувство композиции делают фотографии Хо Фаня актуальными и сегодня. Графически сопоставляя части картины и встраивая их в перспективу, экспериментируя с углами камеры, он добивался глубины в снимках.

Светом фотограф создавал особую атмосферу в кадре. С помощью этих инструментов рассказывал истории о людях, затерянных в огромном городе или бамбуковых лесах. Хоть работы Фаня не постановочные, в них виден интуитивный математический расчет ‒ это талант фотографа, его особый, кинодокументальный взгляд через камеру.


Много работал автор в жанре «полного метра». Это неудивительно ‒ ведь отец Фаня был профессиональным режиссером. Фильмы Хо в разное время участвовали в Канском, Берлинском фестивалях, получали премии в английском Банберри, Японии, Сан-Франциско. Пять из них входят в коллекцию архивов Национального тайваньского и гонконгского кинематографов.

И, хотя в 1969 году Хо Фань перестал сниматься, как актер, разорвав контракт со студией, режиссурой, наравне с фотографией, он занимался до конца 90-х годов. Всего он принял участие почти в 30 фильмах, в основном в Гонконге и на Тайване, куда постоянно летал, чтобы руководить процессом.

Хо Фань ‒ один из родоначальников азиатской эротической киноэстетики, он много работал в короткометражной документалистике, перенося этот опыт в фотоработу.

Гонконгско-китайский период и позднее творчество

Фотограф родился 8 октября 1937 года. Шанхай, где его семья тогда жила, через несколько лет сменился Гонконгом, где мальчик вырос и уже с 19 лет стал известен своими снимками. Там он принимал участие в выставках и международных конкурсах. Началось его увлечение в детстве. Страдая мигренями, Хо Фань помногу гулял по улицам города, и, чтобы не скучать, снимал все, что попадалось на глаза камерой Rolleiflex. Ее подарил ему отец, когда мальчику исполнилось 13 лет. Пленку проявлять приходилось прямо в домашней ванной.

Героями фото становились жители трущоб, работники порта и рынка, обычные обитатели улиц. Снимал их Фань без предупреждения, за что неоднократно попадал в опасные ситуации ‒ однажды чуть не стал жертвой нападения местного мясника, полагавшего, что камера может забрать душу у того, кого фотографируют. Терпеливый юноша мог часами ждать, когда на облюбованной улочке появится колоритный персонаж.

Многие снимки резко меняющегося Гонконга 50-60-х годов вошли в последнюю книгу Фаня, названную «Живым театром». Игра света и теней, экзотические пейзажи, лаконичная черно-белая гамма и сепия делали работы изысканными, а фиксация превращения города в мегаполис ‒ интересными и захватывающими.


В 2010 году ранее не публиковавшиеся негативы этого периода снова привлекли внимание фотомастера, и он пересмотрел их. Объединяя снимки, Фань смог создать причудливые и необычные композиции, которые перевел в цифровой формат. Работы были напечатаны ограниченным тиражом (20 экземпляров 22х20) на матовой бумаге и сейчас представляют немалую коллекционную ценность.


Переехав в Америку (вернее, став жителем двух стран одновременно), Хо Фань сосредоточился на фотографии и режиссуре, начал щедро делиться знаниями со студентами факультетов искусств и кинопроизводства. Он постоянно принимал участие в новых проектах ‒ последняя прижизненная работа касалась организации современной калифорнийской галереи.

Его снимки высоко ценятся на аукционах, особенно винтажные, желатиново-серебряные отпечатки ‒ их цена доходит до 10 тысяч долларов за экземпляр.


В среднем, подписанный автором, оригинальный снимок продается за одну-пять тысяч ‒ но, безусловно, художественная сторона творчества Фаня гораздо важнее материальной. Его творческий стиль уникален ‒ лиричность, мягкая красота объединяются с драматизмом и минималистичностью. Хо Фань ‒ единственный в своем роде мастер, который повлиял на всю мировую фотографию и стал творцом, заслуженно признанным всем международным сообществом.