Проявление социального неравенства. Причины возникновения социального неравенства. Дифференциация доходов. Критерии социального неравенства

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

12. Расслоение общества

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне закономерно, если учесть, что все люди имеют различия, и сделать их равными так же невозможно, как невозможно сделать всех одинаковыми внешне и внутренне. Даже при одинаковых доходах одни живут экономно, другие испытывают постоянную нехватку средств. Абсолютное равенство - мечта, позволяющая надеяться, что когда-то будет построено общество полной социальной справедливости.

Люди уже не раз предпринимали попытки построить социально справедливое общество. Практически постоянно, с разной интенсивностью, происходит борьба между богатыми и бедными слоями населения. Слои с низкими и средними доходами не желают мириться с тем, что значительная часть общественных богатств принадлежит узкому кругу лиц, поэтому пытаются устранить имеющуюся несправедливость.

Алчность богачей, их нежелание делиться средствами с остальным обществом - вот одна из причин, ведущая к безудержному расслоению. Кровавые революции, смена политических режимов - это последствия безразличного отношения "элиты" к простым людям, к тем, кто собственно и создает все материальные блага, мало что получая взамен.

На настоящий момент добиться социальной справедливости в обществе не удалось. Ни одна революция не смогла устранить неравенство, и после любой из них вновь возникало расслоение, по новой закручивалась спираль классовой иерархии, накапливая энергию для следующих общественных потрясений.

Значительное неравенство поляризует общество, закрепляет социальную несправедливость, делая хозяевами жизни одних и вечными исполнителями (рабами) других. Неравенству сопутствует бедность, создающая благоприятную почву для маргинализации населения, подстрекающая человека на вступление в криминальные сообщества, в экстремистские, террористические организации. Именно из-за бедности люди часто попадают под дурное влияние, следуют туда, где обещают быстрый заработок и хорошую жизнь.

Кажется, самый легкий путь устранить неравенство, взять и равномерно поделить все общественные богатства. Но, как тогда оценивать труд бездельника и трудолюбивого человека, как поощрять лучших? В этом вопросе не следует искать простых решений. Добиться равенства среди людей непросто, хотя бы потому, что существует слишком много причин, из-за которых возникает расслоение среди людей. Цивилизованный подход заключается не в стремлении полностью искоренить причины неравенства , а в борьбе с тем, чтобы оно не приобретало чрезмерные, удручающие формы.

Возникновение неравенства в обществе можно объяснить:

  • естественными различиями между людьми;
  • социально-общественными факторами;
  • особенностями социально-государственного устройства.

1. Естественные различия между людьми (различия, обусловленные природными данными человека)

Все люди различаются между собой по обладанию:

  • умственными способностями, талантами;
  • предпринимательскими способностями;
  • знаниями и опытом;
  • нравственными, ценностными ориентирами;
  • физическими, внешними данными.

Умственные способности помогают человеку в любой деятельности. Они позволяют приобретать знания, помогают решать задачи, находить нестандартные решения, делать открытия, вырабатывать правильную стратегию поведения. Всё это способствует материальному благополучию человека и появлению неравенства.

Неравными возможностями по сравнению с остальными обладают талантливые люди. Если их уникальные природные дарования востребованы обществом, а не растрачиваются понапрасну, то они достигают успеха и признания.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, умений, позволяющих человеку находить возможности для извлечения прибыли при занятии каким-либо видом деятельности, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Предпринимательские способности в какой-то степени связаны с умственными, но все-таки имеют некоторые отличия. К ним дополнительно можно отнести способности к общению, налаживанию связей, установлению контактов с людьми и поддержанию отношений с ними. Ещё существует предпринимательское чутье, позволяющее человеку интуитивно принимать верные решения.

Знания и опыт важны в любом деле. Опытный человек обладает неоспоримыми преимуществами перед человеком, который впервые решается на новое для себя дело. Без опыта и знаний легко совершить ошибки. Для накопления опыта требуется время, и в этот период человек часто поступает опрометчиво, действуя "наудачу". Впрочем, гораздо рациональнее изучить знания, полученные другими людьми. Это позволит избежать многих неверных действий.

В современном мире нравственные установки не помогают, а, наоборот, мешают зарабатывать большие деньги. Положительные моральные качества не позволяют использовать нечестные приёмы для обогащения. Те же, кто пользуется такими приёмами обычно оказывается в выигрыше. Однако для создания равной конкурентной среды, где каждый добивается успеха своими навыками и умениями, а не хитростью и обманом, соблюдение нравственных правил - необходимое условие.

Внешние данные играют немалую роль в жизни. Красивому человеку легче добиваться большего успеха у противоположного пола, проще удачно выйти замуж, жениться, а также получить работу, где внешние данные имеют значение.

Физические данные позволяют человеку хорошо себя чувствовать, работать без значительного напряжения. Отсутствие физических данных может стать ограничением для работы в некоторых сферах. Человеку с плохим здоровьем или инвалиду бывает тяжело трудиться, даже на самой легкой работе.

Увы, но в современном обществе нередки случаи, показывающие, что описанные выше преимущества, не работают. Так, в коллективах возникают ситуации, когда в общей массе сотрудников самого умного, талантливого человека "затирают", не дают ему возможности раскрыться, показать себя в полной мере. Часто руководство опасается умных, ответственных работников, предполагая, что они могут занять их место.

2. Неравенство, обусловленное социально-общественными факторами:

  • обладание неравными возможностями при рождении;
  • разный уровень образования;
  • неравенство по половому признаку;
  • неравенство, обусловленное возрастом;
  • неравенство по национальной, расовой принадлежности;
  • неравенство по месту проживания;
  • неравенство из-за состава семьи;
  • обладание выгодной профессией, должностью;
  • удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека.

Обладание неравными возможностями при рождении

Ребенок, рожденный в семье обеспеченных родителей, имеет больше возможностей. Его родители могут позволить нанимать репетиторов для индивидуальных занятий, оплачивать занятия в кружках, спортивных секциях, заботиться о досуге ребенка. Финансовые средства выступают гарантией хорошего образования и полноценного развития. Конечно, всё это справедливо, если родители действительно заботятся о своих детях и их будущем, а не озабочены демонстрацией собственного превосходства, превращая ребенка в обязательный атрибут выражения личного успеха.

Материальные возможности диктуют образ жизни, создают иллюзию, что стоит лишь пожелать, как всё будет исполнено. В богатых семьях весьма распространена проблема, связанная с недостатком любви и внимания. Люди, занятые работой, удовлетворением личных амбиций, лишают детей самого необходимого - общения в семье. У ребенка, запертого в "золотой клетке", сужается круг общения, он становится чужим для сверстников из менее обеспеченных семей.

В малообеспеченных семьях дети, порой, лишены самого необходимого: полноценного питания, качественной одежды, нормальных жилищных условий. Но, случается так, что трудности не всегда действуют отрицательно, порой, они закаляют, учат бороться, отстаивать собственную позицию. В итоге, человек лучше адаптируется к жизненным условиям, привыкает добиваться всего самостоятельно, ни на кого не надеясь.

Разделение людей на классы, основанное на их происхождении, ошибочно. Человек из бедной семьи, получивший образование, проявивший трудолюбие и прошедший несколько ступеней социальной иерархии, может быть гораздо лучше, чем человек, обладающий богатством от рождения, лишенный понимания того, как трудно достичь высокого общественного положения.

Разный уровень образования

Отсутствие образования в современном обществе рассматривается, как серьёзный недостаток, создающий препятствия в трудоустройстве. Даже на неквалифицированные позиции работодатель предпочитает брать на работу человека с образованием, т.к. оно повышает трудовую дисциплину и культурный уровень. Люди без образования чаще работают в менее доходных отраслях экономики и почти всегда находятся на более низких должностях, что приводит к малым доходам.

Продолжающееся проникновение во все сферы жизни информатики, электроники, техники предъявляет новые требования к современным работникам, увеличивает спрос на квалифицированных, образованных специалистов. Теперь от человека требуется высокий уровень знаний, способность быстро обучаться, усваивать новую информацию и т.д.

Неравенство по половому признаку

Биологические различия между мужчинами и женщинами создают непреодолимый барьер в устранении гендерного неравенства. Чтобы полностью преодолеть различия, женщине, например, придется стать такой же сильной, как мужчина, а мужчине научиться рожать детей. Различия между полами проявляются в мышлении, темпераменте, восприятии, психике и т.д.

Женщина не сможет работать во многих мужских профессиях, особенно, где требуется физическая сила, а мужчина - в женских. Разделение профессий по половому признаку вполне закономерно. Так, редко можно встретить женщину, стремящуюся работать грузчиком, каменщиком, охранником или водителем. Также тяжело найти мужчину-воспитателя, няню, сиделку, швею и т.д.

Общество по-разному оценивает женский и мужской труд. Почему-то именно женские профессии обычно являются низкооплачиваемыми, даже за одинаковую с мужчиной работу женщина часто получает меньшую зарплату. Возможно, так происходит потому, что низкая заработная плата у женщины не рассматривается, как серьезная проблема, так как предполагается, что большинство из них должны содержаться за счет средств супруга. Но это лишает женщин самостоятельности и не учитывает того, что, на самом деле, большая их часть не получает никакой поддержки от мужчин.

Рождение ребенка женщиной служит препятствием для построения карьеры. Женщина на какой-то период выпадает из трудовой деятельности, беря на себя значительный объем неоплачиваемой, неоцененной домашней работы. Обремененная детьми, она просто вынуждена уделять значительную часть своего времени дому.

Структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. В странах с невысоким уровнем жизни, низкой грамотностью и образованием важнейшим источником занятости женщин остается сельское хозяйство или другие работы с преобладанием физического труда. В развитых странах женщины имеют возможность учиться и работать. Они больше заняты в здравоохранении, образовании, других областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Двойной стандарт в отношении женщин обуславливается традициями, обычаями, семейными ценностями, существующей этикой и моралью. Половое неравенство наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более развитыми и состоятельными.

Неравенство, обусловленное возрастом

В каждом возрасте человек обладает разными способностями к обучению, разной творческой и физической активностью. Ожидать от пожилого человека, что он будет таким же, как молодой, не приходится. В силу физиологических изменений с возрастом становится тяжелее усваивать и запоминать информацию, тяжелее работать. Во многом с этим связано негативное отношение работодателей к людям предпенсионного возраста.

Проблемы с трудоустройством возникают и у молодежи. Молодому человеку, недавнему выпускнику учебного заведения, трудно найти работу из-за отсутствия опыта. Получается замкнутый круг, когда нет опыта и его негде приобрести. Некоторые работодатели дискриминируют молодежь, платят меньшую зарплату, по сравнению с более старшими сотрудниками, считая, что прежде нужно заслужить равноценное отношение. Если общество нацелено на будущее, на развитие, то молодые люди должны максимально быстро интегрироваться во взрослую трудовую жизнь на равных правах. Человеку в молодом возрасте хочется зарабатывать, хорошо жить, создать семью, для этого требуются значительные средства.

Неравенство по национальной, расовой принадлежности

Видимо, еще не полностью удалось устранить пережитки рабовладельческого строя, если люди иной национальности, расы оказываются ограниченными в выборе работы и вынуждены идти на низкооплачиваемый, тяжелый труд, менять местожительство, страну в поисках лучшей жизни. Интеграция в нормальную жизнь в другой стране может занять не одно десятилетие, и все это время будут возникать препятствия для равноправного членства в обществе, особенно, если имеются внешние отличия, слабое знание местных традиций, языка.

Но не только приезжие сталкиваются с трудностями. Современные миграционные потоки набирают такую силу, что в неравном положении, в меньшинстве может оказаться население, исторически проживающее на данной территории. Национальные диаспоры и кланы отстаивают свои интересы, игнорируя законы, принятые в обществе, создают нужную для себя среду, откровенно вытесняя коренное население из некоторых сфер деятельности.

Работодатель, который нанимает мигранта, согласного работать за "копейки", наносит вред, прежде всего, своим согражданам, лишая их возможности трудоустройства. Избыточное количество мигрантов приводит к падению зарплат в некоторых отраслях экономики. Когда доступна дешевая рабочая сила, нет необходимости совершенствовать производственные процессы, повышать производительность труда.

Неравенство по месту проживания

Дискриминация по месту жительства связана с неравным доступом к образовательным, медицинским и прочим услугам, с невозможностью найти работу по специальности. Это хорошо заметно в городах, где есть всего лишь одно градообразующее предприятие, или в сельской местности, где круг занятий ограничен сельским хозяйством.

Препятствием для перемещения человека в более благополучные регионы может служить недостаток средств, отсутствие жилья, нежелание расставаться с близкими людьми. Если же человек решится сменить страну проживания, то дополнительно возникнут трудности с получением гражданства.

Обычный человек не виноват, что он родился, вырос и живет в депрессивном регионе или стране, что его социальный статус заранее определен неравными территориальными возможностями.

Государство само дифференцирует регионы, устанавливая различия между ними. Люди за равный труд, в зависимости от региона, получают разную заработную плату. Такие отличия могут быть обоснованными только, если есть острая необходимость в привлечении недостающих специалистов, или, как компенсация за тяжелые климатические условия. Во всех других случаях дискриминация людей по месту проживания ничем не может быть оправдана.

Обладание выгодной профессией, должностью

Обычно молодые люди желают выучиться и получить одну из престижных профессий, чтобы в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами. Но не всегда этого удается достичь по разным причинам, одна из них - неравный доступ к образовательным услугам. Человек, способный от природы, может учиться в школе со "слабыми" учителями. В итоге, его способности так и останутся никем не раскрытыми.

Большая разница в заработных платах по отдельным профессиям порождает общественное неравенство. Переоцененность некоторых из них приводит к значительной разнице в зарплатах в десятки раз, по отношению к средним значениям заработка всех остальных работающих. Непонятны критерии такой дифференциации. Ведь при соответствующей организации обучения можно восполнить дефицит любых специалистов в течение нескольких лет, а то и месяцев. Только человек, обладающий уникальными способностями, талантами, действительно заслуживает высокой оценки общества, в том числе и в материальном выражении. Однако таких людей относительно немного.

Самые высокие зарплаты сегодня у управленцев. Менеджер, даже среднего звена, может получать зарплату, равную зарплате небольшого коллектива. Неужели его вклад в работу столь значителен? Скорее всего, нет. Просто сложилась такая система, при которой вполне законным, обычным делом стало присвоение результатов общественного труда, что проявляется в виде завышенных выплат управленческому аппарату. Иначе, как узаконенным воровством, такое положение вещей не назовешь. Врач, спасающий жизни, или ученый, проводящий важные исследования, получает мизерное денежное вознаграждение, по сравнению с директорами крупных компаний, на зарплаты которых можно содержать целые организации. Польза от деятельности руководства несопоставима с их доходами, к тому же следует учесть, что назначение на руководящие позиции не всегда происходит честным, открытым способом.

Неравенство из-за состава семьи

Возьмем для примера семью из двух человек. Они успешны, вместе хорошо зарабатывают. Их вполне можно отнести к пресловутому среднему классу. В какой-то момент они решаются родить ребенка. По истечении определенного срока женщина уходит в декрет, доходы семьи снижаются. С появлением ребенка возрастают расходы, что дополнительно снижает жизненный уровень семьи. В результате, семья из среднего класса приблизится к менее обеспеченным слоям населения. А что, если детей в семье уже несколько?

Чтобы обеспечить среднедушевой доход среднего класса для семьи из четырех, пятерых человек, главе семейства придется усиленно работать, теряя здоровье, жертвуя личным временем, жизнью. Еще хуже ситуация складывается, когда женщина является матерью-одиночкой, лишенной поддержки. Её социальное положение очень шатко и почти всегда граничит с бедностью.

Удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека

Редко, кто выигрывает в лотерею, но всё-таки такое случается. Человек в один миг может стать миллионером. Случай играет в нашей жизни большое значение. Даже многие научные открытия были сделаны совершенно случайно.

Одни люди вечно находятся в поиске своей второй половинки и никак не могут её найти, всю жизнь меняют место работы в поисках большего заработка и ничего не могут заработать. В противоположность, другие сразу устраиваются на хорошее место, зарабатывают приличные деньги, женятся и живут с одним человеком всю жизнь. Здесь немалую роль играет удачное стечение обстоятельств, случай. Выигрыш в лотерею, получение наследства, неожиданный успех в бизнесе - все эти события имеют случайную природу и оказывают заметное влияние на жизнь человека.

Повысить вероятность удачного стечения обстоятельств поможет активная жизненная позиция, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

3. Неравенство, порождаемое особенностями социально-государственного устройства

Неравенство, связанное с существованием государства, выражается:

  • в необходимости поддержания иерархии;
  • в обладании материальными ценностями, собственностью;
  • в принадлежности к определенной группе лиц, партии, диаспоре, секте и т.д. ;

Иерархия в государстве

В любой системе управления существует определенная иерархия, есть центры управления и передаточные звенья, через которые осуществляется руководство отдельным объектом или объектами. При устранении иерархии произойдёт разрушение системы, как единой целостной конструкции.

В государстве иерархия выражена в виде наличия ветвей власти и структур, которые выполняют в обществе функции управления, исполнения и контроля. Власть самим своим существованием создает неравенство между теми, кто ей обладает и теми, у кого она отсутствует. Устранить такое неравенство не представляется возможным, иначе, придётся уничтожить само государство.

Необходимость поддержания управления в обществе порождает разделение людей на классы:

  • управленцы, непосредственно кому принадлежит власть;
  • люди, приближенные к власти, т.е. чиновники, призванные контролировать и исполнять волю власти;
  • люди, защищающие власть: полиция, другие силовые структуры;
  • люди, занимающие привилегированное положение в обществе, благодаря должности, богатству;
  • простые люди: рабочие, служащие, интеллигенция, выполняющие основную работу по поддержанию и обслуживанию всей государственной системы.

У людей, облечённых государственной властью, есть особые полномочия, посредством которых они могут воздействовать на любую организацию, что ставит их в иерархии выше любого руководителя коммерческой компании. Крупный бизнес, понимая это, старается приводить во властные структуры нужных для себя людей, организовывает отстаивание своих интересов. Сращивание бизнеса и власти - проблема современного общества, ведущая к тому, что относительно небольшая прослойка самых богатых людей начинает обладать всей полнотой власти, действуя в сугубо личных интересах, не обращая внимания на мнение большинства, ставя собственнические интересы выше государственных.

Обладание материальными ценностями, собственностью

Обладание средствами производства, финансовыми активами, другими видами собственности служит одним из источников социального неравенства между людьми. Собственность может быть получена путем наследования, дарения, приобретена на личные или заимствованные средства, захвачена насильственно или посредством финансовых махинаций.

Собственность, при правильном распоряжении ею, способна приносить прибыль своим владельцам. Деньги, которые находятся в обороте, создают новые деньги и делают того, кто ими обладает, ещё богаче, увеличивая общественное расслоение.

При капиталистической системе капитал имеет свойство сосредотачиваться у относительно небольшой прослойки общества - финансовой элиты. Концентрация значительных ресурсов в одних руках создает препятствие для реализации способностей других людей. Большая часть общества вынуждена наниматься на работу к уже ранее преуспевшим людям. Простые люди отчасти лишаются возможностей для реализации своих профессиональных предпочтений, ведь для организации собственного бизнеса у них может быть недостаточно средств, да и пробиться на уже занятые рыночные ниши весьма сложно. И все же, иногда, обычному человеку удается начать собственное дело и успешно его развивать.

В любой сфере деятельности успеху помогает несколько факторов, среди которых особенно значимыми являются личные качества человека и удачное стечение внешних обстоятельств. Накопив некоторые средства , владелец собственного дела стремится его расширить, чтобы чувствовать себя увереннее. Достигнув определенного уровня в бизнесе, он вливается в особую привилегированную часть общества. Люди, имеющие финансовые средства, обладают значительными возможностями, осуществляют управленческие функции. Они могут создавать предприятия, нанимать работников, устанавливать размер заработной платы. Владельцы крупных коммерческих компаний оказывают заметное влияние на экономику, на жизнь обычных людей.

Класс собственников старается зафиксировать своё исключительное положение в обществе, создавая особые условия жизни для себя. Накопленные богатства передаются от поколения к поколению, порождая неравенство в независимости от способностей человека.

Принадлежность к определенной группе лиц

Группа людей, объединённая какими-то общими интересами, способна аккумулировать силы и средства для поддержания своего существования. Примыкание человека к группе сулит ему определенные выгоды. В случае возникновения жизненных проблем будет к кому обратиться за помощью. Самый простой и известный пример группы людей - это семья. Именно в ней, чаще всего, человек находит духовную и материальную поддержку.

Принадлежность к политической партии, к религиозной секте или даже криминальной структуре - все это примеры групп, к которым обычно относятся люди. Они помогают своим членам в продвижении по карьерной лестнице, оказывают содействие в бизнесе. Делается это с расчетом на то, что, в дальнейшем, от преуспевшего человека удастся получить какие-либо дивиденды для всей остальной группы.

Способы устранения неравенства

1. Невозможно устранить причины неравенства, обусловленные внутренними и внешними отличиями между людьми. Несправедливо всё сводить к простой "уравниловке", не обращая внимания на личные достижения и результаты. Люди, работающие лучше, должны больше зарабатывать, это вполне логично. Но следует понимать, какими бы уникальными талантами не обладал человек, он востребован только благодаря тому, что живет в обществе. Без общества ни один из нас не смог бы проявить себя, реализовать свои способности.

Что бы делал человек со своими талантами, если бы вдруг оказался один в глухом лесу или же на необитаемом острове? Наверняка бы вел постоянную борьбу за своё существование, стараясь элементарно выжить. Из его жизни исчезнет привычный комфорт, не будет вещей, которыми люди пользуются каждый день, особо не задумываясь. Любая болезнь станет крайне опасной, когда рядом нет врачей и лекарств. В такой ситуации максимум, чего сможет добиться человек, построить скромное жилье и создать орудия труда, подобные тем, которые использовались в каменном веке. Как бы он ни старался, одному ему не сделать того, чего добиваются люди, живя в обществе.

Приведенный пример показывает существование зависимости человека от общества и говорит о том, что не следует переоценивать заслуги отдельных личностей. Все, чего достигла современная цивилизация, есть продукт совместного творчества множества людей, на протяжении нескольких поколений и нельзя допускать, чтобы даже очень способные люди жили в роскоши, так как они не смогли бы проявить себя вне общества.

Деньги никогда не имели решающего значения в развитии общества. Множество ученых, исследователей двигала вперед, прежде всего, любознательность и желание понять истину, а не стремление получить выгоду. Не деньги и размер зарплаты являются стимулами к изучению, получению чего-то нового, а природный интерес человека ко всему неизвестному, стремление к познанию, к пониманию окружающего мира.

2. В цивилизованном обществе должна существовать система, обеспечивающая контроль доходов и расходов людей. Делать это нужно для того, чтобы было понимание о происхождении средств, уверенность в том, что они не получены каким-либо нечестным путем. Превышение расходов над доходами говорит о получении денег из неучтенных источников, и их происхождение следует объяснить. В принципе, не нужен тотальный контроль, вполне достаточно проверять на какие средства совершаются крупные покупки, особенно предметы роскоши.

Контроль над доходами позволит избежать существования в государстве теневого, неофициального рынка труда, на котором отношения между работодателем и работником не регулируются законодательством, и, где невозможно определить занятость человека, его доходы. Такое явление, как зарплата "в конверте", пример несправедливого распределения денег и обмана государства. Дополнительно контроль поможет выявлять руководителей, пользующихся служебным положением для личного обогащения.

Желание человека заработать выгодно обществу, поскольку оно постоянно нуждается в активных, заинтересованных в собственном благополучии людях. Денежное вознаграждение помогает дополнительно мотивировать человека к достижению высоких показателей в работе. Когда деньги заработаны честным трудом, а не нажиты обманом, то это выгодно самому человеку и обществу.

3. Государство обязано сглаживать разницу в доходах между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения. Недопустимо, когда одни сводят концы с концами, а другие не знают, куда еще потратить свои деньги. Разница в доходах ни в коем случае не должна достигать значительных размеров, иначе, это негативно сказывается на всем обществе. При достижении значительной разницы между доходами граждан остро встает проблема неравенства. Социально незащищенным слоям населения, людям с низкими доходами государство обязано оказывать поддержку, а, еще лучше, чтобы оно действовало на опережение и не допускало появления категории нуждающихся граждан.

Сегодня деньги стали определять лицо власти. Самыми богатыми становятся люди, находящиеся во власти, приближенные к ней или обслуживающие её интересы. В государстве не будет достигнуто социальной справедливости до тех пор, пока оно не перестанет действовать в соответствии с волей людей, обладающих большими деньгами, не начнет принимать и исполнять выгодные всему обществу решения.

4. Равный доступ к образовательным услугам независимо от социального происхождения, места проживания и т.д., даст возможность человеку раскрыть свои способности. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства.

Обязательным условием для соблюдения равенства при обучении является доступность бесплатного образования на всех его ступенях, создание достаточного количества мест в учебных заведениях, чтобы каждый желающий учиться смог реализовать свои предпочтения. Единственной помехой к получению образования может стать неверная оценка собственных возможностей самим человеком, отсутствие у него достаточных физических и умственных данных, необходимых для обучения по выбранной профессии. Впрочем, в качественной системе образования выявляются способности, и рекомендуется обучение в соответствии с ними.

Государство, которое вкладывается в образование, инвестирует в человеческий капитал, делает общество более культурным и развитым.

5. Очень сложно устранить социальное неравенство, пока в обществе сохраняются законы, позволяющие наследовать материальные ценности без всяких ограничений. За счет наследования человек из богатой семьи будет обладать явными преимуществами от рождения.

Для устранения этой причины неравенства следует проработать меры, ограничивающие размеры наследуемого имущества и денежных средств. Мотив накопления богатства для детей и внуков, как стимул увеличения сбережений, постепенно должен быть разрушен. Такие меры позволят обеспечить социальную справедливость и равный старт для молодежи, в независимости от того, кем были их родители.

6. Структура экономического устройства в любой стране неоднородна. Существуют высокодоходные отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, торговлей, IT и т.д., а есть отрасли, которые по определению никогда не смогут приносить прибыль (образование, медицина, наука). Без перераспределения в государстве финансовых ресурсов организации, выполняющие социальные функции, не смогут существовать. Работа учителя или врача не менее важна, чем работа нефтяника, газовика или программиста. Чтобы не возникало несправедливости, государству следует отслеживать размер оплаты труда в разных секторах экономики и выравнивать его насколько это возможно.

7. Справедливая оплата труда подразумевает, что люди за одну и ту же работу получает равную зарплату. Это возможно, если в организации принята прозрачная, открытая система, отражающая доходы каждого сотрудника. Однако сегодня не принято декларировать собственные доходы, что объясняется имеющейся несправедливостью при распределении денежных средств. Если бы всё было без обмана, то нечего было бы скрывать. Сегодня сплошь и рядом люди, работая в одном коллективе, выполняя одинаковую работу, получают разную зарплату.

Поддержанию неравенства способствуют работодатели, создавая атмосферу скрытности. Истинная цель такого поведения - сэкономить на сотрудниках, извлечь максимум выгоды для себя. Они учитывают психологию людей, понимая, что кто-то, возможно, согласится работать за меньшие деньги.

Цивилизованный подход заключается в том, чтобы все работающие в одном коллективе люди, знали доходы своих коллег. Тогда станет понятно, насколько справедливо производится оплата труда, и соответствует ли она реальной отдаче от каждого конкретного человека.

Конечно, труд людей, которые вносят больший вклад в общее дело, должен оцениваться выше, но эта разница не должна отличаться в разы. Следует учитывать, что результат труда в коллективе имеет общественную природу.

Для предотвращения расслоения людей нужно обеспечить справедливое распределение прибылей, получаемых в организации, и устранить значительную разницу в доходах между руководителями и подчиненными.

8. Если в какой-либо стране происходят неуправляемые миграционные процессы, значит, в ней имеются внутренние источники нестабильности, способствующие неконтролируемому перемещению людей. Обычно люди не от хорошей жизни покидают родину. Для большинства из них миграция - вынужденная необходимость, попытка убежать от войн, насилия, голода, бедности и т.д.

На страны, принимающие мигрантов, ложатся обязанности по интеграции приезжающих в общество. Предоставление жилья, обучение языку, профессии - затратные мероприятия. Средства на всё это берутся из бюджета, а, значит, забираются у местных жителей. Проявление гуманизма, безусловно, хорошее дело, но ни одной экономически развитой стране не удастся принять всех желающих в неё приехать, приютить обездоленных людей со всего мира. Массовая миграция - отрицательное явление, и следует бороться не с последствиями, а с причинами её вызывающими.

Для снижения миграционных потоков требуется: предотвращение военных конфликтов, преодоление отсталости в культурной и образовательной сферах, устранение экономического неравенства между странами.

9. В любой организации всегда есть люди, которые выполняют управленческие функции. Они занимают особое положение в обществе, из-за этого возникает неравенство. Для его устранения, существует один универсальный рецепт, нужно обеспечить периодическую смену руководителей.

Принцип сменяемости руководства вполне может применяться в масштабах государства. Сменяемость управленческого состава создает условия для обеспечения социальной мобильности и подразумевает под собой перемещение людей из одной социальной группы в другую.

На работе начальники должны периодически сменять друг друга, в государстве - политики, и все это нужно воспринимать, как обязательное правило, для поддержания общественной справедливости. Чтобы на руководящие должности не попадали неспособные или корыстные люди, необходимо проведение тщательного отбора, прежде всего, по нравственным и умственным качествам человека.

10. Полностью устранить неравенство весьма сложно. Поэтому у людей требуется воспитывать адекватное его восприятие. Осуждать крайние проявления неравенства, выставление напоказ богатства, роскоши. Не следует измерять успешность человека исключительно по обладанию материальными ценностями и достатку. Настоящее богатство человека - это его интеллект и нравственные качества. Люди должны осознавать исключительную ценность человеческой жизни, и, что никакие вещи не сравнятся с ней по значению.

Ежедневник

Капитальный обман

Утром - деньги, вечером - стулья. Такой вариант еще кажется приемлемым, по сравнению с тем, что нам предлагают современные чиновники: деньги - сегодня, а услуга - через несколько лет. Разве это не похоже на мошенническую схему?

Про ЖКХ

В России стало уже обычным делом ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Необходимость этого объясняется тем, что обслуживающим компаниям и поставщикам ресурсов требуется компенсировать потери от инфляции.

Текст из ЕГЭ

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

- (7)Барышня какая-то пришла! - доложил Егор.

- (8)Вас спрашивает!

- (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
- (13)Извините, - начала она дрожащим дискантом.
- (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов…

(16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

- (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!

- (20)Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…

- Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

- (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…
- Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

- (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико…

(36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?

- (46)В чиновниках.

- (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.

(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать…

(57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58)Он уже не чувствовал скуки… - (59)Ваш жених хорош собой? - спросил он. - (60)А как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
- (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе…
:
(68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
- (71)Так я могу надеяться? - спросила барышня, поднимаясь.
- (72)На что-с?
- (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…

- (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня…

(78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…

(83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

(По А.П. Чехову)

Введение

В жизни мы часто сталкиваемся с несправедливостью, с пренебрежительным отношением людей, обладающих какой-либо властью над другими. Люди, материально обеспеченные, не понимают бедняков, не считают нужным учитывать их мнение, попросту не воспринимают их как равных. Простые, «маленькие» люди становятся предметом насмешек и оскорблений со стороны власть имущих.

Комментарий

В представленном тексте поднимается тема взаимоотношений людей различных сословий – молодой бедной девушки, просящей денег, и скучающего «милостивого государя», не знающего, чем же занять себя в предстоящий день.

Девушке нужно срочно ехать домой, и она, услышав где-то, что барин раздает бесплатные билеты всем нуждающимся, пришла к нему за помощью. Тот выпытывает все подробности ее личной жизни, причины, по которым она так спешит в Курск. «Барышня», по наивности своей, делится надеждами и мечтаниями, радуясь столь теплому приему. Однако в конце концов выясняется, что она ошиблась подъездом, а «милостивый государь» всего лишь от скуки разговаривал с ней.

Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.

Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

Тема, проблема, идея

В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.

В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

Авторская позиция

Чехов явно негативно относится к «милостивому государю». Это видно уже из первой фразы текста, рассказывающей о «сытой, лоснящейся физиономии». Девушка же, напротив, вызывает у автора сочувствие. Описания ее приятны, без карикатурности: «хорошенькая брюнетка», «теребя дрожащими руками свои пуговицы». Можно сказать, что Чехов стоит на стороне «маленьких людей», боящихся всего в жизни, и осуждает бесчеловечность высших кругов.

Своя позиция

Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

Аргументы и примеры

В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» представляет галерею людей, находящихся за гранью бедности. Основное сюжетное действие завязывается как раз в столкновении бедного студента и старухи-процентщицы, наживающейся на несчастьях других бедняков.

Нищета доводит Раскольникова до мыслей об убийстве. Этим действием он словно пытается сам себе доказать, что он не простой «маленький человек», который ни на что не способен повлиять, а «имеющий право» — вершащий судьбы людей.

Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.

Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

Заключение

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!


В данном высказывании И. Шерр поднимает проблему естественности социального неравенства. Иными словами, автор считает абсолютно органичным состояние общества, при котором одни индивиды имеют более широкий доступ к благам, нежели остальная часть социума.

Я полностью разделяю данный тезис. Действительно, общество состоит из многих социальных слоев, выделяемых в процессе социальной стратификации.

Существует множество критериев разделения общества на слои, но необходимо помнить, прежде всего, о четырех главных – это доход, власть, образование и престиж.

Кроме того, существуют исторические типы стратификации, многие из которых на века закрепили социальное неравенство. Главным образом, их четыре. Первый тип – рабовладельческая система – характеризуется тем, что определенная часть общества (рабы) была «вещью» других людей. Второй тип – кастовая система – базировалась на религиозных принципах и традициях и закрепляла наследственную принадлежность к касте без какой-либо возможности воспользоваться социальным лифтом (выслужиться на войне, заключить брак с представителем более высокой касты). Следующий тип – сословная система – в качестве опоры имела аппарат принуждения государственной власти, закрепляя правовой статус того или иного сословия в официальных документах. Данный тип позволял в исключительных случаях «повысить» привилегированность своего статуса.

К счастью, общественный прогресс привел нас к открытой системе стратификации – классовой. В данной системе индивиды получили возможность свободно переходить в другой социальный слой. Основой разделения между классами является форма и размер дохода человека. Поэтому и выделяют класс пролетариев (наемных рабочих, получающих заработную плату) и буржуазию (класс предпринимателей, получающих прибыль в том числе от эксплуатации наемного труда). Как мы видим, даже в открытых стратификационных системах наблюдается социальное неравенство: индивиды, прикладывающие большое количество усилий в работе с социальными лифтами (образование, карьера, служба) находятся выше по социальной лестнице, нежели менее активные члены социума. Необходимо упомянуть, что интенсивность и скорость социальной мобильности с современных обществах намного выше, чем в вышеописанных исторических типах.

Примеры социального неравенства можно с легкостью найти в классической литературе. К примеру, в романе Джека Лондона «Мартин Иден» главный герой проделывает обширный путь по социальной лестнице от бедняка-моряка до богача-писателя, попутно помогая своим нищим друзьям увеличить доход. Заполучив «путевку в высокое общество», герой понимает, что богатые люди не всегда благодушны и люди, нищие достатком, были куда более добры к нему. Это тоже своего рода «стратификация по нравственности», но она уже вне рамок курса обществознания.

Иногда социальное неравенство достигает угрожающих для общества масштабов. В газете «Русский репортер» недавно вышла аналитическая статья о стране Зимбабве, показывающей удручающие экономические показатели. Стоит заметить, что данная страна вывела из оборота национальную валюту. Высокий уровень коррупции и преступности позволяет чиновникам и некоторым коммерсантам получать баснословные доходы, в то время как более половины людей официально числятся безработными. Данный пример показывает нам, что даже естественное состояние общества, проявляющееся в неравенстве, нуждается в контроле, чтобы социум не превратился в хаос.

Таким образом, проблема естественности социального неравенства является актуальной и по сей день, имея научное и фактическое обоснование. И я надеюсь, что общество будет «неравным» там, где это необходимо!

Обновлено: 2017-07-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.