Открыть фирму по производству окон и витражей. Как начать бизнес на производстве витражей? Производство витражей: целевая аудитория

Витражист — это стекольный волшебник, в руках которого обычное стекло превращается в многоцветное сияние драгоценных витражей! По определению, витражист - это специалист по созданию витражей: сначала как дизайнер - в идее, затем как мастер - воплощая идею в реальность. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Витраж (фр. vitrage — остекление) - это художественная композиция, созданная из цветного стекла, рассчитанная на сквозное освещение. Чудо витража заключается в игре преломленного и окрашенного света, в результате чего рождаются узоры фантастической красоты. Этот волшебный свет завораживает, преображает интерьер, привносит в него атмосферу таинственности и роскоши. Не зря издавна в готические соборы вставляли витражные окна, чтобы настроить прихожан на возвышенный лад. Витражи - это не просто мозаика из кусочков стекла. Это уникальное произведение искусства, которое создаёт радужное сияние и возвращает прекрасное настроение даже в пасмурные дни.

Помните ли вы, с какой радостью в детстве всматривались в трубку калейдоскопа и поражались невероятной красоте разноцветных стеклышек? А затем, встряхнув их заново, с нетерпеливым ожиданием новых узоров вглядывались в калейдоскоп снова и снова - и каждый раз поражались новому изумительному сочетанию цветов, узоров? В эту игру можно было играть бесконечно.

Профессия витражиста также увлекательна и является источником вдохновения. Он не только создает прекрасный замысел, он и воплощает его своими руками, складывая разноцветные кусочки стекла и скрепляя их металлической оправой.

Витражная техника используется не только для оформления интерьера, но и в производстве посуды, светильников, люстр, ёлочных украшений, рамок для картин и фотографий и т.п.

Особенности профессии

Функциональные обязанности витражиста зависят от техники выполнения витража. Но главной особенностью профессии витражиста является владение мастерством обработки стекла от гравировки и резки до обжига и скрепления паяльником.

Основные виды работ:

  • создание эскизов витражей;
  • подбор совместно с заказчиком техники исполнения;
  • подбор стекол по цветам рисунка;
  • вырезание и изготовление по чертежам и шаблонам деталей из стекла;
  • нанесение узора способом гравирования или травления;
  • загрузка в печи разрисованных стекол для обжига;
  • изготовление форм для отлива толстого стекла;
  • скрепление электропаяльником составных частей;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армирование витражей свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая работа по созданию произведений искусства.
  • Возможность работать в областях, где требуются дизайнерские и художественные навыки - в автомобильной аэрографии, на выставках, в оформлении витрин и т.п.
  • Высокая оплата труда.

Минусы

  • Нестабильность заработка.
  • Работа с вредными веществами: красками, растворителем, отвердителем, адгезией, кислотами. А также со стеклом, которое надо резать, шлифовать, спаивать. Приходится дышать стеклянной крошкой.

Место работы

Дизайнерские и архитектурные фирмы, строительные организации, предприятия по рекламно-оформительским и макетным работам, частные мастерские, крупные магазины, где требуется оформлять витрины, выставочные комплексы. Талантливые витражисты востребованы за рубежом.

Важные качества

Личные качества:

  • художественный вкус и фантазия;
  • чувство цвета и цветовой гармонии;
  • точность в движениях пальцев рук;
  • аккуратность;
  • терпение;
  • выносливость.

Профессиональные навыки:

  • Витражист должен знать:
  • основы живописи и цветоведения;
  • виды стекла, технику его обработки и специальные инструменты для резки стекла;
  • типы красителей и пигментов;
  • виды припоя, технологию и состав приготовления смол и синтетических составов;
  • работу печи отжига и станка для гравирования;
  • технологию монтажа витражей, способы протяжки профиля из алюминия, меди, свинца и латуни.

Обучение на витражиста

Получить профессию витражиста можно в следующих учебных заведениях:

в Москве: МГХПУ им. С.Г. Строганова - Московский государственный художественно-промышленный университет, Кафедра декоративно-прикладного искусства, отделение художественного стекла.

В Санкт- Петербурге: СПбГХПА им. А.Л.Штиглица (В.И.Мухиной), Факультет: Художественное стекло, Специальность: витражист.

Есть подобные профессиональные училища в других городах, например, в Челябинске № 64, обучающие по специальности «Витражист».

Вузы

Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них - известность в определенных кругах и признание.

Зарплата на 02.01.2020

Россия 40000—80000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж - самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани - паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани - американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг - это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи - это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж - это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи - самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж - это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла - это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика - древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла - это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле - нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование - техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж - это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.


Цветные витражи – частое явление в современных интерьерах, которое придает им особую красоту, уют, изящество и таинственность. Для начинающих же предпринимателей это отличная возможность организовать свой собственный прибыльный бизнес.



В настоящее время все предлагаемые на рынке витражи можно разделить на два основных вида: натуральные и пленочные. Натуральные витражи изготавливаются по старинным технологиям из цветного стекла. Пленочные витражи являются аналогом натуральных, однако изготавливаются из дешевой пластиковой пленки, на которую наносятся узоры и рисунки.


Преимуществом изготовления и продажи пленочных витражей является низкая стоимость оборудования и сырья, а также отсутствие необходимости в найме квалифицированных и опытных художников. В среднем стоимость станка обойдется предпринимателю в 700-1 000 долларов.


Зачастую, организуя бизнес в сфере производства витражей, предприниматели одновременно налаживают и производство мебели или открывают столярные цеха. В противном случае они работают, сотрудничая с такими предприятиями.


Бизнес по изготовлению пленочных витражей является крайне выгодным. Так, по оценке специалистов его рентабельность определилась на уровне 25-30%. Тем не менее, для получения высоких прибылей целесообразно будет наладить каналы сбыта, поскольку большая часть прибыли формируется за счет эффекта масштаба, в силу низкой стоимости товаров.


Натуральные витражи стоят дороже, создают более изящный художественный эффект, и потому их производство может показаться более выгодным. Целесообразно рассмотреть подробнее бизнес по их изготовлению и продаже.


Суть бизнеса
Производство цветных натуральных витражей по своему содержанию приравнивается к произведению искусства, поскольку предполагает создание серии художественных образов на стекле. Стоимость витражного стекла высока, тем не менее, в связи с ростом доходов граждан в последние годы спрос на него растет. Следует отметить, что цена витража зависит, главным образом, от изображенного на нем сюжета и художественности исполнения.


Минимальный размер первоначальных вложений в данный бизнес составляет порядка 5 000 долларов, а срок его окупаемости составляет от 3 до 5 лет.


Оценка спроса на натуральные витражи
Основными покупателями цветных витражей в настоящее время являются владельцы особняков, коттеджей, загородных домов и элитных квартир. Витражи прекрасно сочетаются с деревянными рамами, паркетным полом, мебелью в старинном стиле из натурального дерева, резными дверями, выполненными их дуба. В этом свете предприятие по производству витражей может сотрудничать с мебельными цехами, компаниями по установке дверей и окон, а также фирмами по созданию дизайна интерьера.


В последние годы активизируется интерес к витражным окнам со стороны такого сегмента, как гостиницы, рестораны, центры отдыха, отели и т.д. Благодаря увеличению доли спроса клиентов из корпоративного сектора, витражи становятся весьма востребованным товаром на современном рынке. Так, ежегодно спрос на витражные окна растет на рынке на 30-40%, что формирует удобные условия для начинающего бизнесмена.


Стоимость натуральных цветных витражей
Витражи являются весьма дорогим товаром. Это обусловлено высокой стоимостью работ по созданию изображения на базе цветных стекол, а также дороговизной первичного материала. Так, нижним пределом цены на основу витражного стекла является отметка в 120 долларов. При этом, по оценке специалистов, ежегодно стоимость стекла для витражей увеличивается на 20-25%.


В этом свете стоимость 1 квадратного метра готового натурального витража стоит, как минимум, 800 долларов. Максимального предела этой цифре нет, поскольку цена может расти в зависимости от искусности художественного оформления готового изделия.


Мастер в среднем может изготовить за год 50-60 квадратных метров витража, в то время, как большая мастерская, в которой производство реализуется поточно-конвейерным способом создает порядка 3 500-4 000 квадратных метров витража в течение того же срока. Таким образом, годовая выручка от реализации натуральных цветных витражей может составить 2 000 000-3 000 000 долларов, а рентабельность подобного бизнеса составляет без малого 20%.


Оценка потребности производства в основном и оборотном капитале

Для изготовления натуральных витражей может понадобиться целый набор специальных приспособлений, без которых данный бизнес невозможен. К их числу относятся:


Стол для работы со стеклом;

Станки для сверления, шлифования, резки стекла;

Инструмент для пескоструйной обработки стекол;

Муфельная печь;

Фольга и набор цветного стекла.


Фирме целесообразно также обзавестись собственным автомобилем для поставки сырья и доставки готовой продукции покупателям, поскольку речь идет о крайне хрупком товаре. Следует отметить, что совокупная стоимость приведенного выше набора инструментов и оборотного капитала составляет не менее 50 000 долларов.


Организация закупки сырья для витражей
В настоящее время основными поставщиками цветного стекла для производителей витражей являются такие известные компании, как «Armstrong», «Spectrum Glass» и«Wissmach Glass». При этом, следует помнить, что на один квадратный метр витража потребуется не менее 3-4 квадратных метров цветного стекла. Целесообразно привести следующие подсчеты:


Себестоимость 1 квадратного метра витража = 700-800 долларов

Средняя стоимость 1 квадратного метра витража = 3 300-3 500 долларов

Чистая прибыль с 1 квадратного метра витража = 1 100-1 300 долларов.


Персонал фирмы по производству натуральных витражей
Организационная структура компании, занимающейся изготовлением витражей, как правило, состоит из трех основных отделов: художественного, производственного и отдела по реализации.


В первом из них художники и дизайнеры разрабатывают рисунки, схемы и эскизы изображений, во втором – мастера-стекольщики изготавливают готовые изделия, в третьем – менеджеры по продажам ищут клиентов и реализуют им товар. Общая численность персонала зависит от объемов производства, а начинать можно и с трех человек.


Таким образом, бизнес по производству цветных витражей представляется выгодным и приносящим высокие доходы. Главное в нем – найти покупателей готовой продукции, поскольку витражи являются товаром, который может позволить себе далеко не каждый. Именно поэтому успех подобного предприятия во многом зависит от работы менеджеров по продажам. В этом свете целесообразно найти дизайнеров интерьера и архитекторов элитного жилья, которые захотят использовать натуральные цветные витражи в своих проектах.

[…]

За моими плечами семилетний опыт работы в изготовлении разных типов витражей и продаже расходных материалов для них, а также опыт моих коллег, с которыми я общаюсь. Данная статья — это исключительно мое мнение, здесь вы не найдете отрывков и абзацев из подобных статей в интернете. Как и всякое личное мнение, это статья субъективна, но я уверен она поможет тем, кому витражное направление действительно интересно. Я постарался в одном месте собрать и описать все аспекты изготовления витражей и сделать это максимально кратко.

[…]
Главное, на старте определиться с тем, что вы хотите получить в итоге. Будет ли это вашей основной профессией, либо просто возможностью дополнительного заработка, а может быть просто хобби для души? Данное решение определит дальнейшие действия. Конечно, вы можете начать как хобби, а потом развиться и заняться этим вплотную, никто не запретит! Более того, я лично знаю людей кто именно так и сделал. Но подумать об этом однозначно стоит, а исходя из этого, решить — какой объем средств и времени вы готовы потратить на освоение витражного дела. Для тех, кто рассматривает данное направление как потенциальный бизнес сразу хочу сказать — легко не будет. Конкуренция растет с каждым годом, заказчик становится более грамотным, требовательным (что конечно плюс чем минус), спрос не стабилен, проблема кадров здесь крайне актуальна, высокие риски брака и повреждения изделия и много много других сложностей. Но!!! Если это действительно вам интересно, вы видите спрос и дело вам по силам — дерзайте! Набрать портфель заказов на год вперед только после того как вы решили стать витражистом это очень сложно, почти невозможно. Хотя у меня получилось, может повезет и вам. Может быть и другой вариант, я знаю человека, который окончив курсы по тиффани, закупил инструментов, стекла и прочих материалов более чем на 15 000$, а потом 2 года сидел практически без работы. Но это крайности. В другой статье я более подробно раскрою аспекты витражного дела как бизнеса.

Второе — следует понять, какие именно витражи вы хотите делать. Кому хочется для начале попроще — тот может выбрать пленочные (а также их называют аппликационные или накладные английские) витражи. Если вы готовы озадачиться «по полной» то начните сразу с технологии тиффани, или профильного (классического ) витража, это «настоящие » витражи. Также можно заняться спеканием стекла — фьюзингом, но для этого уже нужна хоть малюсенькая, но специальная печь. Если вы занимаетесь мебелью и хотите расширить спектр предлагаемой продукции, для вас могут подойти лаковые витражи, с автоматическим нанесением полимерного витражного контура на стекло специальным станком и дальнейшей ручной заливкой разноцветными лаками.

Третий этап — теоретическая база. Почитайте как можно больше теоретической информации о витражах, истории их появления, развития с течением времени, посмотрите на фотографии старинных витражей, проштудируйте портфолио хороших витражных мастерских. Это поможет понять, насколько направление вам интересно, стоит ли копать дальше. Если пыл еще не остыл, переходим к изучению практических занятий. В интернете сейчас очень много видео уроков, а также текстовых инструкций с фотографиями, где расписан каждый этап создания витража. Есть также несколько книг посвященных данной тематике. Перелопатив пару книг, перечитав несколько статей и пересмотрев десятки видео, вы уже можете причислить себя к начинающим витражистам, поздравляю!)) Если вы же пока это не сделали, я кратко опишу возможные технологии.

Пленочный витраж. Суть технологии проста. На обычное прозрачное стекло (можно и на необычное и непрозрачное, главное чтобы одна сторона стекла была плоской) согласно эскиза наносятся цветные пленки. Для понимания куда и какой цвет наносить используется шаблон, который как правило напечатан на бумаге, и лежит под стеклом, либо может быть временно нарисован на обратной стороне стекла. Цветные пленки могут быть как однотонными, так и иметь различные цветовые эффекты (переливание , смешение цветов), а также иметь различную фактуру (под морозный узор, матовое, пескоструйное стекло и другие). Швы между пленками далее закрываются самоклеящейся витражной лентой. Она может иметь разную ширину (3 , 3.5, 4.5мм и более) и цвет покрытия. Такой витраж также может комбинироваться с стеклянными каплями, деколями, стеклянными элементами с фацетированной кромкой (также их называют бевелями, бевелсами, от английского слова bevels), которые приклеиваются на стекло с помощью специального клея.

Витраж тиффани . Техника данного витража названа в честь Луиса Комфорта Тиффани, который первый предложил технологию соединения фрагментов витража в одно целое с помощью медной фольги. Техника возникла еще в 19 веке и изменений практически не претерпела. Суть в том, что фрагменты витража по шаблону вырезаются из специального витражного стекла толщиной 3-3,5мм. Затем каждый фрагмент дополнительно обтачивается на шлифовальной машинке, для того чтобы максимально точно соответствовать шаблону. Таким образом обрабатываются все фрагменты витража, чтобы затем их можно было выложить на шаблон как мозаику (или паззл). После этого, на торец стекла наносится медная фольга, шириной немного превышающая толщину стекла, После этого витраж выкладывается на шаблон и его фрагменты спаиваются между собой, швы окончательно спаяного витража патинируются, и витраж готов. Тиффани также может комбинироваться с различными декоративными стеклянными элементами: деколями, бевелсами, фьюзинговыми элементами, а также с росписью по стеклу.

Классический (профильный ) витраж отличается от тиффани технологией скрепления стекол между собой. Для этого используются Н-образные профили, сделанные из свинца, латуни, цинка. Данная технология хорошо подходит для витражей с геометрическими эскизами преимущественно из прямых линий, такие витражи с бевелсами используются в качестве кухонных фасадов или для межкомнатных дверей.

Спекание стекла — фьюзинг. Очень интересная техника, может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими техниками. В данной технологии стекло скрепляется между собой с помощью высокотемпетарурной обработки (температура порядка 600-900 градусов Цельсия). Прозрачное стекло используется в качестве основы, а затем на него выкладывают фрагменты витража вырезанные из цветного стекла. Затем изделие помещают в специальную печь, задают программу в зависимости от типа используемого стекла, а также степени спекания которую хотят получить — легкое, среднее, полное. После цикла который может занять от 3 до 7 часов, изделие некоторое время остывает и витраж готов. Техника позволяется творить самые невероятные вещи, но необходимо совершить немалое количество пробных спеканий для получения стабильно качественного и предсказуемого результата.Также в печи возможно отекание стекла по форме — можно делать посуду, часы, предметы интерьера.

Витраж из полимерных контуров и лаков , это сравнительно молодая технология. В данном случае, контур витража наносится на стекло или зеркало специальным станком по заданному компьютером шаблону. После нанесения контур несколько часов застывает, и далее вручную сверху наносятся цветные лаки в получившиеся на стекле фрагменты витража.

Итак, вы определились с технологией. Изучили теоретический материал и готовы перейти к практике. Это — четвертый этап. Если у вас много денег и мало времени, то вы можете записаться на курсы обучения к уже работающим витражным студиям расположенным недалеко от вас. Если вы живете в отдаленном, небольшом городе это может быть проблематично. […]

Поищите витражные мастерские в своем городе, пообщайтесь, возможно, вы сможете договориться. Я сказал возможно, потому что далеко не все хотят пускать посторонних к себе и делиться своими наработками, даже за деньги. Кстати о деньгах. У нас, например [автор из Ростова-на-Дону], обучение пленочной технологии занимает 1 полноценный рабочий день и стоит 3500 рублей. Обучение технике тиффани занимает от 5 до 10 дней, в зависимости от навыков обучаемого, а также степень углубления в технологию. Это может быть начальный курс, а может быть углубленный с изготовлением 3Д моделей (абажуры , светильники, предметы интерьера). Начальный курс стоит 15000 рублей, цена на углубленный курс рассчитывается индивидуально, такие курсы мы проводили достаточно редко. Удобство такого метода в том, что на подобных курсах вам расскажут и покажут каждый шаг, в процессе изготовления витража, а также дополнят комментариями, поделятся наработанными приемами, расскажут о всех тонкостях и подводных камнях (поверьте их немало). Конечно, это все можно освоить и самому. Просто это займет больше времени, а цена ваших ошибок (время , испорченные материалы, нервы) может быть сопоставима с ценой курсов. Я ни в коем случае не ратую за необходимость обучения за деньги. Сам я учился методом проб и ошибок и пленочной технике и тиффани и фьюзингу и не считал правильным да и не имел возможности платить за это. Но то что подходит одному человеку, может не подойти другому. Так что тут выбор целиком за вами.

Если вы решитесь на обучение то рекомендую обратить внимание на следующие факторы при выборе места обучения:
— известность и репутация витражной мастерской, чем известные тем лучше,
— наличие качественного портфолио СВОИХ работ (работ именно разработанных и сделанных в данной студии, а не фотографий скачанных из интернета), если студия работает давно и имеет большое количество заказов у нее как правило большое и разнообразное портфолио (тут могут быть исключения, мы например за 7 лет работы отсняли в лучшем случае 10% своих работ, не сразу понимали как это важно),
— четкая программа обучения поможет понять чему именно и в какие сроки вы научитесь,
— уточните, кто именно будет вас обучать, намного лучше если вас закрепит за конкретным мастером который будет вашим куратором весь курс обучения, бывает когда ученика мастера «передают » друг другу как эстафетную палочку, что негативно сказывается на качестве обучения
— что вы сможете получить после обучения — будет ли это готовый витраж (или несколько), диплом на фирменном бланке свидетельствующий о получении вами поделенных знаний,комплект инструментов и материалов возможно входит в стоимость обучения или есть возможность приобрести его позже,
— когда и в каком размере необходимо оплачивать обучение, если вас попросят заплатить 100% аванс еще до приезда и начала обучения, это может быть подозрительным.

Если же вы хотите дойти до всего сами, осуществить разведку боем — дерзайте. У вас все получится. Вы уже изучили книги, просмотрели видеоуроки, почитали статьи.

Пятое — определяемся с поставщиком материалов. […] Итак, факторы для определения поставщика:
— цена! Для многих это единственный и определяющий фактор, особенно для новичков. И он безусловно важен. Выберите две-три основных позиции и сравните цены у разных поставщиков, это даст вам определенное понимание. За нашу компанию могу сказать, что мы не гонимся за сверхприбылью, мы хотим предложить нашим партнерам лучшие цены. […]
— ассортимент. Этот фактор едва не важнее чем первый, особенно если вы работаете в разных техниках. Согласитесь, очень удобно работать с одним поставщиком, который может удовлетворить все ваши потребности и поставить все необходимое. […]
— консультации по применению товаров. Это особенно оценят начинающих витражисты, но также найдут полезным и те кто уже проработал некоторое время. […]
— географический фактор. Хорошо когда вы можете приехать и приобрести все необходимое в своем городе. Это великолепно, но!., похвастаться такой возможностью могут жители немногих крупных городов где работают поставщики витражных материалов. А их не так много, в силу узкого рынка сбыта и необходимости больших материальных вложений в товары на складе (смотреть пункт ассортимент). Больше всех везет витражистам Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новосибирска. Остальным приходится либо ехать за товаром самостоятельно (что возможно далеко не всегда, да и весьма затратно) Либо необходимо заказывать материалы удаленно, осуществляя доставку транспортными компаниями. Это выбор большинства. Из этого следующий фактор:
— доставка. При удаленном заказе по большому счету не важно в каком городе вы заказываете материалы стоимость доставки будет отличаться незначительно, надо обращать внимание на вышеперечисленные факторы. а также на способы доставки применяемые у ваших поставщиков. Большинство поставщиков готовы продать вам товар, но не готовы помочь вам в организации его доставки. Их позиция — мы все собрали, присылайте транспортную компанию к нам, пускай забирают. Это неправильно, это негибко. Зачастую стоимость забора груза по городу стоит дороже, чем перевозки груза из города в в город.

Прекрасно — Вы на шестой ступени. Вы уже все читали, смотрели, видели. У вас есть все необходимые материалы и теоретическая подготовка. Пора начать творить. Тут встает вопрос, а где собственное брать эскизы и как можно их обрабатывать. Может быть несколько вариантов. Если вы владеете навыками рисования, то вы без труда сможете изобразить для начала простенький витраж на куске плотной бумаги или картона в натуральный величину, это будет ваш шаблон. Также нужен эскиз — это уменьшенный макет витража раскрашенный в необходимую вам цветовую гамму, на который вы будете ориентироваться при выборе материалов. Более подробно о изготовлении шаблонов я расскажу в описании технологий, так как шаблоны для разных видов витража отличаются. Более подробно я хотел бы остановиться на эскизах. Итак, если у вас второй вариант и вы, как и я, совершенно не умеете рисовать, а витраж все таки сделать хотите, можно прибегнуть к помощи компьютера. Большинство работают с векторным редактором CorelDraw либо его бесплатным аналогом Inkscape. И по CorelDraw и по Inkscape в сети очень много уроков, поэтому подробно эти программы я не рассматриваю. В плане именно обработки эскизов витражей могу сказать что CorelDraw будет удобен в работе с прямолинейными и симметричными объектами, работа с кривыми конечно тоже возможна, но реализована несколько сложно. Второй вариант можно использовать программу GlassEye. Лицензия на GlassEeye версии Professional (в Sandart функционал крайне скудный) можно приобрести за 295$ на сайте разработчика www.dfly.com. И на мой взгляд она своих денег не стоит, программа сыровата и требует доработки, а разработчики уже много лет ничего в ней не меняли и судя по всему не собираются. В сети можно найти программу для взлома как как GlassEye так и CorelDraw тут вступает в дело также нравственный аспект. Каждый сам для себя решает готов он использовать пиратские программы или нет. Плюсы GlassEye — это возможность заливки фрагментов витража цветами и фактурами витражных стекол разных производителей или пленками RegaLead (стекло не всегда при этом выглядит реалистично, цвет заливаемого стекла часто существенно отличается от реального и проще выбрать подходящий оттенок из цветовой палитры); удобство рисования кривых линий в несимметричных витражах; программа делает расчет количества необходимых материалов (для стекла или пленки задается процент брака); возможность использовать эскизы витражей с уже готовыми дизайнами эскизов на различные тематики; возможность экспорта эскизов в JPEG, DWG для отправки его клиенту или последующей доработки в CorelDraw. Из минусов: очень сложно работать с симметричными геометрическими объектами, может быть проблемы с заливкой фрагментов витража. Для себя мы решили, что геометрические витражи изначально делаем в CorelDraw, витражи с множеством кривых линий обрабатываем в GlassEye.

Немаловажный момент — о технике рисунка, правилах построения композиции, цветоведении и прочих художественных аспектах витража ничего не могу вам сказать. Сам я не художник и никогда им не был,этой стороной вопроса у нас в студии занимаются художники и дизайнеры с разным опытом и образованием. Могу сказать что в нашем регионе на подобную специальность обучают в Новочеркасске в в ЮРГТУ, у нас периодически бывают студенты оттуда на практике. За 7 лет работы я конечно немного поднаторел в этих вопросах, но до высокого звания художника мне далеко, да я и не стремился никогда. Так что если вы творческая натура и чувствуете в себе таланты к рисунку и живописи — развивайте их, если нет — наймите художника или воспользуйтесь следующим советом.
Хороший способ сделать эскиз не имея особых практических навыков, это обрисовать на компьютере фото или картинку, которую вы хотите воплотить в витраже. А затем разбить ее на фрагменты прорисовывая основные линии разделяющие фрагменты картины с различными цветовыми пятнами и объектами.. Таки образом вы переводите исходное изображение в витражную технику. Хороший способ когда нарисовать «с нуля» для вас слишком сложно. Подобное можно сделать и в CorelDraw и а GlassEye.

Всегда пользуется постоянным спросом. Открывая мастерскую, можно вернуть свои инвестиции за полгода и в дальнейшем зарабатывать достойные деньги.

Полезная информация

Сертификаты и лицензии вам не понадобятся. В качестве формы собственности лучше всего зарегистрировать ООО. Все налоги платятся по упрощённой системе, льгот по налогообложению нет.

Из расходов предпринимателю понадобится потратиться на:

  • расходники;
  • аренду площади;
  • зарплату сотрудникам.

Клиентами будут:

  1. студии дизайна;
  2. архитектурные бюро;
  3. производители мебели;
  4. частные состоятельные покупатели.

Если вы занимаетесь этим бизнесом с нуля, то вам понадобятся первоначальные инвестиции в размере 50 тысяч долларов. Эти деньги нужны на:

  • специальные ножницы;
  • стол;
  • муфельную печку;
  • машинку для пескоструйной обработки стекла;
  • машинки для шлифования;
  • сверлильный станок;
  • стеклорезы;
  • ломачи для стекла;
  • лобзики;
  • минимальный запас главных позиций цветных стёкол.

Окупаемость вложений в среднем получается около полугода.

Аренда помещения

С чего начать после регистрации ООО? Отправляйтесь в промышленную зону и ищите простые производственные помещения площадью от 100 м 2 . В будущем можно задумываться о магазине в центре города. Площадь таких салонов обычно не более 50 м 2 . В офисе всегда показывают товар лицом. Открывают его только при твердой уверенности в том, что у вас будут постоянные состоятельные клиенты. Такие люди презрительно смотрят на «бизнес на коленке» и считают, что свои средства они тратит зря.

Если же у вас отсутствуют деньги на производственное помещение, то рекомендуется сделать качественный интернет-магазин. Как говорил Билл Гейтс, «Если вас нет в интернете, то вас нет и в бизнесе».

Выбор техники изготовления

Производство витражей насчитывает шесть основных способов их изготовления:

Фьюзинг. Из цветного стекла вырезаются кусочки, которые нужно выложить на бесцветном листе. Все элементы изделия спаиваются в печи, температура должна быть 850 градусов.

  1. Классический. Изначально вырезают цветные стёкла, после вставляют их направляющий профиль.
  2. Роспись красками. Используются преимущественно многокомпонентные или акриловые. Конструкцию обжигают в печке при температуре в 700 градусов.
  3. Тиффани. Все стеклянные кусочки оборачиваются фольгой либо медными полосами. Некоторые куски можно покрыть оловом.
  4. Пескоструйная гравировка. Объемное изображение наносится на стекло при помощи абразивов.
  5. Пленочный. На стекло наклеивают лавсановую пленку. Получившиеся изделия стоят недорого и практически не ценятся.

О сырье

Для изготовления витражей потребуется регулярно покупать качественную плёнку и чистое прочное стекло. Большинство производителей предлагают предпринимателям классические пленочные материалы из Германии, Америки и Великобритании. Их стоимость значительно ниже стекла.

Существуют такие производители витражей, которые для своих изделий собирают в мастерских специальные отходы. Чаще всего они достаются им бесплатно или за минимальную цену. Обрезки стёкол дробятся и запекаются в плитку, дополнительная крошка делает конечный рисунок необычным. Выгода будет и покупателям, и производителям.

Варианты продвижения

Рентабельность бизнеса зависит от того, как и какими способами вы будете его продвигать. Перед массовым производством нужно продумать рекламную кампанию. Сегодня нет особого смысла раздавать флаеры или печатать тысячи листовок, чтобы раскидывать их в почтовые ящики. Это непродуктивно из-за того, что низкий процент аудитории внимательно изучает печатную информацию.

Для привлечения состоятельных клиентов следует налаживать связи с крупными компаниями, занимающимися проектированием зданий и крупных сооружений.

Кроме того, создайте свои группы и паблики в интернете. Контент должен выделяться среди прочих аналогичных видов. Придётся в первое время потратиться на рекламное продвижение. Если не знаете, как делать хороший контент, наймите специалиста по SMM и SEO.

Подводные камни в бизнесе

Так выгодно или нет заниматься производством витражей? Здесь тоже существуют свои недостатки, как и в любом бизнесе.

  • Помните, что витраж не является продукцией первой необходимости. Клиенты не будут упорно стучаться вам в двери, вы всё-таки продаёте не дешёвые овощи в палатке. Первое время ваши менеджеры могут сбиться с ног, занимаясь поисками так называемых золотых клиентов.
  • Перед началом бизнеса по изготовлению витражей также нужно долго и нудно налаживать связи с толковыми дизайнерами и архитекторами.
  • Все расходные материалы всегда должны быть под рукой, то есть их придётся всюду возить с собой. Если у вас нет пригодной машины для транспортировки расходников, то придётся инвестировать деньги в её покупку.

Заключение

Благодаря производству витражей вы сможете украшать интерьеры магазинов, домов, ресторанов, кафе, офисов или гостиниц. Для бизнесмена это дело может стать настоящим «золотым телёнком», так как рентабельность производства составляет приблизительно 20 %. Поэтому изготовление подобных конструкций ещё долго будет работать как бизнес-идея.

Бизнес на витражах пользуется сегодня огромной популярностью, особенно в крупных городах. В каждом мегаполисе можно насчитать как минимум десяток крупных мастерских, которые занимаются изготовлением витражей в разных техниках уже не один год. И, судя по количеству желающих стать обладателем роскошных витражей, на этом рынке еще достаточно мест для новых игроков. Ведь люди во все времена хотели жить красиво, а витражи – это воплощение великолепия и красоты.

Если вы не умеете самостоятельно делать витражи, то перед началом разработки бизнес-плана рекомендуем пройти , поскольку успешный старт во многом зависит от того, насколько тщательно вы изучили витражное дело изнутри. Конечно же, прослушав недельные курсы, стать профессионалом-витражником вы не сможете, но будете понимать весь процесс производства, и сможете контролировать нанятых вами специалистов на всех стадиях изготовления витража.

Изучив непосредственный , можно приступать к тщательной разработке бизнес-плана витражной мастерской. При его составлении необходимо учитывать множество факторов, например, оценить сложности, которые могут возникнуть при открытии витражной мастерской, определиться с потенциальными клиентами и продумать стратегию развития витражной мастерской. Кроме того, в бизнес-плане необходимо отразить расширение бизнеса и возможные капиталовложения. Нелишним будет и проведение анализа рынка витражей.

Плановое развитие витражного бизнеса

Разрабатывая бизнес-план по производству витражей, ориентируйтесь сначала на самые легкие техники изготовления витражей, например, на производство . Почему? Потому что для изготовления таких витражей вам не потребуется аренда большого помещения, и понадобится минимум оборудования. Естественно, с увеличением количества заказчиков, можно будет расширить производство. Для того чтобы заказчику легче было сделать свой выбор, нужно составить каталог витражей, которые вы уже делали или можете сделать.

Как только производство пленочных витражей наладится, можно внедрять новые технологии, такие как , . Для изготовления витражей в этих техниках вам придется нанять новый персонал и приобрести новое оборудование. При этом учтите, что если для изготовления традиционных витражей и витражей в технике Тиффани покупка профессионального оборудования не потребует от Вас колоссальных капиталовложений, то развитие бизнеса в области фьюзинга весьма затратно, поскольку необходимо будет купить . Однако при разумной стратегии все эти затраты себя окупят, так как спрос на фьюзинговые витражи стабильно высокий.

По мере развития витражного бизнеса вам потребуется офис и магазин-салон, чтобы заказчикам не приходилось посещать цех производства, а также дополнительный персонал в лице консультантов, которые смогут профессионально объяснить заказчику, чем отличается один витраж от другого. Кстати, для того, чтобы максимально быстро окупить капиталовложения в бизнес, можно расширить ассортимент и внедрить изготовление мелкой продукции, например, оригинальных часов, рамок для фото, ваз, стеклянных украшений, корпоративных сувениров и т.д.

Рентабельность витражного бизнеса

Капиталовложения в витражный бизнес напрямую зависят от того, с чего вы решили начать и от объема планируемого производства. Практика показала, что рентабельность витражной мастерской довольно таки неплохая – 10-15%. То есть, максимальная прибыль от цены готового изделия составит около 15%, остальная же часть цены уходит на зарплату специалистам, расходные материалы и другие косвенные затраты (например, аренда помещения).

Поэтому, рассчитывая стоимость готового витража, необходимо учитывать сразу несколько параметров – качество (самое качественное стекло производится в Англии, США, Франции и Испании), технику изготовления витража (учитывается сложность эскиза, количество цветов, размер элементов), амортизацию оборудования и т.д. Кроме того следует заложить в бизнес-план такой нюанс, как определенный процент брака при производстве.

Потенциальными заказчиками любой витражной мастерской являются состоятельные люди и производители мебели. Поэтому приготовьтесь к тому, что после изготовления первых образцов и составления хотя бы небольшого каталога, вам придется самостоятельно обойти все мебельные производства и центры, предлагая сотрудничество. Не переживайте, если спрос будет небольшим. Главное, чтобы он был постоянным. Однако для того, чтобы он все-таки был (и даже со временем увеличивался) необходимо зарекомендовать себя с лучшей стороны, и производить только качественный товар.

Бизнес-план по производству витражей - шаг в яркое будущее

Если вы новичок в витражном деле и начинаете свой бизнес с нуля, не рассчитывайте на колоссальный успех после изготовления первого же витража, и на простое вхождение в этот бизнес вообще. Успех и узнаваемость в бизнесе на витражах приходит постепенно, со временем. Поэтому, чтобы не прогореть в самом начале, вам необходимо все тщательно просчитать, сопоставить свои возможности и желания. И конечно же, любить свое дело, отдавая ему всего себя, без остатка, как специалисты нашей витражной мастерской - уверенного игрока на этом рынке.