Устройство и оборудование заправочных станций. Нефтепродуктообеспечение. Топливораздаточные колонки для АЗС – определение, назначение, устройство, эксплуатация

Автозаправочной станцией, или АЗС, называют комплекс зданий (сооружений), основным функциональным предназначением которого служит заправка транспортных средств моторным топливом, маслами и спецжидкостями. Современные АЗС классифицируются по нескольким характеристикам:

  • конструктивное исполнение (блочные, модульные, контейнерные, передвижные);
  • размещение резервуаров (надземное, подземное, на транспортном средстве);
  • расположение на местности (городские, дорожные, сельские, речные);
  • назначению:

Ведомственные, или пункты заправки топливом крупных предприятий, обладающих значительным количеством транспортных средств (автомобилей, тракторов, дорожной техники и т.д.), обеспечивающие им (предприятиям) независимость от централизованных поставок моторного топлива;

Общего пользования.

Различие в конструктивном исполнении сильнее, нежели иные характеристики, влияют на функциональные возможности автозаправочной станции, что требует более детального рассмотрения данного принципа классификации.

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС)

Под термином «контейнерная автозаправочная станция», или КАЗС, понимают заправочный комплекс, отличительной чертой которого является размещение топливного резервуара и топливораздаточных колонок в едином контейнере. Пульт диспетчерского управления также размещен в контейнере. По определению КАЗС состоят из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера управления и отличаются друг от друга лишь типом (емкостью) резервуаров, количество и видом раздаточных колонок и составом оборудования.

Установка на КАЗС вибрационных фильтров обеспечивает очистку моторного топлива от воды и грязи, что, в свою очередь, гарантирует защиту двигателей автомобилей потребителя. Примечательно, что работа вибрационных фильтров не требует затрат электроэнергии, поскольку процесс очистки происходит на молекулярном уровне.

Наиболее востребованы КАЗС в качестве топливораздаточных пунктов предприятий и крупных строительных объектов или временных пунктов хранения топлива.

Модульная автозаправочная станция, или МАЗС

МАЗС – наиболее популярный вариант мобильной автозаправочной станции, сочетающий высокую функциональность, присущую традиционным АЗС, и доступную стоимость. Модульное исполнение АЗС предоставляет возможность создания заправочных комплексов любой конфигурации, отвечающей предъявляемым эксплуатационным требованиям.

Конструктивное исполнение МАЗС характеризуется разнесением контейнера-хранилища и топливораздаточных колонок, выполненных в виде единого заводского изделия. Производители предлагают модульные заправки, рассчитанные на несколько (до четырех включительно) видов жидкого моторного топлива.

Основными преимуществами МАЗС считают:

  • отсутствие привязки к земле, что, в свою очередь, освобождает от подготовки территории для размещения;
  • быстрый ввод в эксплуатацию, обусловленный высокой степенью заводской готовности;
  • наличие двух вариантов исполнения (сокращенный и расширенный);
  • позиционирование в качестве мобильной емкости избавляет от необходимости согласований;
  • высокий уровень безопасности (двустенные резервуары) и экологическая надежность;
  • простота обслуживания, обуславливающая минимум штатного персонала.

Блочная АЗС

БАЗС – это единая конструкция, используемая для наполнения, длительного хранения и раздачи топливных продуктов. Главной особенностью блочной станции служит подземное размещение резервуаров и надземное размещение топливораздаточных колонок. Она (станция) приспособлена для одновременного нахождения трех видов нефтепродуктов (автомобильных бензинов различных марок и дизельного топлива).

Конструкция БАЗС представляет собой совокупность двустенного гидроизолированного резервуара, моноколонны для навеса и самого навеса.

Управление блочными автозаправочными станциями осуществляется, как оператором, так и автоматически, в режиме автономного налива. Электронное оборудование, установленное на БАЗС, позволяет осуществлять контроль плотности, температуры, объема и уровня нефтепродуктов, а также уровня подтоварной воды.

Кроме того, блочные автозаправки оборудованы системами автоматического пожаротушения, уничтожающими источник возгорания.

Блочные, впрочем, как и модульные АЗС пользуются особенно высокой популярностью у потребителя благодаря уникальности своих экономических характеристик – рациональности и рентабельности.

Передвижная АЗС

ПАЗС – это, не что иное, как специальный грузовой автомобиль, предназначенный для обеспечения потребителя светлыми нефтепродуктами (керосин, дизельное топливо, бензин), плотность которых не превышает 0,86 грамм на сантиметр кубический, в районах с низкой плотностью АЗС. Основной функцией передвижных АЗС является транспортировка и дозированная раздача моторного топлива.

Стандартная комплектаци
я передвижных заправочных станций включает:

Цистерну-хранилище топлива;

Автономный источник питания (бензиновый или дизельный генератор);

Топливораздаточную колонку;

Система раздачи топлива, оснащенная электронным дисплеем, отображающим расход топлива.

ПАЗС незаменимы в местах крупных стоянок автотранспорта, на трассах популярных туристических маршрутов, на строительных площадках и сельскохозяйственных угодьях. Успешно применяются они при проведении ремонтных работ на технологическом оборудовании стационарных АЗС. Диапазон рабочих температур ПАЗС достаточно широк и расположен в промежутке от 400С до - дозированная 400С.

Газовые АЗС, или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

Функциональное назначение АГНКС заключается в организации заправки транспортных средств альтернативным топливом, в качестве которого используют компримированный (сжатый до жидкого состояния) природный газ.

Главное отличие АГНКС от газовых АЗС обычного типа, осуществляющих исключительно реализацию моторного топлива, заключается в комплексной обработке, поступающего по газопроводу природного газа.

Технологический процесс обработки состоит из следующих операций:

  • Очистка сырьевого газа от механических примесей и капельной жидкости посредством системы фильтров и сепараторов.
  • Коммерческий замер объема газа.
  • Многоступенчатое сжатие (компримирование) газа до 25,0 МПа, сопровождающееся обязательной процедурой охлаждения компрессорных установок после каждой ступени.
  • Осушка газа в специальном блоке.
  • Аккумулирование в емкостях-хранилищах (P=25,0 МПа).
  • Подача в газозаправочные колонки для реализации под давлением 20,0 МПа.

Современная сеть формируется из АГНКС нескольких основных типоразмеров (за единицу измерения принята производительность станции, выраженная в условных заправках в течение суток):

Стационарные – 500;

Блочно-контейнерные – 250;

Модульные блочно-контейнерные – 125;

Подо мной 38000 литров топлива.
Этого вполне может хватить, чтобы 15 раз обогнуть землю на нашем семейном автомобильчике.
Однако здесь содержимое расходится за сутки...
Но обо всем по порядку.


1. Устроился на день работником АЗС.
Это оказалось делом непростым. Одних инструктажей пришлось пройти несколько штук.
С работниками ежемесячно проводят занятия по пожарной, химической и промышленной безопасности. Зачеты и внеплановые проверки - основа спокойного функционирования автозаправки и жизни микрорайона рядом..

2. Получил спецодежду.
Все из негорючих материалов. К обуви - повышенные требования, она не сможет дать искры и не портится от бензина.
Курточки, кстати, теплые, хорошо в них.

3. А вот и место сегодняшней работы - чемпион компании по количеству клиентов во Владимире за день.
Кстати, у кого как с ценами в регионах?

4. Мой наставник и экскурсовод - менеджер (читай, начальник) АЗС Валерий Михайлович.
Строгий, из военных. Может говорить часами о технике безопасности и вспоминать нестандартные ситуации на работе.

5. Бензин - вещь горючая.
Поэтому пожарная безопасность, пожалуй, главное.
Рядом с АЗС имеются несколько подземных резервуаров с водой на случай ЧП.

6. Везде - огнетушители.
От небольших до промышленных большого объема.

7.Как вы думаете, зачем в полу дырка?
Здесь останавливается бензовоз для слива топлива в топливохранилище. Если произойдет непредвиденная ситуация и часть топлива прольется на поверхность, она уйдет под решетку, где после будет очищена.

8. Топливохранилище.
Огромные резервуары хранятся под землёй.
Одновременно здесь может хранится до 125 тонн топлива...

9. Вот такой бы мне личный резервуарчик у дома..
Кстати, все они двухстенные. Пространство между оболочек заполнено тосолом, что не допускает конденсат, когда сюда в холода заливают ещё теплый бензин.

10. Открываем посмотреть.
Запаха практически нет. Всё изолировано.
Подача, давление и показатели регулируются электроникой.

11. Для контрольных проверок, в т.ч. надзорными органами, есть длиннющий 4-метровый шток - линейка, которым измеряют объем хранящегося топлива.

12. А вот непосредственно сюда подводится шланг от бензовоза.
Кстати, в резервуар лишку не нальёшь - на 93% заполнения завоет сирена, а на 95% подача отключится.

13. Пока все осматривал, подъехал бензовоз.
Вроде ничего сложного - слил и всё. Но нет.

14. На каждой заправке хранятся пробы топлива за последние 3 дня.
Этот запас - на случай возникновения каких-либо претензий.
С каждого приезжающего бензовоза на АЗС снимаются такие пробы и имеется паспорт на партию топлива.
Сертификат же на сам бензин также хранится здесь, и его можно смело просить посмотреть.

15. Пока водитель ждет, работники АЗС влезают на эстакаду для проверки.

16. Согласно имеющихся документов сверяются пломбы на каждом резервуаре цистерны и на отверствиях слива.
Пломбы устанавливают на нефтебазе, где заливают топливо.

17. Вскрыли. Под завязочку..
Видите планку? Топливо заливатся прямо под неё, чтобы не плескалось в резервуаре.

18. Теперь берём пробы.
Основание ёмкости смазывается специальным гелем-маркером, который показывает содержание воды в топливе.
Если вода есть, гель краснеет как девица перед кавалером.



19. Металлическая колба опускается до самого дна.
Гель так и остался зелёным.

20. Затем бензин переливается в прозрачную ёмкость.

21. Здесь оценивается внешний вид, наличие возможных примесей.

22. Ареометром сверяется фактическая плотность топлива с указанной в документах.
Тут всё хорошо.

23. Ну а затем пробы сливаются в бутылочки, где опечатываются и хранятся следующие три дня.

24. Собственно, только после этого идёт слив.
Да, процесс небыстрый.
Я с недоверием относился к всей процедуре, рассчитывая, что обычно просто сливают и всё.
Однако, требования и контроль здесь жесткие. Всё фиксируется, в т.ч. видеокамерами. Ответственность у работников очень серьезная, вплоть до увольнений.
Так что сейчас у меня сомнений нет.

25. Пока сливается бензин зайдем внутрь.
Открою секрет - я заправляюсь именно на этой заправке, потому что живу рядом. Честно.
Все работницы уже знакомые.
Операторов у касс постоянно двое. Смена по 12 часов.
Всего здесь дежурят 3 оператора, тех.работник или "пистолетчик" и охранник в ночную смену.

26. Работа с людьми непростая.
Многие торопятся, есть и просто неадекватные товарищи. А со всеми надо культурно и обходительно.
Почувствовал это на себе и сам, когда мне с претензиями обратился мужчина, мол зачем я снимаю его руку...
Да и нештатные ситуации, к сожалению, бывают.
Невыдернутый пистолет при отъезде - стабильно раз в месяц..
Мелкие ДТП, забытые ключи в запертой машине, пьяные водители и хамы - суровая реальность...

27. А вот обработка заказа совсем несложная.
На рабочих местах сенсорные мониторы со своим програмным обеспечением.
Ничего непонятного нет. Продал бензина пятерым.
Деньги сдал в кассу.

28. Возможности недолить или обмануть нет. В процесс человек вмешаться не может.
Каждая колонка опечатана органами госнадзора и периодически ими же поверяется. Везде автоматика.
Если возникают подозрения на недолив или претензии к качеству - хоть к топливу или по работе оператора - не думайте, звоните сразу на горяую линию. По каждому обращению здесь проводят нехилую проверку.

29. К слову, даже подача кофе полностью автоматическая.
Себе родимому его бесплатно не нальёшь - вся информация о заказах также централизованна.

30. Пару слов о кофе.
Зона отдыха - нужная вещь.

31. А уж местные пончики - моя слабость...

32. Отдельный привет всем тем, кто не завтракал!
Меня заверили, что продукты здесь только свежие. Компанией установлены нормы хранения/расхода, по которым всё несъеденное списывается. Кормить старьём людей смысла нет, т.к. регулярно подвозятся свежие продукты.
А вот некондиция, по секрету, передается в местный питомник бездомных животных.

33. Девушки все скромные, отвлекать их долго не стал.
Им еще работать и работать. Кстати, садиться, есть, ну и спать во время работы запрещено.
Тяжело. Но в целом работа хорошо оплачивается, плюс компания неплохо вкладывает в социальное обеспечение работников - работникам и экскурсии по России проводят, и лагеря детишкам бесплатные, ну и страховка конечно.

34. А дальше фоток не будет, ибо я немного позаправлял машинки.
Собственный опыт большой, поэтому проблем не возникло.
Запах приятный, настроение хорошее.
А когда улыбаешься, всегда есть шанс получить от водителя улыбку в ответ.

Всегда рад узнать что-то новое.
Работа на АЗС непростая и очень ответственная. При этом всё реально прозрачно и особо переживать за содержимое своего бака не стоит.
Главное знать где заправляться))

Спасибо за представленную возможность прочувствовать всё на себе ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Автозап. станция

На АЗС и АЗК общее

На АЗС

основное – резервуары и оборудов,

Технологичес трубопроводы

вспомогат

+ СХЕМА

На АЗК

3 .

Технологическая схема

11 , (АЗС) представляют собой комплекс, включающий здание, островки

с разд. колонками, островки с резервуарамии площадки для обслуживания автотранспорта.

имеют магазинОни должны быть достаточно выразительными в архитектурном отношении,

Для нормальной работы и отдыха работников АЗС планировка здания

должна соответствовать строительным нормам и правилам (СНиП).

Планировка предусматривает:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Хороший обзор всей территории из помещения оператора;

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона

Минимальные расстояния АЗС до внешних объектов и между ее сооружениями,

Должны соответствовать НОРМАМ

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Радиолокационный уровнемер

Уровнемеры- это устройства, которые использ. для определения уровня жидкостей.

информационно-измеритель системами определения количества топлива в



резервуарах нефтебаз иАЗС являются радиолокационные системы.

Измерения производят за счет регистрации отраженных от поверхности нефтепродукта

эхосигналов микроволновой частоты и расчете уровня нефтепродукта по задержке

отраженного сигнала. Обслуживание таких систем не представляетособых трудностей,

так как в них отсутствуют движущиеся части Главным их достоинством является то, что они не контактируют с контролируемой средой, что позволяет их успешно использовать для измерения

уровня агрессивных, вязких и неоднородных материалов.

Во избежание пожаров

– сливать нефтепродукты в резервуары следует «закрытым» способом и при наличии в системе гидро

затвора; во время слива запрещается отпускать нефтепродукты через колонки, присоединенные к

заполняемому резервуару;

– наконечники сливных шлангов должны быть из неискрового материала иметь заземление;

– до полного слива нефтепродукта из автоцистерн водитель и операторАЗС должны находиться у резерв;

– автоцистерна во время слива должна быть надежно присоединена к заземляющему устройству станции;

– запрещается заправка автомобиля с работающим двигателем.__

Противопожарные правила

1. Курить в складских помещениях воспрещается.

2. В помещен, где хранятся нефтепродукты, нельзя польз открытым пламенем.

3. При хранен нефтепродукт образуются пары, которые должны удаляться путем проветривания

(вентиляцией).

4. Помещение необходимо оборудовать противопожарным инвентарем

(пенными огнетушителями, ящиками с сухим и чистым песком, кошмой) и аварий сигнализацией.

5. При возникновении пожара нефтепродукты нельзя заливать водой, так

как горящий нефтепродукт растекается по поверхности воды и пламя увеличивается.

Все огнеопасные вещества, находящиеся вблизи очага пожара, немедленноубрать.

Приточно-вытяжную вентиляцию быстро отключить.



Для ликвидации огня нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету.

Закрыть горящее место кошмой, засыпать песком, при обильном пламени необходимо применить

пенные огнетушители.

На АЗС для тушения пожара используют специальную технику и устройства с обильным выделен пены.

Вода используется не для тушения пожара от жидких нефтепродуктов, а для охлаждения резервуаров.

На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации

аварий и пожаров

18,Приём и выдача нефтепродуктов

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми вид транспорта: автомоб, железнодор, трубопров, водным.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе в обязательном порядке подлежат пломбированию.. Пломбируются : – горловина (горловины);– сливной вентиль (сливная задвижка).

Прием Прием нефтепродук в резерв АЗС из автоцистерны проводится 2работниками.

При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

– открывает задвижку для приема – закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод

– обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;

– принимает меры к предотвращ разлива нефте

– организует установку автоцистерны на площадку для слива нефтепродукта;

– проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;

– проверяет сохранность пломб на горловине и сливномвентиле (сливной задвижке) автоцистерны;

– проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) "по планку".

С использованием водочувствительной ленты или пасты убеждается в отсутствии воды, отбирает пробу

Измеряет t и плотность нефтепрод,убеждается в соответствии данных (объем, плотность), указанных в

накладной, данным, полученным при контроле нефтепродуктав автоцистерне.

Убеждается в исправности технологического оборудования, трубопроводов, резервуаров,

Принимает меры для исключения движения авто на расст ближе 3-х м.от места слива нефтепродуктов;

Выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны; не допуская переполнения или разлива;

Отсоединить сливные рукава; – внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товар-

но-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве неф-

тепродукта;

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

– при неисправности технич и технологич оборудования АЗС;– неисп сливного устройст автоцистерны;

– неисправ.заземляющего устройства автоцист;

– отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильоформлении;

– наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

– несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качествонефтепродуктов;

– во время грозы.

Выдача только через топлив маслоразд колонки в баки транспортных средств или тару потребителей

правила:– оператор контрол расположение тр средств. должно обеспечивать возможность их аварийной

эвакуации с территории АЗС; – во время заправки двигат заправляемого автомобиля выкл;

– пролитые на землю нефтепродукты должны бытьзасыпаны песком с послед его удалением

– расс между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть 3 метра

а находящимися в очереди – не менее 1 метра; – перед запр автобусов пассаж покидают салоны

вне территорииАЗС.

Оператор АЗС во время выдачи нефтепродуктов:

– обеспечивает постоян контроль за выполнправил заправки автотранспортных средств;

Сифонный трубопровод

Трубопроводы, в которых жидкость движется при давлении ниже атмосферного, называют сифонными

Сифонные трубопроводы, применяемые для слива нефтепродуктов из цистерн, не имеют нижнихсливных

приборов. При транспортировке в цистернах нефтепродуктов с малой вязкостью (бенз, керосины, дизельные топлива) . Для сифонного слива применяют специальные вакуумные установки.

Расчет сифонных трубопроводов осложнен из-за возможности возникновения в них кавитации.

Кавитация (от лат. «cavitas» – полость) – явление образования в движущейся жидкости полостей,

заполненных паром или газом. Онавозникает в тех случаях, когда давление в каком-либо месте потока

становитсяравным давлению насыщенных паров жидкости при данной температуре.

Следовательно, устойчивая работа трубопроводов или гидравлических

машин возможна только при отсутствии кавитации,

Сифонным называют самотечный трубопровод, часть которого расположена выше уровня

жидкости в сосуде (резервуаре), из которого подается жидкостьСифонные трубопроводы используют в качестве водосбросов гидротехнических сооружений, для слива нефтепродуктов из цистерн, опорожнения водо-

емов, при прокладке водоводов через возвышенности. Для приведения сифона в

действие его необходимо предварительно заполнить жидкостью.

Для проверки условий работоспособн сифона в нем выбирают сечение, где давление наименьшее

(«опасное» сечение). Такоесечение должно быть наиболее приподнято над уровнем жидк сечения а-а

где p п – давление насыщенных паров жидкости при данной температуре. Если p x p п , сифон будет работать .

24. темные нефтепродукты при понижении температуры воздуха становятся более вязкими,

теряют текучесть и их транспортирование без подогрева становится невозможным.

Подогрев осуществляется при хранении, транспортировке, приёмных и

раздаточных операциях.

Подогрев высоковязких и легкозастывающих нефтепродуктов следует производить до t

, обеспечивающей его кинематическую вязкость не более 600 мм2/с (сСт).

Температура подогрева мазутов не должна превышать 90 оС, а для масел – 60 оС.

Температура подогрева должна быть ниже температуры вспышки паров нефтепродукта

в закрытом тигле, не менее чем на 25 оС.

В качестве теплоносителя следует использовать водяной насыщенный пар или перегретую воду.

При соблюдении пожарной безопасностивозможно применение электрического подогрева.

Для подогрева нефтепродуктов применяют различные теплоносители: водяной пар, горячую воду,

горячие газы и нефтепродукты, электроэнергию.

часто применяют водяной пар , обладающ высок теплосодержанием и теплоотдачей, легко

транспортируемй и не представляющий пожарной опасности.

Обычно используют насыщенный пар давлением 0,3 – 0,4 МПа,нагрев нефтепродукта до 80 – 90 °С.

Горячие газы имеют ограниченное применение, так как они отличаются малой теплоемкостью,

низким коэффиц теплоотдачи, а также трудно организовать их сбор; используются при разогреве

нефтепродуктов в автоцистернах и в трубчатых подогревателях на НПЗ.

Электроэнергия – один из эффект теплоносит, но при использовании необходимо соблюдать проти-

вопожарные требования.

Существует несколько способов подогрева водяным паром :

Подогрев острым (открытым) паром заключается в подаче насыщенногопара непосредственно в

нефтепродукт, где он конденсируется, сообщая нефтепродукту необходимое тепло.

Этот способ применяют для разогрева топочного мазута при сливе из железнодор цистерн.

Недостаток – необходимость удаления в дальнейшем воды из обводнённогонефтепродукта.

Подогрев трубчатыми подогревателями заключ в передаче тепла от пара к нагрев продукту

через стенки подогревателя. Здесь исключается контакт теплоносителя с нефтепродуктом.

Пар, поступая в трубчатый подогреватель, отдает тепло нефтепродукту через стенку подогрева-

теля, а сконденсировавшийся пар отводится наружу, благодаря чему исключа-

ется обводнение нефтепродукта.

Циркуляционный подогрев основан на разогреве нефтепродукта тем же нефтепродуктом,

но предварительно подогретым в теплообменниках. Циркуляционный подогрев применяют в

основном при обслуживании крупных резервуарных парков, а также железнодорожных цистерн.

27, Конструкции подогревателей делятся на

Подогреватели при сливе нефтепродуктов из ёмкостей,

Подогреватели при хранении в резервуарах

Подогреватели трубопроводов.

Для подогрева в железнодорожных цистернах применяют следующие подогреватели .

1) Подогреватели острым паром по конструкции представляют собой перфорировтрубчатые шланги

помещенные в толщу жидкости, пар поступает через отверстия в шлангах.

Используются только для разогрева мазута,допускающего частичное обводнение.

2) Подогреватели глухим паром подразделяются на переносные и стационарные.

Переносные помещают в цистерну только на время разогрева, а поокончании их извлекают

Стационарные находятся внутри цистерны постоянно

Подогреватели изготавлив из дюралюминиевых труб;состоят из трех секций, помещаемых в цистерну

поочередно.

Электрический подогрев применяют для снижения вязкости темных нефтепродуктов (мазута, масел). Общая мощность электронагревателей достигает50 – 70 кВт.

Паровой змеевиковый подогреватель

Подогреватели в резервуарах выполняются в виде различных конструктивных форм – змеевиковые и

секционные из трубчатых элементов. Для лучшего подогрева их размещают по всему поперечному сечению резервуара.Наиболее часто применяют подогреватели, собираемые из отдельных унифицированных секций.

Наряду с общим подогревом всего нефтепродукта применяют и так называемый местный подогрев.

Местные подогреватели следует располагать поблизости от приемных и раздаточных устройств.

При циркуляционном методе подогрева нефтепродукт собирается из нижней части резервуара и насосом прокачивается через внешний подогреватель еплообменник. В этом случае внутри резервуара устанавливается кольцевой подающий трубопровод и местный подогреватель у заборной трубы. Теплооб- менники

устанавливают индивидуально у каждого резервуара.

В качестве электрических подогревателей применяют гибкие нагревательные элементы в виде отдельных

блоков. Они представляют собой эластичную ленту, состоящую из медных и нихромовых проволок,

сплетенных стеклонитью. Ленту закрепляют на трубопроводе и покрывают снаружи слоем тепловой

изоляции

Выбор места для нефтебазы

необходимо, чтобы площадка, предназначенная для строительства нефтебазы, отвечала инженер-

ным и геологическим требованиям. Отводимая для нефтебазы территория должна иметь

необходимые разрывы между границами участка и соседнимисооружениями.

Площадку желательно выбирать с наветренной стороны от населенных пунктов и соседних сооруж,

чтобы пары нефтепродуктов не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем.

Для этого по данным метеорологических станций вычерчивается «роза ветров»

Во избежание распространения огня при растекании горящего нефтепродукта по поверхности воды и

по санитарным условиям речные нефтебазы следует располагать ниже по тече-

нию реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий,пристаней, мостов.

Важно при выборе площадки – удобное примыкание участка к транспортным магистралям.

На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжен и энергоснабжен

для хозяйственных, производственных и противопожарных нужд.

Выбираемый участок должен обеспечивать удобный спуск ливневых и канализационных вод,

не причиняющий вреда населению. С целью снижения стоимости строительства вблизи площадки нефтебаз желательно иметь строительные материалы и рабочую силу.

По геологическим условиям желательно, чтобы площадка была сложена из

коренных пород, способных выдерживать удельную нагрузку не менее 0,1МПа.

Заболочен и заливаемые водами территории непригодны для нефтебаз,в1 случае придется проводить дорогостоящие и трудоемкие дренажные работы, во2 – возводить вокруг участка нефтебазы водозащит-

ную дамбу.

Окончательный выбор площадки нефтебазы делается по результатам анализа данных отчета

изыскательской партии в составе: начальника, инженерагеолога или инженера-гидрогеолога

инженера-строителя, техника-геодезиста,рабочих для производства разведочных выработок и

топографической съемки участка.

29 Нефтебазами называют предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок,

предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.

По назначению нефтебазы бывают самостоятельными предприятиями,

производящими прием, хранение и отпуск нефтепроду потребителям, и входящими в состав

пром, трансп и других предпр,предназнач для снабжения этих хозяйств.

Технологические процессы, на основные и вспомогательные.

К основным технологическим процессам относят:

– прием нефтепродуктов на нефтебазу;

– хранение нефтепродуктов в резервуарах и складах;

– налив нефтепрод в железнодорожн цистерны,нефтеналивные суда или перекач по трубопровод;

– отпуск нефтепродуктов потребителям в автоцистерны, бочки.

К вспомогательным процессам относят:

– очистку и обезвоживание (осветление) нефтепродуктов;

– регенерацию отработавших масел.

Нефтебазы подразделяются :

– по транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов

– нажелезнодорожные, водные(морские,речные), трубопроводные, автомобил и смешанные;

– номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на нефтебазы для легковоспламеняющихся и

горючих нефтепродуктов и нефтебазы общего назначения;

Назначение и устройство АЗС. Оборудование

Автозап. станция (АЗС) – комплекс зд, сооруж и оборуд, огранич. участком площадки и

предназн. для заправки тр.средств (кроме гусенич. тр.) моторным топливом и маслом.

На АЗС и АЗК общее это: здание операторной, сооруж.для очистки сточных вод, для размещения

технологич. оборуд. информацион. табло(ассортимент нефтепродуктов),услуг,видов обслуж. трансп.

На АЗС -для персонала: адм, приема пищи, службы охраны,санузлов, кладов спецодежды, инстр,

зап. дет, приборов и оборуд. здания должны быть 1-2 степ огнестойкости.

На территор АЗС должны быть указатели расположения средств и систем пожаротушения

Допускается предусматривать помещ магазина без торгового зала.

основное – резервуары и оборудов,

Топливо разд колонки с аппаратурой управления и контроля

Технологичес трубопроводы

вспомогат - оборудов для хранения топлив и масел,

Оборуд для выдачи продукта- топливо масло смесе раздаточные колонки.

Оборуд для управления колонками

Оборуд для ТО и Р и мойки овто - топлив и сервисное оборуд для АЗК

Оборуд для защ. окр среды. – противопожарное оборуд. – молниезащита + СХЕМА

На АЗК , кроме того, должны быть пункты тех. обсл. авто и пунктов сервиса(магазин.кафе)

3 . Горизонтальные и вертикальные схема АЗС

Площадка, намечаемая под строительство автозаправочной станции, должна в равной степени отвечать целому ряду требований в техническом, пожарном, санитарно-эпидемиологическом отношении.

Место расположения АЗС должно выбираться в соответствии с утвержденными генеральными планами развития транспортных магистралей и населенных пунктов. Запрещается строительство автозаправочных станций в водоохранной зоне. Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.

Рельеф местности, где предполагается разместить АЗС, должен быть спокойным при небольших уклонах для обеспечения минимального объема земляных работ и стока поверхностных вод.

Площадка под АЗС, как правило, должна располагаться на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Выбранный участок должен быть незаболоченным, без прослоек торфа, не должен затапливаться талыми и паводковыми водами. Его не должны пересекать подземные инженерные коммуникации и воздушные линии электропередачи. Площадка АЗС должна иметь удобные подъезды как для автоцистерн, так и для автотранспорта, въезжающего на ее территорию для заправки.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливается санитарно-защитная зона. Ее размер определяется на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

АЗС должны располагаться таким образом, чтобы преобладающие ветры уносили пары нефтепродуктов в сторону от жилых, производственных и общественных зданий.

Минимальное расстояние от АЗС до внешних объектов, а также между ее зданиями и сооружениями принимается по Нормам противопожарной безопасности согласно таблице ниже.

Расстояние от края площадки автоцистерн до наземно расположенного технологического оборудования, навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м.

Планировка должна исключать вероятность растекания аварийно пролитых нефтепродуктов по территории АЗС и за ее пределы. Для этого на въезде и выезде с территории должны быть устроены пологие участки, высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, позволяющие также отводить ливневые и талые воды на очистные сооружения.

Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие, быть в исправном состоянии и обеспечивать свободный проезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, местам выгрузки грузов.

Минимально допустимые расстояния от стационарной АЗС до близлежащих объектов

Наименование объектов, до которых определяется расстояние

Расстояние от АЗС с подземными резервуарами, м

Расстояние от АЗС с надземными резервуарами, м

Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10)

Лесные массивы:

— хвойных и смешанных пород;

— лиственных пород

Жилые и общественные здания

Места массового пребывания людей

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

Торговые киоски

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

— маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС

Технологические установки категорий Ан. Бн, Гн здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007

Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)

Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Движение транспортных средств на территории АЗС,как правило, должно быть односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.

Территория станции должна быть освещена в соответствии с действующими нормативами. Места заправки и слива нефтепродуктов, при необходимости, могут быть оборудованы дополнительным освещением.

Ограждение АЗС (при его наличии) должно быть продуваемым. Не допускается озеленение ее территории деревьями хвойных пород, а также деревьями, кустарниками и травами, образующими при цветении волокнистые вещества или опушенные семена. На площадке АЗС должны быть обеспеченны постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также туннелей, каналов и т.п. на территории АЗС запрещается. Приямки для топливораздаточных колонок, кабельные и технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов. Ее освещение в темное время года, особенно места заправки и слива горючего, должно соответствовать существующим нормам.

Схемы генеральных планов АЗС должны учитывать следующие основные технологические требования:

■ возможность заправки топливом автотранспортных средств с левосторонним, правосторонним и двухсторонним расположением топливных баков;

■ независимый подъезд автотранспортных средств к заправочным колонкам;

■ минимальную протяженность коммуникаций топлива;

■ оптимальные радиусы поворота для автотранспорта;

■ достаточную зону отстоя для машин, ожидающих заправки;

■ возможность визуального контроля мест заправки из здания АЗС оператором.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС приведена на рисунке ниже.

Она включает сливные муфты 1, сливные фильтры 2 и задвижки 3, размещенные в сливном колодце, трубопроводы наполнения (приема нефтепродукта) 4, резервуары для топлива 5-8, оснащенные дыхательными клапанами И с огнепреградителями 12, обратные клапаны 9, установленные на трубопроводах выдачи (отпуска) нефтепродукта 10, а также топливораздаточные колонки 13.

Принципиальная технологическая схема традиционной АЗС с трехпродуктовыми колонками (аварийная емкость условно не показана):
I — линия наполнения; II — линия выдачи; III — линия деаэрации; 1 — муфта сливная; 2 — фильтр сливной; 3 — задвижка;
4 — трубопровод наполнения; 5, 6,7,8 — резервуары для топлива; 9 — клапан обратный; 10 — трубопровод выдачи; 11 — клапан дыхательный;
12— огнепреградитель; 13— топливораздаточная колонка

Движение горючего через АЗС осуществляется следующим образом. Топливо, доставленное автоцистернами, по гибким рукавам поступает в сливные муфты 1 и далее,пройдя через сливной фильтр 2 и задвижку 3, по трубопроводу наполнения 4 поступает в резервуар 5 (или 6-8). Вытесняемая при этом паровоздушная смесь через дыхательный клапан 11 поступает в атмосферу. При выдаче топлива оно проходит через обратный клапан 9 и по трубопроводу выдачи 10 через соответствующую открытую задвижку поступает в топливораздаточную колонку 13.

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом (далее - СУГ).

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция (ПАГЗС) - АЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ

Доставка нефтепродуктов на АЗС может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом. Нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.

СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА АЗС

Территория АЗС

Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС". Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливо-раздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи, должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов, работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями, а также подземных сооружений (туннели, каналы и т.п.) запрещается. Приямки для ТРК, кабельные колодцы, технологические колодцы должны быть засыпаны негорючим материалом.

Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

Данный комплекс, как и другие объекты сети, напоминает нечто среднее между самолетом и аэропортом. АЗК расположен на 33 км Средневыборгского шоссе, на пересечении с дорогой на деревню Елизаветинку, и эксплуатируется ООО «Фаэтон - топливная сеть номер 1».

На станции установлена автомойка. Высокоскоростное оборудование немецкой фирмы Christ работает в нескольких режимах и позволяет мыть и полировать до блеска не только корпус, но и колесные диски автомобиля, что является уникальной услугой в Санкт-Петербурге. И что особенно ценно - при минимуме времени на приведение автомобиля в порядок. Буквально несколько минут, и машина сияет чистотой, отмечают в компании.

На данной автоматической мойке установлены порталы фирмы Christ (серии 166) - это новейшее оборудование для бесконтактной мойки, обладающее высоким давлением, благодаря которому в значительной мере снижаются расходы воды и моющих реагентов. В работе мойки используется 90% оборотной воды и высококлассные системы локальных очистных сооружений, что позволяет не наносить вред окружающей среде и заботиться об экологии.