Кто укладывает камни и кирпичи профессия. Лексическая тема "профессии". Кто сказал, что наши не хотят работать

Сценарий урока

Технология 8 класс

Раздел: «Профессиональное самоопределение».

Тема : Профессии и специальности строительной отрасли.

Форма занятия: диспут + игра

Цель занятия : 1. Познакомить учащихся с профессиями и специальностями в строительной отрасли.

2. Дать представление о профессионально важных качествах строительных профессий и специальностей.

3. Подготовить детей к правильному выбору профессии и профиля обучения

Используемая литература: 1.Учебник «Технология» 8 класс для

общеобразовательных учреждений В.Д. Симоненко. Москва,

издательство «Вентана- граф», 2009

2. Технология. Материалы к урокам раздела

«Профессиональное самоопределение» по программе

В.Д. Симоненко, А.Н., Бобровская. Волгоград, издательство

«Учитель», 2007

3. Психологический анализ и профессиограммы.

99 популярных профессий. Е.С. Романова. Санкт - Петербург,

издательство «Питер», 2006

4. Куда пойти учиться? Справочник учреждений

профессионального образования Кемеровской области

2009-2010 учебный год. М.С. Бортникова, К.Р. Журавлёва.

Кемерово, 2009

Оснащение : компьютер, проектор, компьютерная презентация «Архитектура и строительство»

и «Учебные заведения профессионального образования строительной отрасли»

плакаты «Человек славен трудом», «Рабочий - это тот, кто все на свете создаёт»,

на доске кроссворд.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент

Проверить явку учащихся и их готовность к уроку

2. Новый материал

Учитель: Прежде, чем я сообщу, о каких профессиях сегодня пойдёт речь, хочу загадать вам загадку.

Кладет кирпич за кирпичом -

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.

Учащиеся: отвечают, что это строитель.

Учитель : Правильно, сегодня речь на нашем уроке пойдёт остроителях.Строительные профессии очень востребованы в нашей области и городе. И речь не только о рабочих профессиях, специалисты в строительстве тоже нужны.

А какие строительные профессии вы знаете?

Учащиеся: маляр

штукатур

сантехник

электрик

каменщик

Учитель: Молодцы ребята, но это не всё и добавляет:

кровельщик

плиточник

крановщик

экскаваторщик

бульдозерист

архитектор

Учитель: Сейчас сделаем небольшой экскурс в историю архитектуры и строительства.

(Презентация 1)

Учитель: . Итак, что построить дом первым за работу принимается архитектор.

Ученик 1 Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно все нарисовать,

Вычислить, проверить,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

Учитель: Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Какие работы выполняет он? Ровняет поверхность площадки.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

Строитель - одна из, кажется, вечных профессий. Но есть много нюансов, которые необходимо знать, чтобы преуспеть в ней.

Строитель и гастарбайтер - не одно и то же

Многие ошибаются, полагая, что строитель - это тот, кто кладет кирпичи. На самом деле, строителей условно делят на две группы: рабочие строительных специальностей («руки» строительства) и инженерно-технические работники («мозг» строительства). Потому что строитель — это даже не профессия, а собирательное понятие.

«Руки» строительства

Давайте будем честными: далеко не все хотят работать в офисе. Есть и были профессии, созданные для тех, кто уважает работу руками: каменщики, кровельщики, монтажники, маляры, электрогазосварщики… Не было бы этих людей, сегодня мы не жили бы в новостройках, не ездили бы по новым трассам, не ходили бы по современным развлекательным центрам.

Камещник кладет фундамент, строит стены из блоков или кирпичей. Должен знать свойства растворов, системы кладки, требования к качеству кладки, виды деталей и сборных конструкций.
Кровельщик покрывает и ремонтирует крыши, производит гидро-, тепло- и пароизоляцию, готовит материалы для промазки стыков и швов.
Монтажник налаживает проводку и освещение, устанавливает электромоторы, трансформаторы и другое оборудование, проводит воздушные линии и укладывает кабели в землю.
Маляр обеспечивает внешний вид готовых сооружений. Должен знать технологии и методы окраски различного рода поверхностей с заранее нанесенными изоляционными и/или гидроизоляционными покрытиями, химический состав красок и правила подбора колеров, технические условия на отделку и сушку изделий.
Электрогазосварщик сваривает детали‚ узлы, конструкции и трубопроводы из конструкционных сталей‚ чугуна‚ цветных металлов; зачищает и подготавливает к покраске.
Бригадир делает то же самое, что и рабочие, но еще ответственен за общий труд.
Чтобы освоить одну из этих профессий, достаточно обучения в ПТУ. Все перечисленные специальности имеют 5 разрядов (со 2-го по 6-й). Выпускникам ПТУ присваивается 3-й или 4-й разряд. Есть смысл его повысить - разряд влияет на зарплату. Сделать это можно в процессе работы.
На стройке также легко переквалифицироваться - работая в бригаде, реально набраться опыта у сослуживцев и освоить дополнительную специальность.

Карьеру на стройке можно построить в таком направлении: стать бригадиром, потом прорабом.

«Мозг» строительства

Инженер-строитель получает высшее образование по базовой строительной специальности ПГС (промышленное и гражданское строительство).
Внутри профессии есть подразделения: проектировщики, сметчики, производственники, конструкторы, электрики, главные инженеры и т.д.
Инженер должен знать строительные нормы и правила (СНиП), сметно-проектную документацию, ГОСТы. Должен иметь навыки самостоятельного черчения и чтения чертежей. Владеть специальными программами типа Avtocad, ГрандСмета. Многие работодатели в качестве необходимого условия указывают непременное знание технического английского языка.
С дипломом инженера-строителя можно пойти работать на стройку или в ПТО (инженером по подготовке производства, по качеству, инженером-сметчиком).
Если инженер выбирает работу на стройке, его карьера может начаться с должности прораба.
Прораб организует работы на стройке. Он объясняет задания рабочим и контролирует их выполнение. Обеспечивает безопасные условия труда. Заказывает материалы, рассчитывает количество работников, определяет соответствие проекту, ведет документацию.
Дальше карьера инженера может развиваться до начальника отдела или проекта, главного инженера, заместителя или директора строительной фирмы.
Обзор зарплат в сфере строительства*
Специальность Средняя зарплата (руб.)

Обзор зарплат в сфере строительства*

Специальность

Средняя зарплата (руб.)

Москва

Московская область

Казань

каменщик

монтажник

кровельщик

электрогазосварщик

бригадир

проектировщик

конструктор

электрик

главный инженер

* По данным rabota.yandex.ru

Почему быть строителем трудно ?

Если говорить о рабочих специальностях в строительстве, это, конечно, тяжелый труд. Нужно перетаскивать строительные материалы, работать в любую погоду. Работа пыльная в буквальном смысле слова: приходится дышать пылью и вредными веществами. На стройке нередки и несчастные случаи.
Если говорить об инженерах, здесь сложность в высокой ответственности, которая ложится на их плечи.
Но профессия еще не так давно была почетной. Особым уважением пользовалась в послевоенные годы. То, что нам сегодня кажется таким привычным - многоэтажки, магазины, заводы - тогда только начинали массово строить.
В 2000-х в строительство шли за деньгами. Человек «с руками», даже имея начальное образование, мог получать весьма достойную зарплату и подрабатывать при желании.

Но после кризиса 2008 года многое изменилось. Рейтинг профессии резко упал, как и зарплата. Работодатели урезали там, где можно было урезать, многих уволили, многие бригады ушли сами.

Кто сказал, что наши не хотят работать?

Еще в 1990-х и 2000-х на стройках не было мигрантов из южных республик бывшего СССР. Работали россияне, и работа не считалась «грязной». Можно было и квартиру получить, отслужив положенное.
Сейчас же у некоторых складывается впечатление, что россияне не хотят работать на стройке, в ЖКХ и пр., поэтому там работают мигранты. На самом деле, тут палка о двух концах: застройщики гонятся за сверхприбылью, используют дешевую рабочую силу - людей, которым можно недоплачивать, содержать в немыслимых для жизни условиях. Гастарбайтеры согласны на это, россияне - нет.
Ситуация бы разрешилась в пользу «наших», если бы рынок регулировался государством, как это действует, скажем, в США и Великобритании: там установлены минимумы оплаты труда, в России - нет.
Но все-таки нельзя говорить, что россияне не хотят работать. Да, возможно, москвич, получивший высшее образование, не выберет рабочую специальность в строительстве, потому что за такие деньги работать не желает. Но жители Московской области и регионов готовы взяться за эту работу. И спрос на них есть - квалифицированных кадров на стройке всегда не хватает.
«В регионах зарплата в 30 000-40 000 рублей - выше средней. Вот и едут в Москву на заработки. Работа - вахтовым методом: 2 недели там, 2 недели дома. Переезжать насовсем да еще вместе с семьей нет смысла - в Москве жизнь будет хуже из-за отсутствия своего жилья».
Юрий, 55 лет

Согласно статистике сайта rjob.ru за 2012 г., самыми востребованными строительными специальностями являются монтажники. На 2-м месте электрики, на 3-м - конструкторы.

Цель тестовых заданий:

· Объективно и беспристрастно оценить знание каждого учащегося по теме «Технология кирпичной кладки»;

Задание для тестируемого:

«Выберите из представленных вариантов правильный ответ на поставленный вопрос»

1. Как называется конструкция из кирпичей, уложенных на строительном растворе в определенном порядке?

А) каменная кладка.

Б) пирамида.

В) строительный участок.

Г) стена.

2. Как называют крайние ряды кирпича или камней в ряду кладки, образующие поверхность кладки?

А) забутка.

Б) версты.

3. Как называют ряд кладки из кирпичей, обращенных к наружной поверхности стены длинной боковой гранью?

А) забутовочный.

Б) тычковый.

В) постель.

Г) ложковый.

4. Как называют ряд кладки из кирпичей, обращенных к наружной поверхности стены короткой гранью?

А) забутовочный.

Б) тычковый.

В) постель.

Г) ложковый.

5. Как называют кирпичи и камни, уложенные между наружной и внутренней верстами?

А) забутка.

Б) верста.

В) постель.

6. Как называют способность кладки сохранять свое положение при действии нагрузок?

А) прочность.

Б) крепость.

В) устойчивость.

Г) равновесие.

7. Как называют порядок укладки кирпичей (камней) относительно друг друга?

А) система перевязки.

Б) порядовка.

В) каменная кладка.

Г) каменная конструкция.

8. Как называется отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с деревянной ручкой, которая предназначена для разравнивания раствора по кладке, заполнения раствором вертикальных швов и подрезки в швах лишнего раствора?

А) растворная лопата.

Б) швабровка.

В) кельма.

Г) расшивка.

9. Как называется инструмент, который служит для подачи и расстилания раствора на стене, перемешивания его в ящике?

А) растворная лопата.

Б) кельма.

В) швабровка.

Г) расшивка.

10. Как называется инструмент, которым обрабатывают швы, т. е. придают им определенную форму?

А) порядовка.

Б) швабровка.

В) кельма.

Г) расшивка.

11. Как называется инструмент, который каменщик использует при рубке целого кирпича на неполномерные и при теске кирпича?

А) молоток-кирочка.

В) кельма.

12 . Как называется инструмент, предназначенный для очистки вентиляционных и дымовых каналов от выступившего из швов раствора, а также для более полного заполнения раствором и заглаживания швов в каналах?

А) швабра.

Б) швабровка.

В) кельма.

13. Как называется инструмент состоящий из стального конусообразного корпуса, крученого шнура и алюминиевой планки, служит для проверки вертикальности стен, простенков, столбов и углов кладки?

А) правило.

В) уровень.

Г) причалка.

14. Какой инструмент применяют для проверки горизонтальности и вертикальности кладки?

А) правило.

В) уровень.

Г) шаблон.

15. Как называет инструмент, который представляет собой отфугованную деревянную рейку сечением 30х80 мм, длиной 1,5...2м или дюралюминиевую рейку специального профиля длиной 1,2 м, предназначенную для проверки лицевой поверхности кладки?

А) правило.

В) шаблон

Г) уровень.

16. Какой инструмент применяют для проверки прямоугольности закладываемых углов?

А) правило.

В) уровень.

Г) угольник.

17. Как называют крученый шнур толщиной 3 мм, который натягивают при кладке верст между порядовками и маяками как ориентир для обеспечения прямолинейности и горизонтальности рядов кладки?

А) порядовка.

В) правило.

Г) шнур - причалка.

18. Как называется приспособление из уголков, труб или деревянных реек с нанесенными на них делениями, соответственно толщине горизонтальных рядов кладки (77 мм)?

А) порядовка.

В) правило.

Г) шаблон.

19. Как называется участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади, в пределах которой размещают материалы, приспособления, инструменты и передвигается сам каменщик?

А) система перевязки.

Б) рабочее место.

В) зона материалов.

Г) строительная зона.

20.По какой системе перевязки укладывают столбы и простенки?

А) Однорядная;

Б) Ступенчатая;

В) Многорядная;

Г) Трёхрядная

21.Какими приёмами укладки кирпича пользуется каменщик?

А) «рядовая»

Б) «вприсык»

В) «вприжым»

Г) «вполуприсык»

22.Какие системы перевязки кладки вы знаете?

А) Однорядная

Б) Ступенчатая

В) Многорядная

Г) Трёхрядная

23.Прочность, какой системы перевязки кладки выше:

А) Однорядной.

Б) Многорядной.

В) Трёхрядной.

Г) Двухрядной.

24.Толщина горизонтальных швов каменной кладки должна быть

25.Какие из названных операций относится к кладке стен:

А) Отпуск;

Б) Шлифование;

В) Раскладка;

Г) Никелирование.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:

Мы часто засматриваемся на строгие линии высотных зданий, промышленных комплексов и жилых домов, которые компактно растягиваются по всему городу. В построении этих зданий принимали участие специалисты, профессия которых известна человечеству тысячи лет – это каменщики. Ремесло передавалось из поколения в поколения на протяжении столетий, именно благодаря каменщикам мы можем любоваться архитектурными произведениями искусства Венеции, Милана, Санкт-Петербурга.

С древних времени каменщик выполнял всю работу самостоятельно: замешивал и переносил раствор, возводил здание. Сегодня работа специалиста не предусматривает подсобных работ, все необходимые смеси и материалы изготавливаются на заводах, и доставляются на площадку с помощью техники.

Что делает каменщик

Что делает и чем занимается каменщик? Наряду с укладкой камня, в обязанности рабочего входит монтаж железобетонных перекрытий, панелей и других сборных деталей здания.

Профессия каменщик очень ответственная, от качества кладки кирпича зависит надежность конструкции. Работу необходимо выполнять быстро и ловко, при этом не забывать о стандартах и правилах.

На первый взгляд работа может показаться однообразной и монотонной, однако специалисту необходимо на глаз оценивать результаты своей работы, правильность швов, горизонтальных и вертикальных уровней. Особенно сложны с технической точки зрения возведение арок, колонн и сводов. Они должны точно соответствовать дизайнерскому замыслу, быть прочными и красивыми.

Согласно исследованиям, самые высокие зарплаты получают специалисты в Республике Алтай и Ханты-Мансийском автономном округе.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии каменщик

Преимущества:

  • приличные заработки, так же возможен дополнительный доход за счет халтур;
  • профессиональные навыки наверняка пригодятся в жизни;
  • ранний уход на пенсию.

Недостатки:

  • трудная обстановка для работы – шум инструментов, скрежет железа;
  • работа не всегда в приятных климатических условиях (холод, снег, дождь);
  • стройка – это потенциально опасное место для здоровья и жизни человека.

Где учиться и как стать каменщиком

Профессия каменщик предполагает работу в команде. Специалист должен быть выносливым и физически сильным, так как основная часть работы проходит на открытом воздухе.

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева;
  • Екатеринбургский колледж транспортного строительства;
  • Казанский Строительный Колледж;
  • ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Названия разных профессий.
Назначение разных профессий.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

ГЛАГОЛЫ: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

ОДИН - МНОГО.
Учитель — учителя — учителей.
Врач — врачи — врачей.
Продавец — продавцы — продавцов.
Пекарь — пекари — пекарей.
Фотограф — фотографы — фотографов.
Портной — портные — портных.
Доярка — доярки — доярок.
Почтальон — почтальоны — почтальонов.

НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ (детям от 6 лет):
Он художник, а она — художница.
Он учитель, а она — ... .
Он писатель, а она — ... .
Он проводник, а она — ... .
Он певец, а она — ... .
Он переводчик, а она — ... .

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Учитель — учит читать, писать, считать.
Пожарный — тушит пожар.
Строитель — строит и ремонтирует дома.
Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.
Фотограф — фотографирует.
Повар — ... .
Портной — ... .
Парикмахер — ... .
Библиотекарь — ... .
Врач — ... .
Писатель — ... .
Водитель — ... .
Тракторист — ... .
Доярка — ... .
Птичница — ... .

КОМУ ЧТО НАДО ДЛЯ РАБОТЫ?
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди.
Врачу — лекарство, белый халат, градусник.
Художнику — ... .
Учителю — ... .
Портному — ... .
Маляру — ... .
Рыболову — ... .
Продавцу — ... .
Садовнику — ... .
Плотнику — ... .
Доярке — ... .
Трактористу — ... .

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ (детям от 6 лет).
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на кране? (Крановщик.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто ухаживает за птицами? (Птичница).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто играет на рояле? (Пианист.)

ПУТАНИЦА.
Маляр шьет одежду.
Водитель управляет самолетом.
Парикмахер вяжет кофту.
Библиотекарь разносит почту.
Фотограф сочиняет музыку.
Тракторист шьет одежду.

ОПИШИ ПРОФЕССИЮ ПО ПЛАНУ:
Название профессии.
Какие инструменты нужны для работы по этой профессии.
Что делает человек этой профессии.

НАЗОВИ (детям от 6 лет):
Детского врача — ... (педиатр).
Зубного врача — ... (стоматолог).
Глазного врача — ... (окулист).
Врача, делающего операции, — ... (хирург).
Врача, лечащего нервы, — ... (невропатолог).
Помощник врача — ... (медицинская сестра).

Медицинскую одежду - ...(колпак, косынка, халат, перчатки).
Медицинские инструменты - ...(шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет).

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.)
Назовите профессии своих родителей.
Для чего нужны профессии?
Кем вы хотите стать, когда вырастете?
Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
С нами будут не страшны
Газы вам угарные.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места - и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? - … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить).

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок).

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).

Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Рубанок в руки - работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).

Ходит кран подъемный - огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить -
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Ир-ир-ир-мой папа...(командир).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).

Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).