«Птицы — наши верные друзья!» Экологическое развлечение для детей средней-старшей группы. Викторина «Птицы — наши верные друзья» для средней группы Чтение слов и предложений

Воспитатель приглашает детей в круг радости!

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вместе скажем:

Дружба наша так крепка:

Вот тебе моя рука.

Снова в круг мы вместе встанем,

Руку дружбы всем протянем!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: А сейчас я прочту стихотворение:

Если снег по всюду тает,

День становиться длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

Воспитатель: Ребята, а когда наступает весна?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Доскажи словечко». Я буду начинать фразу, а вы будете самостоятельно ее заканчивать.

-Погода весной какая?

-Ручьи весной что делают?

-Солнце весной какое?

-Сосульки весной что делают?

-Весной травка вырастает какая?

-Снег что делает?

-Весной птицы что делают?

-От куда?

Воспитатель: Ребята, и тема нашего занятия «Птицы наши верные друзья»

(раздается стук в дверь влетает Каркуша)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела птичка.

Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я – Каркуша! Летела мимо вашей школы и случайно услышала, как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятишки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит.

Каркуша: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Я буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то из шкатулки появится птица. Хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка Қарлығаш)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку.

Раздалось «ку-ку, ку-ку»

(Кукушка Көкек)

На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовет его?

(Скворец Қараторғай)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица?

(Грач Ұзақ)

После каждой правильной отгадки, фигурки птиц прикрепляют на дереве.

Каркуша: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Я вижу вы все немного приустали. И я хочу с вами выполнить физминутку.

Физминутка

Ой, летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

(Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, Клю, клю, клю.

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, давайте, повторим какие птицы прилетели к нам на наше дерево. Воспитатель: Каркуша, тебе понравилось играть с ребятами? Останешься с нами?

Каркуша: Кар! Кар! Да! Конечно останусь и послушаю вас. Ведь перед отлетом птиц я с ними немного поссорилась, до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой край. Я ведь никуда не улетаю!

Воспитатель: Каркуша, садись, сейчас мы тебе об этом расскажем!

Наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам очень сложно добыть себе пищу. Поэтому они улетают. И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают (Ребята назовите пожалуйста тех птиц, которые остаются зимовать).А когда наступает весна, птицы возвращаются обратно.

Каркуша: Кар!Кар! Спасибо, наконец- то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, так как мне легче добыть пищу зимой, потому что я я не только питаюсь насекомыми.

Значит я была не права и обидела перелетных птиц… Ребята, я сейчас не надолго улечу, мне нужно исправить свою ошибку.

Воспитатель : Ребята, пока наша гостья улетела, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, как наше дерево повеселело. Давайте, еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Назови кого не стало» . Когда вы закроете глаза, я спрячу одну из птиц. Открыв глаза вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

А вы сами хотели бы стать птичками?

Для этого вы должны взять на столе волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. А сейчас выберите себе шапочку и оденьте ее, и встаньте снова в круг.

Воспитатель: Я вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной.

-Раз, два, три (хлопают в ладоши)

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)

И быстро в птичку превратись.

Воспитатель: А теперь назовите в какую птичку вы превратились (название птиц должно соответствовать на шапочке).

Ребята, сейчас вы все превратились в птичек. Самые первые прилетают к нам грачи. Все детки кто грачи встаньте в группку, следующие прилетают к нам скворцы также в группку встаньте, кукушки тоже встаньте в группу и самые последние прилетают ласточки. Молодцы! Ребята, весной когда птицы прилетают они делают гнезда и откладывают яички, а из них вылупляются птенчики.

Вот и вы сейчас соедините ладони, это будет ваше гнездышко. А я вам положу перышко.

И мы с вами выполним упражнение«Согрей птенчика» (вдох через нос, выдох через рот). А теперь чей птенчик дальше улетит (глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подходит к конце наше занятие.

Вам понравилось?

Что вам понравилось?

О каких птицах мы сегодня с вами говорили?

Назовите их?

Воспитатель: А сейчас я вам всем вручу медальки на память, чтоб вы никогда не забывали птиц, которые прилетают к нам весной.(Воспитатель вручает медальки детям).

Каркуша: Кар!Кар! Ребята, я знаю как извиниться перед перелетными птицами. Я принесла скворечник и немного корма. Давайте сейчас все вместе выйдем и прикрепим скворечник


Классный час во 2 классе на тему

«Птицы - наши верные друзья»

Цель: прививать любовь к птицам, воспитывать экологическую культуру у учащихся.

Ребята, послушайте и отгадайте загадки.

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая (Ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют,

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут . (Снегирь)

Длиннохвоста, белобока,

А зовут её … (Сорока)

Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Итак, о чём пойдет речь сегодня? (О птицах)

Птицы – эталон прекрасного на Земле. Это удивительные творения природы. Они радуют нас своей подвижностью, и голосом и обликом.

Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?

Конечно же, самое главное: птицы летают и, у каждой свой стиль в полёте. Орлы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься на высоту до 9 км. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полёте, но при этом они ещё постоянно поют. У птиц необычное острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.

Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней. Послушайте.

Например, у скворцов нет своей песни. Они все прекрасные звукоподражатели.

Часто школьники ломают в лесу и в парке кусты, ветки деревьев. Бывают и такие, которые разоряют птичьи гнёзда.

Надо жить под девизом: «Любить и охранять родную природу!».

Ребята, с природой надо дружить.

Ученик читает стихотворение.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьи гнёзда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Давайте все вместе прослушаем песню «Лесной марш», а кто знает,пусть подпевает.

Музыка Юрия Чичкова
Слова Петра Синявского

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой Родины.

Припев:

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!

Мелькают наших песен огоньки.
Шагаем мы лесами-перелесками
Под кедрами красавицы-тайги,
Под соснами полесскими.

Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостней покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники – леса –
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы – ее помощники
.

Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Лес полон диковинок. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты человек пришёл в лес? С добром или нет? Попробуем ответить на эти вопросы.

Лесные зимние поляны – как гладкие страницы большой книги.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Послушайте, о чём говорят птицы между собой. (Разыгрывается диалог между детьми в ролях Дятла и Зяблика)

Дятел: Мне, заблик, без носа, как без рук. Семян еловых захочешь, носом стучи. Короеда несчастного выбить - и того носом. Голова кругом. А весной ещё и на барабане носом играй. Стучи во всю мочь по сушине. Греми на весь лес, иначе дятлихи и слушать не хотят. Того и гляди с носом останешься.

Зяблик: Ох, дятел, и стукатливая у тебя жизнь. Все носом, да носом - того и гляди без носа останешься.

Как вы понимаете смысл фразы «сносом останешься»?

Почему дятел не улетает на зиму?

Почему дятла называют санитаром леса?

Люди много наблюдали за птицами и придумали много пословиц, в которых упоминаются птицы.

(Пословицы выведены на экран)

Прочитаем пословицы и попробуем объяснить их значение.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

- А сейчас викторина о птицах.

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королёк)

Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка )

Любимое лакомство глухарей? (Хвоя)

Какая птица лучше всех поёт? (Соловей)

- Трели соловья слышны на расстоянии несколько сотен метров.

Как называются птицы, которые улетели?

Назовите перелётных птиц. Почему они улетают на юг?

А кто знает, как птицы догадываются, куда лететь на зиму?

Да, это действительно загадка природы: в результате опытов выяснилось, что кроме врожденного чувства направления, птицы способны ориентироваться. Летящие днём – по горам, рекам, морям, крупным городам. Летящие ночью – по звёздам, луне.

А какие птицы улетают первыми? (Стрижи)

Какие птицы улетают последними? (Водоплавающие) Почему?

Что страшнее птицам: голод или холод?

Нередко в лесу можно найти в дуплах и гнёздах мёртвых птиц. Они погибают не от холода, а из-за отсутствия пищи. Что же мы должны сделать, чтобы не пришлось встречать весну без птичьих песен? (Ответы детей).

Мы попадаем с вами на птичью поляну. (На экране «Птичья столовая»). Посмотрите сколько здесь птиц.

Все они просят у нас угощения:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет всем зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Читает ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучайте птиц в мороз к своему окну. Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

Вы, подкармливая птиц, в трудную пору, можете спасти их от голодной смерти. Поэтому каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. На балконе, в парке, в лесу-везде можно устроить для птиц столовую.

Сегодня вы принесли много кормушек и мы откроем нашу школьную птичью столовую, так как считаем, что «Птицы –наши верные друзья! «

Пусть пернатые прилетают к нам, здесь их каждый день будет ждать свежий корм до наступления теплых весенних дней. (Ребята отправляются в школьный парк и сад развешивать кормушки).

Задание:

1. Наблюдать, какие птицы будут прилетать к кормушкам.

2.Установить дежурство по уходу за кормушками и пополнению их кормом..

Энже Паранина

Здравствуйте, Уважаемые коллеги!

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости. Чтобы данные значимости сохранить и требования к их исполнению превратить в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы. В нашем детском саду уделяется огромное внимание теме экологии . Читаем художественную литературу, делаем различные интересные работы, разрабатываем небольшие сценарии.

Со своими детьми, мы выучили одно из стихотворений «Новая столовая» автор З. Александрова, и я решила попробовать его инсценировать, добавила ведущего и слова птиц , и вот что у меня получилось :

Ребёнок : Незаметно зима наступает,

С каждым днём холодней и темней,

Первый снег всю траву засыпает,

Семена не отыщешь на ней.

Но летим мы к хорошим ребятам,

Тем, которые помнят о нас.

Там у них по кормушкам припрятан

Хлебных корочек вкусный запас.

НОВАЯ СТОЛОВАЯ!

Ведущий (ребёнок) : Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синица прилетели.

Синица : Я - проворная синица,

Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь :

С солнышком проснусь,

Загляну в твоё окошко.

Дай мне семечек немножко.

Твоя помощь мне нужна,

Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю :

Тебе песенку дарю.

Ведущий (ребёнок) : А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Снегирь : Мы зовёмся снегири!

Наши грудки – цвет зари !

Прилетаем мы зимой,

Мы не любим летний зной.

Нам морозы не беда,

Семена для нас еда.

Есть рябина, ясень, клён,

Подорожник, вкусный лён.

Мы на месте не сидим,

А летаем и едим!

Ведущий (ребёнок) : И вороны были в среду ,

Мы не ждали их к обеду.

Ворона : Я – умнейшая ворона,

Мне бы царство и корону.

Хоть живу в своём гнезде,

Но бываю я везде.

Наблюдаю за людьми,

Их домами, их детьми.

Пусть считают любопытной,

Но найду кусочек сытный

Или попросту стащу,

Своих деток угощу!

Не расстанусь я с тобой

Даже лютою зимой!

Ведущий (ребёнок) : А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьёв.

Воробей : Я –воробушек обычный,

К русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда,

Если ты кладёшь в кормушку

Хлеба вкусного краюшку.

Птицам крошек не жалей ,

Станет другом воробей.

Ведущий (ребёнок) : В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

Голубь : Я – самая мирная птица ,

Я сизый простой голубок

Привык рядом с вами сел

Мне нравится ваш город

Немного мне надо еды,

От вьюг на чердак бы укрыться

Спасите меня от беды!

Ведущий (ребёнок) : А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Сорока : Я весёлая сорока.

Я сорока – белобока.

Я летала по лесам.

Побывала тут и там.

Ведущий : В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец…

Скворец : Я скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик оживаю.

Птицы : Птиц , ребята не надо ловить.

Надо птиц всегда любить .

Птичьих гнёзд не разорять,

Зимою птицам помогать .

Их жалеть оберегать.

Ребёнок : Незаметно зима и промчится,

Будет солнце опять припекать,

Если дружишь, беды не случится,

Если с детства привык помогать.

Пусть летит наша добрая песня

В каждый сад, каждый двор, каждый дом.

Этот мир станет только чудесней,

Если птицы поют за окном .

Песня : «МОИ ПТИЦЫ " музыка и слова Е. Шаламоновой

под музыку дети (птицы ) уходят.

Вед.: Хорошие слова, правда, друзья ?

Без птичьего племени трудно представить Землю.

Дети :Птицы наши верные помощники и друзья , они радуют нас своими песнями, птицы санитары леса .

Воспитатель : - Ребята, а чем вы подкармливаете птиц зимой ?

(ответы детей : хлебушком, зернышком, салом и др.)

А чем питаются птицы летом ? (зернами, ягодами, насекомыми и др.)

Правильно молодцы.

Делаем кормушки. Кормим птиц

Коллективная работа : Птицы - наши верные друзья !


Конструирование и аппликация из цветной бумаги и картона


Оригами "Лебеди"


Птицы – наши пернатые друзья
Цель: формирование элементов экологической культуры у детей.
Расширение знаний учащихся о птицах.
Загадка
Верст не считал,
По дороге не езжал,
А за морем бывал. (Птица)
Спрашивают иногда: кто два раза рождается.
Конечно, вы все ответите, что это птицы

Слайд 2
Много разных птиц живет в наших лесах: дятлы и синицы, дрозды
и пеночки, поползни и совы…
Каждая птица живет по – своему. Одна любит лиственный лес, другую
только в ельнике встретишь. Одна насекомых на коре дерева ищет,
другая на земле отыскивает, а третья вообще семенами питается,
четвертая высоко в небе ловит насекомых. Одни птицы гнездо на сучке
вьют, другие в густой траве его прячут, а есть и такие, что дупло в
дереве долбят.
Послушаем стихи о птицах.
Любят птицы поговорить весной. Послушаем их телефонный
разговор.
­ Алло, алло, сорока? Говорит сойка!
­ Привет, кума! ­ Привет, привет!
­ Приметы весны видны? ­ Видны, видны уже проталины.
­ Грачи прилетели? ­ Да, вчера были уже на березе.
­ Гнезда строят? ­ Строят, строят.
­ Узнай, какие новости. ­ Узнаю, узнаю.
­ До встречи, сорока! ­ До скорой, сойка!
­ Да, я сорока!
В родном краю. В. Степанов.
Запела птица, но несмело,
Как будто тронула струну.
Она, наверное, не хотела
Тревожить утром тишину.
Не бойся, пой смелее, птица.
Ведь ты поешь в родном краю,
Где так прелестно продудется
Под песню звонкую твою.
Воробышки. С. Есенин
Воробышки игривые, Озябли пташки малые,
Как детки сиротливые, Голодные, усталые,
Прижались у окна. И жмутся поплотней.
А по двору метелица А вьюга с ревом бешеным
Ковром шёлковым стелется, Стучит по ставням свешенным
Да больно холодна. И злится все сильней.
Лесной главврач. Басня. А. Фетцер
Выбирали птицы Птицам важно говорит:
Главврача больницы. – Я хирург, и спору нет,
Две сороки сгоряча У меня и нос – пинцет.
Предложили взять грача. Я лечу осины,

­ Но какой же доктор грач? Елки и рябины,
Он не врач. Пихты, вязы и дубы,
­ Может быть, синицу? Телеграфные столбы.
­ Тоже не годится. Стукну столб – поет струною.
Просит слова дать желна ­ Больше столб не беспокою.
Дятла черного жена: А порою
­ Я, желна, Под корою
Сказать должна, Короеда я открою.
Просто я поражена, Для березы короед
Просто непонятно, Натворил немало бед.
Как забыли дятла: Стук – и нету короеда.
Все глядят на дятла: Так с утра и до обеда
Он одет опрятно, Я стучу –
Пиджачок атласный, Больных лечу.
И беретик красный. – Кра! – вскричали два
Он сидит, грача. –
Кору долбит. Лучше нету главврача.
Хорошо летом в лесу! Солнце пробивается сквозь ветки,
золотыми зайчиками играет на коре берез и осин, пятнами рассыпается
на кустах. Негромко, нежно шумят деревья листвой, будто
переговариваются. Птичьи голоса слышны со всех сторон – любят птицы
такой веселый солнечный лес!
Сценка. На лесной поляне.
Автор. Как – то вместе собрались
На лесной поляне птицы:
И снегирь, и Воробей,
Сорока, Галка две Синицы.
Овсяница. Чирк – чирк! Хулиганьё!
Ой, болит крыло мое!
Вы видали? Вы видали?
Как в меня снежком попали?
Автор. Причитает овсяница.
Овсяница. Ох, и бедная я птица!
Вот мальчишки, вот беда!
И не скрыться никуда!
Снег для них – одна забава,
А для нас погибель, право!
Синица 1 . Что кричишь ты, Овсяница?
Автор. Говорит ей вдруг Синица.
Синица 1 . Ведь снежок – то – ерунда!
Голод – страшная беда!

Снег покрыл кругом поля,
Вся белешенька земля.
Чем кормиться, как нам жить?
Как нам, бедным птицам, быть?
Синица 2. Ох, и трудно нам, сестрички:
Автор. Вторит ей еще синичка.
Синица 2. Целый день порой летаем,
Чтобы крошечки найти.
Говорят, что погибают
Девять нас из десяти.
Автор. Галка, что едва жива,
Тоже вставила слова…
Галка. Я согласна, в такой холод
Главный враг наш – это голод!
Овсяница Что, Воробышек, молчишь,
Крылья вниз, и сам дрожишь?
Воробей. Как же мне – то не дрожать,
Видно, скоро умирать,
Не нашел я крошки хлеба,
Где сегодня только не был!
Синица 1. Подождите, не грустите,
Ведь зимою этим птицам
Корма будет очень много:
Крошки хлеба и пшеница…
Cнегирь. А откуда этот слух?
Не Сорока ли натрещала?
Ей давно никто не верит,
Прибаутку рассказала!
Сорока. Я трещала? Сочиняла?
Вот что я вчера узнала:
В школах дети не зевают,
Как помочь нам точно знают.
И кормушки мастерят
Дружно, споро, вместе, в лад.
Синица 2. Их накроют прочной крышей,
Такой, что ветер не сорвет,
И там, в удобной очень нише,
Зимою птица корм найдет.
Автор. Птицам трудно выживать
В стужу и мороз,
Значит, надо помогать
Им, друзья, всерьез!
Зима пройдет, и птичьи трели

Пробудят землю ото сна,
Сольются с звуками капели,
И к нам скорей придет весна!
Птицы к нам уже прилетели. Многие птицы питаются
насекомыми. Перед вами весы с насекомыми.
Слайд 3
Полезных насекомых больше, но и вредителей немало. Наши крылатые
друзья помогают ими бороться, они уничтожают вредных насекомых.
И очень беспокоятся, когда взрослые и дети трогают птичьи гнезда, яйца,
а иногда и птенцов. Многие не только трогают, а берут домой и птенцы
погибают. В лесу не только трогать гнезда нельзя, даже и шуметь,
кричать нельзя.
Учащиеся исполнят песню « У дороги чибис»
Давайте познакомимся с некоторыми птицами поближе.
Самые лучшие певцы у нас: в роще соловей, в поле – жаворонок, в лесу –
певчий дрозд.
Слайд 4
Самые искусные строители – синица – ремез, иволга, ласточки.
Слайд 5
Самые лучшие летуны. Проворней всех ласточки, но сокол – чеглок и их
ловит на лету. Дальше всех и выше всех летают орлы и грифы. Быстрей
всех стриж.
Слайд 6
Самые дружные – чайки, береговушки, скворцы. Тронь одного, все за
него горой.
Слайд 7
Самые яркие – иволга, сизоворонка, щурка золотистая, султанская
курица, фазан, утка – мандаринка.
Слайд 8
Самые смешные: ходулочник – весь – то он как клубочек на спицах,
пеликан – нос мешком, колпик – нос ложкой – поварешкой, топорок –
нос расписным колпачком.
Слайд 9
Самые большие и сильные у нас птицы – орел беркут, бородач, лебедь –
кликун и дрофа.
Слайд 10
Самые пушистые – совеныши.
Слайд 11
Мы немножко отдохнем. Физкульминутка.

Я буду называть зверей и птиц. Если я назову птицу, то вы должны
высоко руки поднять и помахать ими. Если же я назову животных, то вы
должны хлопать.
Начитаем игру.
Ворона, галка, корова, тигр, лебедь, трясогузка, чайка, волк,
ласточка, лиса, медведь, тетерев, еж, рябчик, поползень, бобр, клест,
синица.
Ребята, а животных нужно ли охранять?
­ Да, они тоже очень большую пользу приносят.
Сейчас ребята 1 б класса покажут сценку «Под грибком»
Встречи с животными, особенно дикими, трудно или совсем
невозможно запланировать. Ведь это не растения, которые растут на
одном месте. Животные бегают, прыгают, летают, многие из них очень
осторожны, ловко прячутся от человека. Поэтому, увидев животное,
постарайтесь его не спугнуть. Внимательно его рассмотрите,
понаблюдайте за его поведением. Очень полезно при наблюдении
шепотом, тихо – тихо, проговаривать, что именно вы видите.
Мы с вами сейчас просто понаблюдаем за птицами, внимательно
посмотрим на птиц и постараемся запомнить названия некоторых птиц.
А потом будет викторина. Мы проверим, кто же из вас самый
наблюдательный и очень внимательный.
Слайды 12 ­ 44
А сейчас послушайте птичьи разговоры и ответьте на вопросы. А
чтобы ответить на вопросы надо очень внимательно послушать.
Слайды 49 – 50 (Вопросы и ответы на слайдах)
Кто как спит?
­ Ты заяц, как спишь?
­ Как положено ­ лежа.
­ А ты, тетерев, как?
­ А я – сидя.
­ А ты, цапля?
­ я стоя.
­ Выходит, друзья, что я – летучая мышь, ловчее всех вас сплю, удобнее
всех отдыхаю.
Как же спит летучая мышь?
Ответ: вниз головой.
Слайд 45
Сорока и снегирь
­ Эй, увалень, как звать – то тебя?
Откуда, красногрудый, к нам прилетел?

Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?
Нет, не воды, а…
Что набрал в рот снегирь?
Ответ: рябину.
Слайд 46
Крот и филин
­ Слушай, филин, неужели ты меня проглотить можешь?
­ Могу, крот, могу, я такой.
­ Неужто и зайчонка проглотишь?
­ И зайчонка проглочу.
­ Ну а ежа? Хе – хе …
Как вы думаете, сможет ли филин проглотить ежа?
Ответ: да, а иголки выплюнет.
Слайд 47
Сорока и оляпка
­ Ой – ой – ой! Оляпка, никак купаться вздумала?
­ И плавать, и нырять.
­ А замерзнешь?
­ У меня перо теплое.
­ А намокнешь?
­ У меня перо водоотталкивающее.
­ А утонешь?
­ Я плавать умею!
­ А проголодаешься после купания?
Что ответила оляпка?
Ответ: « А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить; потому
и называют меня еще водяным воробьем».
Слайд 48
Пословицы о птицах, о лесе.
Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.
1. Лес не школа, а всех учит.
2. Нет птицы мудрее, чем сова. Всем в лесу голова!
3. Невидимый соловей, да слышный.
4. Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьев.
5. Дятлу без носа, как волку без ног.
6. Любит кукушка чужие гнезда считать.
7. Назвали птицу козодоем, а она и молока в рот не берет.
8. Спорила галка с вороном: кто черней?
9. Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.
10.Красива птица, да имя чечевица.
Мне грустно! А. Майков

Мне грустно! Меня раздражает
И солнце осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу –
Пустое гнездо под окном;
В нем ласточек речи не слышу;
Солома обветрилась в нем…
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок,
Как любо им было, когда
Пять маленьких быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый – то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

Про всех на свете. Б. Заходер
Все – все, все на свете,
На свете нужны!
И Мошки не меньше нужны,
Чем слоны,
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, ­
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем – то
Не очень дружны –
Мы все – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто – нибудь

Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – все, на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Мы надеемся, что вы сегодня много узнали о птицах.
И еще: нельзя было не сказать о беде, в которой оказалась природа. На
протяжении веков люди брали у неё все, что хотели, ничего и никого не
жалея, не задумывались о последствиях. Немало растений и животных
из – за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот – вот исчезнут.
Вместо лесов во многих по вине людей появились пустыни, а вместо
чистых речек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых
нельзя купаться. На лесных опушках год от года все меньше бабочек,
стрекоз, цветов. Зато все больше мусора, кострищ, поломанных деревьев.
Невидимыми нитями связаны все в природе. Связаны между собой
неживая и живая природа, растения и животные. Да и человек тысячами
нитей связан с окружающей его природой. Растения важны для человека
потому, что это лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе,
в окружении растений мы наилучшим образом отдыхаем,
восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье.
Ребята, прислушайтесь, пожалуйста, я сейчас приведу примеры,
которые вы должны знать и рассказывать своим друзьям.
1 гектар хвойного леса в день выделяет до 30 килограммов эфирного
масла, которое уничтожает все микроорганизмы в атмосфере и таким
образом очищает воздух. За год тот же гектар леса очищает 18
миллионов кубических метров воздуха. Кроме того, лес является
гигантским пылесосом: он забирает из воздуха ежегодно 36 тонн пыли.
Еще один пример приведу. Я думаю, что вам интересно!
Только одно лиственное дерево дуб «вырабатывает» за час 1,7
килограмма кислорода. Дневная продукция такого «кислородного
завода» может удовлетворить потребность в чистом воздухе не менее 64
человек. Одновременно за этот же час дуб перерабатывает 2,35
кубических метров ядовитой окиси углерода – угарного газа – из
выхлопных газов автомобилей.
Вся растительность земного шара за год забирает из атмосферы около
550 миллиардов тонн углерода и возвращает 440 миллиардов тонн
кислорода.
Напоминаем правила.
Слайды 51 ­ 63
Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И
обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду.

Литература
Русских В. Д. Занимательные занятия с юннатами. – Ижевск, 1981
Плешаков А.А. Зеленые страницы.­ Москва «Просвещение» 1998
Плешаков А. А. Атлас – определитель «От Земли до неба»­ М. 2000
Ляшенко Е.А. . Школа юного краеведа. Волгоград, 2007

Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.