Общие данные проекта. В каком объёме приводить перечень нормативных документов? Клятва гипа

Достаточно виза ГИПа на титульном листе
У нас ежегодно проводит аудит территориальная организация стандартизации
и замечаний на этот счет не было
Я и не только я уже сообщали о том,что выполняйте свой комплект документации как считаете правильно
Создается впечатлениечто только Ваша организация из армии проектных институтов выполняет РД
правильно
Больше комментариев с моей стороны не будет
Повторяю,что этот вопрос уже "оскомину" создал и не пора ли нам уделять полезное время для разработки рабочей документации

Мне не понятно ваше неудовольствие. Если вам не интересно или вы все решили для себя так и действительно не стоит тратить время на обсуждение я вас к этому не принуждаю. Тем более что по этой теме ваше мнение было известно еще до ее создания. И я писал Вам об этом, говоря, что мне интересно не только мое и ваше мнения по данному вопросу а также и других специалистов. Также я не не в коем случае не утверждал, о каком то превосходстве ни моей компании не себя лично, как проектировщика, в отличаете от вас. У нас просто идет спор о правилах оформления и только притом основаные на ваших замечаниях к моему проекту. Конечно я стараюсь защитить свой проект, как бы и вы поступили на моем месте. Но я готов разобраться во всем и сделать соответствующие изменения в дальнейшем проектировании, я думаю что каждый уважающий себя проектировщик хочет выпускать документацию правильно оформленную.

8.7 Титульные листы томов проектной документации оформляют подписями:

- руководителя или главного инженера организации;

Главного инженера (архитектора) проекта.

Подписи главного инженера (архитектора) проекта являются обязательными на листах общих данных по рабочим чертежам, наиболее значимых листах рабочих чертежей, графической части проектной и отчетной изыскательской документации;

о обязательном наличии клятвы ГИПа и перечня нормативных документов в ОД я уже ссылки выкладывал.

Отсюда делаем вывод. Не смотря на отсутствие замечаний территориальной организации стандартизации (не думаю что там Большие Специалисты) и вашего огромного опыта, который я очень уважаю,с точки зрения неоднократно вами упоминаемого ГОСТ 21.1101-2009, ОД вы оформляете не правильно, впрочем как и большинство (если не сказать все) присутствующие здесь (да и не только здесь), не исключая меня.
Кто в большей степени нарушает, кто в меньшей, но похвастаться абсолютно грамотными хотя бы ОД не смог никто (надеемся что кто то есть тем более что обещали) и это на самом деле прискорбно. Остается только стыдливо признать этот факт, не смотря на свои регалии и заслуги, сделать работу на ошибками и впредь выполнять требования. В принципе для этого и создал эту тему.

Размещено 01.04.2015

М. С. Подольский, Председатель Подкомитета по организации деятельности Главных инженеров проектов Комитета по технологическому проекти-рованию объектов производственного назначения Национального объединения проектировщиков и изыскателей, Научный руково-дитель Международной школы Главных инженеров (Главных ар-хитекторов) проектов при МГСУ


А. В. Литвинов, Заместитель Генерального директора Консультационного центра «ЦНИО-проект», член Совета Международной школы Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов при МГСУ


В современных условиях хозяйствования заказчик имеет возможность выбирать проектную организацию (ПО) по оптимальному для себя соотношению сроков, цены и качества предлагаемых услуг. При кажущемся равенстве перечисленных критериев именно качество проектной документации может стать решающим условием успеха ПО в конкурентной борьбе. Качество проектной документации оценивается как по объективным параметрам – соответствию требованиям действующих норм и правил, так и по субъективным – максимальному удовлетворению требований заказчика. И те, и другие параметры постоянно меняются: заказчики переходят от типового проектирования к индивидуальному, ежемесячно выходят изменения и дополнения к нормативно-технической и законодательной базам, появляются новые строительные материалы, новое оборудование, технологии и т. п. Привычное заказчик «удовлетворён» или «не удовлетворён» проектной документацией дополняется необходимостью постоянно повышать удовлетворенность заказчика, и это заложено в идеологию международных стандартов ISO серии 9000.


Чтобы обеспечить необходимое качество продукции, ПО должна если не идти в ногу с научно-техническим прогрессом, то хотя бы не отставать, предлагая заказчику новые, оригинальные и надежные проектные решения.


Что мешает реальному совершенствованию работы Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов (ГИПов)? По нашему мнению, во-первых, сложившиеся неправильные стереотипы относительно места и роли ГИПа в процессе проектирования, которые передаются из поколения в поколение проектировщиков, во-вторых, недостаточная квалификация руководителей ПО в вопросах, связанных с деятельностью ГИПов, что не позволяет им принимать адекватные решения, в-третьих, отсутствие чёткого представления о том, из чего состоит качество проектного решения и за какую его часть несет ответственность ГИП, в-четвёртых, упрощённое понимание механизма формирования качества, в том числе, когда он реализуется у субпроектировщиков, и, наконец, в-пятых, потому что большинством проектировщиков пока не осознается важность роли ГИПа в снижении себестоимости проектных работ.


Было бы неправильным думать, что руководители ПО и сами ГИПы не хотят устранить вышеуказанные причины, однако их попытки не приносят заметного результата, т. к. вместо того, чтобы опираться на факты, которые с очевидностью диктуют правильные решения, они руководствуются прошлым опытом и субъективными мнениями, которые не отвечают требованиям времени.


В процессе обсуждения этих вопросов мы часто оказывались по разные стороны баррикады с многими нашими коллегами – со своеобразным «коллективным оппонентом», взгляды которого формировались исторически и который до настоящего времени живёт в прошлой экономической реальности. Эта статья – дополнительные возражения «коллективному оппоненту».


Как известно, современный менеджмент рекомендует документальное оформление важных регламентаций, но появлению любого регламента должно предшествовать формирование принципов, которые устанавливают, например, «вдоль или поперёк реки» будет строиться мост. Это важнейшая часть нормотворчества. На этом этапе должен быть достигнут консенсус в профессиональном сообществе, после чего любое регламентное ограничение не должно противоречить согласованным принципам.


К сожалению, в действительности торжествуют «плохие стереотипы», которые в большинстве случаев не имеют отношения не только к науке об организации и управлении производством, но зачастую просто к здравому смыслу.


Остановимся на некоторых, на наш взгляд, ошибочных представлениях, избавление от которых – реальный резерв в развитии проектного дела:


1. ГИП отвечает за качество проектной (рабочей) документации, т. е. ГИП отвечает за всё.


Так не может быть. Требования к должности или, как сегодня говорят, «ответственность и полномочия» ГИПа исторически соотносились с усложнениями требований к объектам проектирования, а также с изменениями ожиданий заказчиков в отношении результатов проектирования. В прошлом проектированием и строительством руководил один специалист, который принимал все решения. В настоящее время основная задача ГИПа - обеспечение необходимой динамики инвестиций, а также доходов заказчику от реализации проекта, достаточных для компенсации инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска. Таким образом, все решения при проектировании ГИП принимает по критерию экономической эффективности проектирования, строительства и эксплуатации объекта. Отсюда и требования к его квалификации. Все же остальные участники процесса проектирования принимают решения по критерию технической оптимальности, и реализуется это условие в процессе согласования проектных решений главными специалистами по разделам проекта.


2. «Клятва» ГИПа снимает с остальных участников проектирования ответственность за качество проектной (рабочей) документации.


Другими словами, ГИП несёт ответственность за соблюдение в проекте норм и стандартов по проектированию, строительству и эксплуатации объектов, стандартов саморегулируемых организаций, индивидуальных требований заказчика к техническому уровню и качеству, архитектурной выразительности и социальной значимости объектов. Считаем необходимым вернуться к смыслам: ответственность за что и в каких случаях.


Очевидно, что ответственность может наступить, если выявлен негативный результат работы, которую специалист выполнил лично или лично её проверил; если есть соответствующая подпись, подкреплённая датой, а также документально закреплено, за что и перед кем несётся ответственность и когда заканчивается. Это обязательные условия для наступления персональной ответственности. В противном случае торжествует коллективная безответственность. Приведем пример. Как известно, на чертежах должны быть подписи: «разработал», «проверил» и «нормоконтроль». Обратим внимание на то, что подписи приводятся в терминах действий, т. е. отвечают на вопрос: что сделал? - разработал; что сделал? - выполнил нормоконтроль и т. д. Нельзя допускать «самодеятельности» проектных организаций и появления на чертежах подписей начальников отделов, главных специалистов, главных инженеров проектов и т. д. Акценты смещаются, и подписи начинают определять не «что сделал», а «кто сделал».


Как уже говорилось, подпись олицетворяет ответственность. Нет подписи - нет ответственности. Поскольку ответственность имеет границы, то следует договориться о том, где они проходят, т. е. сделать так, чтобы все одинаково понимали область ответственности. Смысл договоренности в следующем: на каждом чертеже есть содержание («что» изображено) и оформление («как» изображено). Исполнитель несёт ответственность за содержание и оформление. За содержание - перед проверяющим, за оформление - перед нормоконтролёром. Ответственность исполнителя прекращается в тот момент, когда свои подписи поставят проверяющий и нормоконтролёр. Далее необходимо определить, перед кем проверяющий и нормоконтролёр несут ответственность. В идеале это должен быть заказчик, реально заинтересованный в соответствии подписи и результата. В самой проектной организации найти следующих за проверяющим и нормоконтролером невозможно. Но может ли это быть ГИП? В таком случае подпись ГИПа будет означать, что он ещё раз проверил содержание и оформление чертежа и взял ответственность на себя, в том числе за «за соблюдение в проекте норм и стандартов по проектированию, строительству и эксплуатации объектов…» и т. д. и т. п. Но проверить всё проектные решения на выполнение всех стандартов и всех требований ГИП физически не может. Поэтому возложение на ГИПа ответственности вообще за всё - не более чем заклинание, формальное из-за невозможности выполнения и опасное в случае необходимости наказать за чужую вину. ГИП только один из многих авторов пьесы под названием «подготовка проектной документации».


3. Если что-то серьёзное произойдет на объекте строительства, то первым «посадят» ГИПа.


Если произойдёт действительно что-то серьёзное, то следователь, назначив судебно-техническую экспертизу или проведя несколько таких экспертиз, определит того проектировщика, который, например, выполнил расчёт конструкции и применил неверный коэффициент, потом определит того, кто проверял расчёт и именно этому человеку предъявит обвинение, но суд при определённых обстоятельствах может наказать исполнителя и проверяющего.


4. ГИП должен быть самым квалифицированным проектировщиком по всем разделам проекта.


Понятно, что такого просто не может быть, потому что в проектной документации не меньше десяти специализированных разделов, работа над которыми предполагает наличие более двадцати специальностей. Этот «плохой стереотип» распространяется также на представление о назначении специалиста на должность ГИПа. Однако решение о назначении ГИПа целесообразно принимать на основе конкурсного отбора и руководствоваться совершенно другими критериями.


Претендент на должность ГИПа должен обосновать претендентом возможности достижения более высоких технико-экономических показателей проектируемого объекта, сокращения первоначальных сроков проектирования и строительства, сокращения трудоёмкости (себестоимости) проектных работ, более выгодных для проектной организации условий расчётов с участниками работ, а также расширения состава дополнительных требований заказчика по объекту проектирования (7.2.1 «д» ГОСТ Р ИСО 9001-2008) и т. п. Особое значение имеет репутация ГИПа: характер, коммуникабельность, исполнительность, обязательность, деловитость, пунктуальность, порядочность, умение договариваться, внимательность, вежливость, отзывчивость, работоспособность и т. п.


Для гражданских объектов преимуществом при назначении на должность Главного архитектора проекта (ГАПа) может быть наличие экономического и архитектурного образования. Второй приоритет - экономическое образование, третий - архитектурное и, наконец, просто инженерное.


Для промышленных объектов (технологическое проектирование) преимуществом при назначении на должность Главного инженера проекта (ГИПа) может быть наличие экономического образования и технологического, соответствующего специфике объекта проектирования. Второй приоритет - экономическое образование, третий - технологическое и, наконец, просто инженерное.


И в первом, и во втором случаях у ГИПа (ГАПа) должна быть квалификация по управлению проектом. По результатам конкурсного отбора ГИП назначается на должность соответствующим приказом руководителя ПО.


5. Если возникают разногласия между главными специалистами по разделам проекта, то ГИП принимает окончательное решение.


Представим такую картину: Главный специалист – электрик по своему разделу проекта принял решение, что распределительный щит будет между такими-то осями и на такой-то отметке здания. Главный специалист - теплотехник в этом же месте расположил тепловой пункт. Они приходят к ГИПу, чтобы тот их «помирил». Естественно, что квалификация каждого из Главных специалистов по соответствующей специальности выше, чем у ГИПа. Если ГИП будет обсуждать с ними этот вопрос в предлагаемой технической плоскости, то он заведомо находится в невыгодном положении. Он должен перевести обсуждение в экономическую плоскость, сказав, что один вариант стоит столько-то, а другой – столько-то, с учётом не только затрат на строительство, но и эксплуатационных затрат, а также возможного риска, связанного с изменением стоимости оборудования. Принимая и обосновывая своё решение под экономическим углом зрения, ГИП, который несёт за это решение ответственность перед инвестором, должен добиваться от специалистов соответствующего технического решения. Сегодня мало кто из ГИПов может так действовать, но это предназначение ГИПа, его часть ответственности за качества проектных решений.


6. У ГИПа должна быть в первую очередь техническая специальность.


Мы уже говорили о том, какая специальность и почему должна быть у ГИПа. В условиях ускоренных темпов научно-технического развития качество проектной документации напрямую зависит от систематического повышения квалификации ГИПов. Сегодня ГИП должен быть компетентным в области организации и управления процессом проектирования, методов обеспечения экономической эффективности проектирования, строительства и эксплуатации объекта, чтобы получить свою должность на конкурсной основе. Но даже успешно работающие ГИПы ощущают недостаточность своих знаний по этим вопросам, пытаются самостоятельно компенсировать пробелы в своих компетенциях.


Для решения этих задач по инициативе Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения НОПРИЗ и Института строительства и архитектуры (ИСА) Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (МГСУ), при участии Консультационного центра «ЦНИО-проект» и Комитета по непрерывному профессиональному образованию в строительной отрасли Российского союза строителей (РСС) организована Международная школа Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов. В состав Совета Школы вошли известные в Российской Федерации и странах СНГ специалисты в области проектирования и обеспечения качества проектной (рабочей) документации. Председатель Совета Международной школы Главных инженеров (Главных архитекторов) проектов Мещерин Игорь Викторович имеет уникальный опыт работы и ГАПом и ГИПом в СССР, России, США и Италии.


Информация о Международной школе ГИПов (ГАПов), в том числе о проведении конкретных курсов размещается на сайтах ИСА МГСУ, Национального объединения проектировщиков и изыскателей, ЦНИО-проекта, а также на сайтах «Проектант» в Российской Федерации, Казахстане, Беларуси и Украине.


Главная цель Международной Школы ГИПов – путё м повышения квалификации обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров ГИПов. Отвечающие современным требованиям программы, практическая направленность курсов позволяют удовлетворять потребности технологического и архитектурно-строительного проектирования, поддерживать непрерывный профессиональный рост и воспроизводство ГИПов, а также готовить по заказам проектных организаций кадровый резерв для замещения должностей ГИПов.


В «образовательном портфеле» Международной школы ГИПов два основных продукта:




Предлагаемая система переподготовки ГИПов является гибкой, адекватной потребностям времени, отвечающей на реальные запросы чрезвычайно загруженных практической работой проектировщиков. В содержании программ сбалансированы теоретические и практические знания, а также опыт управления проектированием. Очень важно, что программа предполагает широкий территориальный охват слушателей и удобство обучения, в том числе за счёт использования современных принципов, форм и методов обучения: модульности, обучения «до результата», вариативности сроков обучения, дистанционности обучения и т. д.


Основные темы, которые обсуждаются на курсах Международной школе ГИПов при МГСУ:


1. Ситуация на строительном рынке и её влияние на деятельность ГИПа.


2. Основные изменения в содержании понятия «система менеджмента качества» применительно к работе ГИПа.


3. Распределение в проектной организации (ПО) ответственности за разработку проектных решений и их качество между первым руководителем, главным инженером, директором по производству, ГИПом, техническим отделом и производственными отделами (мастерскими) в процессе подготовки, выпуска и реализации в строительстве проектной (технической) документации, включая контроль, проверку, анализ, согласование, валидацию и утверждение проектно-сметной документации.


4. Уточнение роли и места ГИПов в «сквозном процессе» ПО, ориентированном на заказчика: «взаимодействие с заказчиками ПО» – «формирование и поддержка портфеля заказов ПО» – «подготовка и выпуск/реализация проектной (рабочей) документации» – «сопровождение реализации проекта в строительстве» – «исполнение гарантийных обязательств по проектам ПО, реализованным в строительстве».


5. Начальник производственного подразделения: проектировщик или руководитель (менеджер)? Взаимодействие с ГИПами. Основные объекты управления начальника производственного подразделения: трудовые ресурсы, работы, время, финансы, материальные ресурсы; подчинённость, полномочия, основные функциональные обязанности (ответственность) руководителя производственного подразделения, критерии оценки его деятельности.


6. Процедура «запуска» работ по подготовке проектной документации в соответствии с заключенным договором генпроектирования. Примерный договор подряда с субподрядной проектной организацией (СПО); процедуры оценки, выбора (отбора) и переоценки СПО; понятия субподряда и аутсорсинга.


7. Взаимодействие ГИПа с договорным отделом, техническим архивом, отделом выпуска проектов. Основные требования к ГИПу в системе исполнительной дисциплины.


8. Анализ новых обязанностей ГИПа; типовая должностная инструкция ГИПа; требования к ГИПу при проведении авторского надзора (в том числе субпроектировщиками); ГИП и вопросы технического перевооружения, расширения предприятия, модернизации, капитального ремонта и т. д.


9. Мониторинг удовлетворённости заказчиков процессами и результатами работы проектной организации.


10. Роль ГИПа при расширении видов продукции (услуг) проектной организации. Формирование репутации ГИПа в среде участников инвестиционного проекта.


11. Управление субпроектировщиками. Современные требования к подбору участников проектирования.


12. Комментарии к проектам новых организационно-методических документов для ГИПов: Стандарту профессиональной деятельности ГИПа, Рекомендациям по организации деятельности ГИПа, ПрофилюГИПа, Требованиям к подготовке и назначению на должность ГИПа, которые разрабатываются в Подкомитете по организации деятельности Главных инженеров проектов Комитета по технологическому проектированию объектов производственного назначения НОП в текущем году.


13. Ведение переговоров при заключении контрактов и определении договорных цен. Виды контрактов.


14. Взаимодействие с государственной и негосударственной экспертизами.


15. Юридические и организационные основы проектирования, нормативные документы, имеющие отношение к работе ГИПов, в том числе ГОСТ Р 54869-2011, а также система ЕВРОКОДОВ.


16. Стоимость проектных работ. Базисно-индексный и ресурсный методы расчета стоимости. Формы сметной документации. Оценка экономической эффективности проектных решений.


17. Менеджмент рисков проекта. Определение и идентификация рисков (категории рисков, известные риски и неизвестные риски, величина риска, вероятность возникновения и степень влияния риска); составление бюджета управления рисками; определение вероятности исполнения заданных сроков и бюджета проекта; методы реагирования на риск (избежание, передача, смягчение и принятие); контроль симптомов рисков.


18. Участие в торгах на получение подряда на проектно-изыскательские работы.


19. Основные положения системы менеджмента качества в проектной организации, соответствующей требованиям ГОСТ ISO 9001-2015.


20. Функции и содержание технического надзора заказчика. Государственный строительный надзор.


21. Компетенции ГИПа в вопросах самообразования и повышения квалификации.


22. ГИП, ГАП в функциональной, организационной и финансовой структурах проектной организации.


23. Компетенции ГИПа, связанные с маркетингом и продажами.


24. Компетенции ГИПа в вопросах определения его полномочий, прав и ответственности.


25. Компетенции ГИПа в вопросах оценки результативности и эффективности его профессиональной деятельности и мотивации.


С мая 2015 года в Программу Международной школы ГИПов включается дополнительный модуль «Оценка экономической эффективности проектных решений» (30 ак. час.). Общий объём Программы становится 80 ак. час. Занятия по этому модулю проводят преподаватели Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Наци-онального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Слушатели получают также удостоверение ГАСИС.


Предлагаемая Международной школой ГИПов тематика образовательных, консультационных и исследовательских программ ориентирована на решение базовых проблем, стоящих в настоящее время перед проектными организациями, путем реального повышения квалификации ключевых фигур процесса проектирования – ГИПов.


По основным темам Программы Международной школы ГИПов Консультационным центром «ЦНИО-проект» разработаны .


А теперь обратимся к механизму формирования качества проектных решений, чтобы четко и однозначно определить границы ответственности ГИПа.


Несколько общих для проектирования положений:


1. Любой проект для строительства - это совокупность трёх моделей:


Модели будущего объекта (объемно-планировочные и инженерные решения);

Модели его создания (Проект организации строительства);

Модели его эксплуатации (Организация и управление производством).


2. Формирование проектного решения складывается из собственно принятия его, а далее необходимо подтвердить его соответствие, другими словами, проверить. Само принятие проектного решения – это выбор из альтернатив, а подтверждение соответствия имеет много различных вариантов и соответственно много терминов, которые со-ответствуют эти вариантам. В основном варианты зависят от времени, места проведения и эталонов, которые выбираются для подтверждения.


Качество проектного решения состоит из четырёх основных свойств. Каждое из этих свойств кем-то в ПО формируется и кому-то предназначено. Тот, кто формирует свойство качества, несёт за это персональную ответственность. Первое – «техническая возможность», т. е. проектное решение должно быть таким, чтобы его можно было реализовать при строительстве. Оно нужно в первую очередь строительному подрядчику, а формируют его техники, инженеры и главные специалисты производственных подразделений. Второе – «информационная возможность», т. е. в проектном решении должна быть вся необходимая для выполнения строительно-монтажных работ, заказа оборудования, получение всех необходимых разрешений и согласований информация. Она нужна заказчику и строительному подрядчику. Это свойство формируют техники, инженеры и главные специалисты производственных подразделений. Третье – «экономическая целесообразность» проектного решения, т. е. проектное решение должно быть экономически конкурентоспособным в процессе строительства и эксплуатации объекта. Это нужно главному лицу на рынке – инвестору, оно формируется, и несёт за это ответственность ГИП. Четвёртое – «системность», т. е. все проектные решения по проекту должны быть согласованы. Это нужно в первую очередь самим проектировщикам, и несут за это ответственность главные специалисты по разделам проектов.


Проектные решения принимаются на пяти уровнях. Рассмотрим эти уровни на примере конструкторского раздела проекта. Первым уровнем будут «узлы, детали». На этом уровне техники принимают решения по арматурным сеткам, закладным деталям и т. п. Вторым уровнем – «элементы». На этом уровне инженеры проектируют балки, колонны, отдельно стоящие фундаменты и т. п. Третьим – «компоненты». Старшие и ведущие инженеры проектируют перекрытия, покрытия, ограждающие конструкции и т. п. Четвёртый уровень «раздел проекта». На этом уровне главный специалист принимает решение по конструктивной схеме здания и основным прочностным параметрам сооружения. Пятый уровень – «технико-экономические показатели проекта». За принятие решений на этом уровне несёт ответственность ГИП.


Обратимся к «подтверждению соответствия проектного решения». Это контроль, оценка, проверка, анализ, валидация, согласование и утверждение проектных решений. Здесь нам важно определить границы ответственности ГИПа.


Контроль предполагает соотнесение принятого проектного решения с действующими нормами (правилами), т. е. нормативными документами, которые в настоящее время функционируют в строительном комплексе (Градостроительный кодекс Российской Федерации, СНиП, СН, ГОСТ, ВСН и т. п.). Результат контроля – «соответствует» или «не соответствует» проектное решение указанным нормативным документам.


Оценка - та же процедура контроля, только в дополнении к «соответствует» или «не соответствует» указывается, на сколько «соответствует» или «не соответствует». Как правило, результат оценки приводится в количественных показателях, например, противопожарный разрыв между зданиями меньше нормативного на 10 метров.


Так называемый нормоконтроль находится в том же ряду, что и контроль, с той лишь разницей, что для сравнения принятого проектного решения с нормативными документами используются ГОСТы СПДС.


Проверка предполагает сравнение принятого проектного решения с входными проектными данными (задание на проектирование, исходные данные для проектирования, технические условия). ГОСТ ISO 9001-2011 достаточно четко устанавливает требования к проверке проектных решений, в том числе к планированию проверки и фиксированию результатов. В частности, в 7.3.5 сказано, что «в соответствии с запланированными мероприятиями, должна осуществляться проверка для обеспечения того, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям к проектированию и разработке. Должны вестись и сохраняться записи результатов проверки и всех необходимых действий» . Поскольку во «входных данных», как правило, приводятся технико-экономические показатели (требования) к проектной документации, то ГИП проверяет соответствие их фактически полученным.


Анализ – коллективное действие под руководством ГИПа – позволяет спрогнозировать последствия неизменности существующего процесса проектирования с точки зрения технико-экономических характеристик проектных решений, стоимости проектирования и его продолжительности. В пункте 7.3.4 ГОСТ ISO 9001-2011 так же, как и для проверки, устанавливаются требования к анализу, а именно: «На соответствующих стадиях в соответствии с запланированными мероприятиями должны проводиться систематические анализы проектирования и разработки, чтобы оценить способность результатов проектирования и разработки соответствовать требованиям, а также идентифицировать любые [возникшие в ходе проектирования и разработки] проблемы и предложить необходимые действия. В состав участников таких анализов должны включаться представители функций, имеющих отношение к анализируемой стадии проектирования и разработки. Должны вестись и сохраняться записи результатов анализа и всех необходимых действий». Обратим внимание на то, что анализ должен планироваться и его результаты документироваться. Также очевидно, что анализ нельзя проводить в начале проектирования, т. к. ещё нечего анализировать, и в конце проектирования, т. к. «поезд уже ушёл» и процесс завершён. В проектировании ответственность за проведение анализа несёт ГИП. Как правило, ГИП в процессе проектирования периодически собирает руководителей производственных подразделений и главных специалистов по разделам проекта и обсуждает с ними ход проектирования и технико-экономические характеристики принимаемых проектных решений, чтобы быть уверенным, что в конце проектирования полученные проектные материалы будут соответствовать «входным данным».


Согласование предполагает уверенность в том, что данное проектное решение не противоречит проектным решениям по другим разделам проекта, т. е., например, проектное решение конструкторского раздела проекта сравнивается с проектными решениями электротехнического, санитарно-технического или теплотехнического разделов проекта.


Ответственность за то, чтобы согласование было проведено, несёт ГИП, а за правильность согласования несут ответственность соответствующие главные специалисты по разделам проектов.


Напомним, что такое «валидация». В проектировании возможны две ситуации подтверждения: в первом случае это можно сделать непосредственно «на бумаге», т. е. проектное решение находится на экране компьютера. Например, проектным решением является рассчитанная и законструированная балка, которая должна выдерживать соответствующую нагрузку. Для подтверждения соответствия достаточно воспользоваться той же методикой расчета, которая использовалась при принятии этого решения (или альтернативной) и если эта методика апробированная и надёжная, то повторный расчёт даст абсолютную уверенность в правильности проектного решения. Или другой пример, в задании на проектировании указан состав помещений на соответствующем этаже здания и указаны необходимые площади. Проектное решение плана этого этаже легко проверить, сопоставив его с исходными данными. Следует подчеркнуть, что таких проектных решений в общем объёме проектирования – не менее 80-90 процентов. К ним относятся проектные решения, принятые с использованием типовых проектов, типовых узлов и деталей, апробированных индивидуальных раннее разработанных проектных решений, которые используются повторно, каталогов оборудования, которое в установленном порядке сертифицировано и т. д. и т. п. Другими словами, речь идёт о надёжных, испытанных, много раз применённых, не вызывающих сомнений проектных решений.


Вторая ситуация, когда проектное решение нельзя надёжно проверить, используя традиционные приёмы проверки. Их можно проверить только в процессе строительства или эксплуатации построенного объекта, а также проводя специальные испытания в условиях, которые максимально приближены к строительству или эксплуатации объекта. Такая необходимость возникает, когда применяют уже рекомендованные или объявленные в рекламах передовые технологии или материалы, новые методики расчётов, оборудование, которое раньше никогда не применялось, технологические решения, не имеющие аналогов и т. п. Например, на выставке проектировщики познакомились с новым кровельным материалом, который активно рекламируется, и характеристики этого материала впечатляющие.


Может быть принято решение применить данный материал для кровли, площадью 20 тыс. квадратных метров, однако специально оговаривается, что при строительстве нужно вначале выполнить участок кровли в 10 квадратных метров, создать на него динамическую нагрузку в течение определенного времени, налить сверху воду и посмотреть, как при этом ведёт себя нижняя поверхность кровли. Если результат испытаний будет положительным, то проектировщики дадут разрешение на изготовление остальной кровли. Иногда такая необходимость возникает из-за высокой неопределённости геологических условий в сложных районах строительства, когда изыскатели не могут (в том числе, по экономическим соображениям) с достаточной точностью смоделировать грунтовые характеристики в конкретных местах заложения фундаментов. В этих случаях они указывают на необходимость забивки пробных свай и только после этого подтверждают возможность устройства свайного поля под всем объектом.


Вот это и есть валидация проектного решения. Применение валидации свидетельствует о приверженности проектной организации всему новому, передовому. Это признак конкурентоспособности проектных решений, это стремление занять лидирующие позиции в проектировании за счёт непрерывного повышения удовлетворённости заказчиков. Ответственность за сам факт проведения валидации несёт ГИП, за содержание валидации – главные специалисты по разделам проекта.


Утверждение - это разрешение передать законченную проектную документацию заказчику. Это ответственность ГИПа, и он её реализует, когда подписывает накладную перед отправкой документации заказчику.


Теперь обратимся к ответственности ГИПа, связанной со снижением себестоимости проектных работ. Как известно, возможностей снижения себестоимости много, и это «головная боль» руководства и всех ведущих специалистов ПО, т. к. это практически единственный путь роста прибыли проектной организации. Существенный вклад в это вносит ГИП, реализуя ответственность за управление (аутсорсинг) субпроектировщиками.


В настоящее время появилась возможность выбирать субпроектировщиков (СПО) по результатам их оценки, сравнения с конкурентами, регулярной переоценки и появилась ответственность ГИПа за этот выбор. Между субъектами в проектировании начал работать важный принцип, «кто платит, тот заказывает музыку», не только в известном традиционном смысле, но и как требование генпроектировщика (ГП) постоянно думать о повышении (обеспечении) качества и снижении себестоимости проектных работ. Кроме того, Закон устанавливает, что ответственность перед Заказчиком за качество ПСД, разработанной СПО, несёт только ГП. Поэтому необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 и Руководством по применению процессов аутсорсинга // ISO/ТС 176/SC 2/N 630R2, 24 ноября 2003 г.).


В общем случае можно выделить три условных типа СПО:


- «обычные» – СПО, с которыми у ГП нормальные рыночные отношения;

- «ставленники» – креатура заказчика, отношения ГП с которыми определяет заказчик.


На примере отношений с СПО рассмотрим последовательно каждую из подсистем, учитывая, что ГИП в некоторых случаях принимает решения, а в других – участвует в их принятии.


Оценка, выбор и повторная оценка субпроектировщиков.


Эта подсистема состоит из двух блоков:


Формирование и ведение Списка (базы данных, реестра и т.п.) одобренных СПО и его актуализация;

Выбор СПО из указанного Списка для выполнения работ по конкретному проекту.


Выполнение работ в рамках первого блока – функция технического отдела ПО, в рамках второго – обязанность ГИП.


Для формирования Списка технический отдел ПО осуществляет поиск, оценку, выбор и повторную оценку СПО в соответствии с потребностями ПО с применением разработанных совместно с ГИПами критериев.


Понятно, что такой подход не гарантирует полную адекватность СПО ожиданиям ГП ввиду сложности формализации некоторых вопросов. Например, вопроса относительно наличия действующей СМК и её соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011. СПО отвечает, что СМК функционирует и соответствует, о чём свидетельствует сертификат «N»- го органа по сертификации. Опыт оценки выполнения тех или иных требований ГОСТ ISO 9001-2011 саморегулируемыми организациями проектировщиков свидетельствует о том, что более 90% сертификатов получены формально, просто «куплены» и часто не имеют никакого отношения к конкретной СПО. Получается, что ГП несёт реальную ответственность за качество проектной (рабочей) документации, подготовленной СПО, но при этом выбор СПО базируется на «заверениях» самого СПО в виде ответов на вопросы анкеты. При проектировании конкретного объекта ГИП, как правило, выбирает подходящую СПО из Списка, руководствуясь дополнительными критериями, в том числе территориальным расположением СПО, информированностью СПО о свойствах конкретной площадки строительства, предыдущими контактами с определенным Заказчиком, готовностью СПО к выполнению заказа и другие.


Перед принятием решения о привлечении СПО к проектированию ГИП должен побывать непосредственно в организации. Это новая обязанность ГИПа. Такая технология предусмотрена стандартами ISO серии 9000 и носит название аудита «второй стороной». Продолжительность проведения аудита второй стороной не более одного рабочего дня (оптимально 3-4 часа).


Столь короткая продолжительность объясняется тем, что рассматривается не вся система менеджмента качества СПО, а только отдельные ключевые точки. Практика свидетельствует, что если в этих точках всё нормально, то с высокой степенью вероятности СПО соответствует ожиданиям ГП.


Необходимо подчеркнуть, что Заказчик имеет дело только с ГП, с которым у него заключён договор. Остальных участников проекта он может не знать. Следовательно, взаимоотношения с СПО – это исключительно проблема ГП. СПО фактически выступает в качестве дополнительного структурного подразделения ГП, которым он в процессе реализации проекта должен управлять так же, как и «своими» структурными подразделениями, имея в виду сроки и качество проектной (рабочей) документации, разработанной СПО, за которую ГП несёт ответственность перед заказчиком. Этим определяются и обязанности ГП по управлению СПО.


Тип и объём управления СПО может варьироваться в значительном диапазоне: от минимального, когда СПО выдаётся техническое задание и выполненная работа принимается практически без проверки, до максимального, когда требуется, чтобы СПО руководствовалась при выполнении заказа управленческими и иными документами, утверждёнными ГП. При этом осуществляется полная проверка законченной СПО ПСД, в том числе с привлечением независимых экспертов.


Необходимый объём управления определяет ГИП в зависимости от результатов оценки (повторной оценки) СПО, в том числе с учётом информации, полученной при проведении аудита второй стороной, а также в зависимости от запланированных ГП затрат на проведение входного контроля материалов СПО, имея в виду, что эти затраты увеличивают себестоимость работ по проекту.


Особенности управления СПО ГИП должен оформить в «особых условиях» договора субподряда. Технический отдел ГП разрабатывает шаблон таких «особых условий», в котором приводятся практически все возможные и/или необходимые аспекты управления СПО, а ГИП при анализе конкретного договора с СПО включает те способы управления, которые отвечают условиям конкретного проекта. Чем глубже степень управления СПО, тем меньше объём входного контроля проектных материалов СПО, а следовательно и себестоимость ГП.


К таким способам управления могут относиться необ-ходимость:


Согласования с ГП применяемый СПО технологический процесс проектирования или обеспечение выполнения проектных работ с использованием технологического процесса проектирования, которым пользуется ГП;


Согласования рабочего графика проектирования, который СПО должна разработать на основании календарного плана работ, прилагаемого к договору;


Назначения (по согласованию с ГП) конкретного ГИПа (руководителя проекта) по переданному для исполнения заказу (разделу проекта) и т. п.


В зависимости от степени управления СПО объём входного контроля у ГП может варьироваться от 100% до практически отсутствия, т. е. формального пересчёта проектных документов, полученных от СПО.


После передачи законченной ПСД Заказчику или после ввода объекта в эксплуатацию (если проводился авторский надзор) ГИПу необходимо завершить аутсорсинговый проект.


Для этого необходимо:


Проверить наличие документов, подтверждающих приёмку ПСД от СПО, в том числе проверку качества указанной документации;

Провести оценку сотрудничества с СПО и сообщить результаты в технический отдел для корректировки Списка;

Получить от СПО и передать в архив ГП информацию о разработанных индивидуальных эффективных проектных решениях, в том числе в документации СПО, которые можно рекомендовать для повторного применения;

Подготовить официальный отзыв для СПО;

Решить вопрос (при необходимости и возможности) об экономическом стимулировании СПО.


Теперь об обязанности ГИПа, которая связана с участием в формировании «портфеля заказов» и снижением затрат ПО на поиск новых заказчиков.


Речь идёт о том, что согласно п. 7.2.1 «Процессы, связанные с потребителями» ГОСТ ISO 9001-2011 ПО должна определить требования:


1. Установленные заказчиком, включая требования к поставке и деятельности после поставки.

2. Не определенные заказчиком, но необходимые для конкретного или предполагаемого использования ПСД, когда оно известно.

3. Законодательные и другие обязательные, относящиеся к ПСД.

4. Любые дополнительные, определённые ПО.


Что подразумевается под первыми тремя группами требований (1-3), более или менее ясно. Поясним дополнительно, что к «требованиям, не заявленным заказчиком, но необходимым для конкретного или предполагаемого использования ПСД, если оно известно», могут относиться все требования самой ПО, от выполнения которых зависят качество, цена и сроки поставки проектной документации.


Например, если заказчик получает проектно-сметную документацию, которая в соответствии с существующей технологией проектирования хранится определенное время до передачи заказчику в техническом архиве, то требования самой ПО по условиям хранения в архиве указанной документации будут относиться к п. 7.2.1 (2) стандарта. Выполняя требования, указанные в п. 7.2.1 (1-3) стандарта, ПО не может получить конкурентных преимуществ, так как эти требования обязательно реализуют все конкуренты. В условиях рынка «выживает» лишь та ПО, которая может определить и выполнить требования п. 7.2.1 (4). Мы назвали эти требования «предполагаемыми» и уточнили их смысл: во-первых, их «угадывает», формулирует сама ПО, во-вторых, их не утверждают и не согласовывают с заказчиком и, в-третьих, их реализация осуществляется за счёт собственных средств ПО. В результате заказчик получает проектную документацию (услуги) с неожиданными для него параметрами или с параметрами лучше ожидаемых, что гарантирует не просто удовлетворённость заказчика, а вызывает у него восхищение предоставленной ПСД (оказанной услугой). В последнем случае ПО может быть уверена, что заказчик будет к ней возвращаться неоднократно. А сохранить заказчика, как известно, в 5-7 раз дешевле, чем искать нового. В этом суть принципиально нового положения, заложенного в ГОСТ ISO 9001-2011.


Для того чтобы выполнение требования, ука¬зан¬но¬го в п. 7.2.1 (4) стандарта оказывало влияние на формирование конкурентных преимуществ ПО, необходимо определить владельца процесса по формированию предполагаемых требований заказчиков, т. е. одного из руководителей, который установит правила для осуществления этой деятельности. Для ПО владельцем процесса, скорее всего, должен быть главный инженер института. «Хозяином» процесса, т. е. тем специалистом, который формирует предполагаемые требования заказчика по конкретному проекту, должен быть ГИП. Уточним, ГИП несёт ответственность за то, что предполагаемые требования заказчика определены, а за содержание указанных требований несут ответственность главные специалисты производственных подразделений.


Ещё одна обязанность ГИПа образуется при анализе контракта (договора) с заказчиком. Обращение заказчика в ПО может быть в разных вариантах: информация о выигранном тендере (конкурсе); официальное письмо с предложением разработать проектную документацию; телефонный звонок руководителю ПО; неформальное обращение через коллег и т. п. В момент получения одного из вышеуказанных сигналов рекомендуется назначить ГИПа, который будет управлять анализом контракта до подписания его заказчиком.


Эта обязанность ГИПа предполагает:


Определение круга лиц, которые будут участвовать в согласовании проекта договора и распределение ответственности между ними;

Ппривлечение указанных руководителей и специалистов для проведения с заказчиком переговоров (рабочих встреч) по обсуждению отдельных положений проекта договора, в том числе переговоров по определению договорной цены;

Ввыбор из базы шаблонов подходящего варианта для конкретного заказчика и объекта проектирования;

Определение необходимости и возможности привлечения субпроектировщиков и проведение предварительных переговоров с ними;

Оценку рисков, которые могут сопутствовать выполнению ПО своих обязательств по договору.


Каждое из этих действий в сегодняшних условиях существенно отличается от известной нам практики. Например, согласование проекта договора, как правило, оформляется на «Листе согласований», где указывается Ф.И.О и должность соответствующего руководителя, который при положительном решении ставит подпись, отрицательном - письменно аргументирует своё мнение. По нашему мнению, необходимо устанавливать ответственность руководителя за соответствующие пункты проекта договора. Сумма пунктов в «Листе согласований» должна быть равной сумме пунктов в проекте договора. Это обеспечивает персональную ответственность каждого руководителя за выполнимость условий договора проектной организацией и одинаковое понимания соответствующих условий проекта договора проектной организацией и заказчиком и т. д.


Материал настоящей статьи у некоторых проектировщиков может вызвать возражения. Мы готовы к конструктивному обсуждению с коллегами в удобной для них форме.

Обсудить на форуме



О составе разделов проектной документации по нормам РФ и конкретным требованиям к оформлению говорится в постановлении 87. Многих интересует действующее законодательство и его разъяснения к этому постановлению, поэтому следует узнать, что нового в этом законе появилось на этот год, и как выглядит перечень его требований.

о составе проектной документации

В написании этого положения правительство ссылалось на градостроительство и его Российский кодекс. Согласно со ст. 48 этого кодекса было установлено содержание документации. Основные требования принялось вносить Министерство, под компетенцией которого находится строительство, а также служба безопасности Федерации. Также Федерация может получать рекомендации по составлению документов через государственный транспортный орган управления. Дополнительное требование может попасть под внесение по просьбе многих других служб. Первая редакция и пояснения должны были вступать в силу в февраль 2008 года. Тогда в конце февраля было дано обозначение каждому аспекту требований.

Изменения в ФЗ о составе проектной документации

Постановление правительства РФ о составе проектной документации от 16 февраля 2008г 87 с изменениями потребовалось утверждать в январь 2016 года. До этого не один раздел по решению правительства был изменен в апрель и в конце апреля, в декабрь, март, август, июль, май и июнь прошлых лет. Последняя редакция по решению пленума получила небольшое дополнение, а некоторый пункт будет вноситься в новой формулировке. Сегодня можно бесплатно ознакомиться с ред. от 2016 года через ваш компьютер или скачать план положения.

Положение Российской Федерации о составе проектной документации с изменениями содержит такие разделы:

  • Основные положения;
  • Состав проекта на линейный процесс строительства;
  • Состав разделов на капитальный производственный и непроизводственный процесс строительства.

Комментарии к 87 постановлению

Последние комментарии для планировочной документации по этому закону дают понять актуальность новых положений. Например, Федеральный закон имеет список требований к рабочей стадии проектирования. В связи с комментариями можно более точно понять, что делать если исполняется условие из конкретного поста в законе, как действует сила этого постановления и как система проводит технологический надзор.

Клятва ГИПа по 87 постановлению

В этом положении РФ не регламентируется клятва ГИПа, хоть должна быть его записка или запись к проекту. Всегда должно быть заверение, печать и подпись ГИПа. Это позволяет предоставлять информацию о том, что схема проекта написана в соответствие к требованиям, и разработка официально заверена.

Перечень разделов проектной документации по 87 ФЗ

В зависимости от того, на проведение какого строительства требуется применить это положение, изменяется образец и стадийность составления. Всего дополнение закона содержит два вида строительства – линейные объекты и капильное строительство. Стоит классифицировать объект и прилагать к нему правила текстового и графического оформления. Справка по этому вопросу осуждается многими правовыми порталами, например, техэксперт, консультант или консультантплюс. Это говорит, что сегодня порядок написания проектов интересен не для одной организации. Стоит изучить статус для земельного участка, зданий и сооружений по этому закону, и далее следовать ему в написании.

Общая пояснительная записка по 87 постановлению

По тексту положения обосновывается общая пояснительная записка и ее разработка. Проект должен содержать такие тома и разделы, что описаны в постановлении. Например, должна быть указана смета, электроснабжение, важные шифры, доступность сетей, экологический аспект проекта, безопасность и экспертиза, энергоэффективность и прочее. Также сам проект должен выступать как гарант правильности застройки, например, важно сохранение экологии, если это документ на атомный завод или автомойка в городе Москва. Если заблокирован важный общественный узел, или потребуется удалить часть инфраструктуры, нужно приложить разрешения. К готовому документу может применяться брошюровка или фальцовка, а также ставится дата принятия.

Как можно относиться к проектировщикам, которые применяют тридцать лет назад отменённую норму? Лакмусовой бумажкой, проявляющей отсутствие знаний в области проектирования, является включение "клятвы ГИПа" в общие данные.

История восходит по крайней мере к ГОСТ 21.102-79 "СПДС Общие данные по рабочим чертежам":

"12. В левом нижнем углу первого листа общих данных каждого основного комплекта рабочих чертежей в прямоугольной рамке помещают запись главного инженера проекта, удостоверяющую соответствие проекта действующим нормам и правилам, а для зданий или сооружений с пожароопасным и взрывоопасным характером производства, кроме того, - безопасную эксплуатацию их при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий."

Заменивший его ГОСТ 21.101-93 "СПДС Основные требования к рабочей документации" отменил эту норму:

" 2.5.4. В общих указаниях приводят:

4) запись о том, что технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий;"

Заменивший его ГОСТ 21.101-97 "СПДС Основные требования к проектной и рабочей документации" ещё более упростил необходимую фразу:

"4.2.9 В общих указаниях приводят:

г) запись о том, что рабочие чертежи разработаны в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами".

Действующий в настоящее время в России ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» содержит следующую фразу:

"4.3.5 В общих указаниях приводят:

- запись о соответствии рабочей документации заданию на проектирование, выданным техническим условиям, требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил, других документов, содержащих установленные требования".

Нетрудно заметить, что ни в одном из указанных выше нормативных документов, кроме первого, не содержится ни слова о ГИПе. А теперь возьмите первый попавшийся вам под руку основной комплект. Найдите там фразу "о соответствии". В зависимости от формулировки можете примерно оценить возраст выпускавшего документацию проектировщкика:) Если видите "Клятву ГИПа в рамочке", наверняка пенсионер, причём недалёкий: его когда-то так научили, и за 25 лет он не подумал ни разу взглянуть в нормативку.

Для тех, кто сомневается, приведу ещё один аргумент. Существует до сих пор никем не отменённый СНиП 1.06.04-85 "Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта. В нём есть следующие положения:

"2.2. В соответствии с главными задачами на главного инженера (главного архитектора) проекта возлагаются обязанности:

2.2.15. Подтверждение в материалах проекта соответствующей записью , что проектно-сметная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений разработана в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами." Ни слова более, требовавшего бы делать запись отдельно в рабочей документации.

Теперь для коллекции процитирую свой вопрос, вошедший в Сборник разъяснений, выпуск 2 «Сборник разъяснений требований стандартов системы проектной документации для строительства (вопросы и ответы). Выпуск 2. - ОАО «ЦНС», Москва, 2012» :

" 4. Уточните необходимость приводить "клятву ГИПа" на листах общих данных. Данное требование не содержалось даже в ГОСТ 21.101-97, но значительное число проектных организаций продолжает по инерции выполнять требование отмененного ГОСТа 1979-го года.

Ответ: Да, продолжая выполнять "запись о соответствии рабочей документации", как это было в отмененном в 1993 г. ГОСТ 21.102-79, сейчас эти проектные организации нарушают действующий стандарт. Согласно п. 4.3.5 ГОСТ Р 21.1101-2009 запись о соответствии РД заданию на проектирование, выданным ТУ, требованиям действующих ТР, ГОСТов, СП и т.д., приводится в общих указаниях на листах общих данных."

Вопрос продолжает будоражить умы, и в Сборнике разъяснений, выпуск 4 «Сборник разъяснений требований стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС) (вопросы и ответы). Выпуск 4. - ОАО «ЦНС», Москва, 2015» читаем снова:

"Вопрос 5: Нужно ли выносить требование п.4.5.6 ГОСТ Р 21.1101-2013 о соответствии рабочей документации всем нормам и правилам отдельно, в рамке и ставить подпись ГИПа?

Ответ: В ГОСТ Р 21.1101-2013 отсутствуют требования о каком-либо выделении в рамку пункта общих указаний, содержащего "запись о соответствии рабочей документации", и его отдельном подписании ГИПом.

Подпись лица, осуществляющего подготовку рабочей документации (ГИПа), является обязательной в основных надписях на листах общих данных по рабочим чертежам и дополнительных подписей этого же лица под какими-либо сведениями на этих же листах не требуется.

От наличия двух подписей ГИПа в том же самом документе (и чаще всего на том же самом листе) документация не будет в два раза лучше.

Не надо путать пункт в "общих указаниях" в рабочей документации с "заверением проектной организации" в проектной документации "