Простыми словами: госзакупки. Государственный заказ: сущность и правила Что такое государственный заказ

1. Функции государственного заказа

2. Виды процедур размещения заказа

3. Государственный заказ в России

Регулирование

Критика

4. в США

5. Региональные государственные заказы

(сокращенно госзаказ) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России , местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Это размещение заказов на приобретение, органами государственной власти и муниципальных образований, товаров, услуг, работ , у коммерческих предприятий. Получить госзаказ может любая организация, юр. лицо или индивидуальный , удовлетворяющие требования законодательства в области госзаказа и конкурсным требованиям выставляемым госзаказчиком.

Функции государственного заказа

государственный заказ обеспечивает:

Потребности России , государственных заказчиков в товарах, работах , услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует ;

Потребности субъектов России, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов России, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ;

Потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов России, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физ. лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Что такое гос закупки? Ответ на этот вопрос, пожалуй, знает каждый из нас. Под госзаказом обычно подразумевают заявку органов государственной власти и муниципальных образований на приобретение каких-либо товаров или оказание услуг. Услуги и товары могут предоставлять государственным органам бизнесмены. Причём не обязательно представители крупных промышленных компаний и объединений. Нередко госзакупки обслуживают и бизнесмены с гораздо более низким уровнем выгоды и товарооборота. Связано это ещё и с проводимой государством политикой по поддержке частного и мелкого предпринимательства, малых форм бизнеса. Однако причина активности представителей мелкого бизнеса не только в этом. Всё дело в том, что государственный заказ не всегда предполагает крупномасштабное строительство или закупку товаров первой необходимости.

Во время кризиса как никогда стало актуальным участие в тендерах, запросах котировок и аукционах, проводимых различными государственными заказчиками. На Госзаказ обратили внимание не только крупные предприятия, но и субъекты малого и среднего предпринимательства. Госзакупки - это всегда стабильные выплаты в указанный срок, а это очень важно во время кризиса , когда у других потенциальных заказчиков либо нет денег, либо платежи осуществляются не регулярно.

Виды процедур размещения заказа

В соответствии с российским законодательством государственный заказ может быть размещён следующими способами:

Открытый конкурс

Открытый тендер в электронной форме

Запрос котировок

Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Закрытый аукцион

Закрытый конкурс

Государственный заказ в России

государственный заказ в России регулируется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который постоянно корректируется (на сегодня действует 20 федеральных законов, вносящих поправки в 94-ФЗ).

Регулирование

Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в России является Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития

Уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов является Федеральная антимонопольная служба

Критика

Существующее законодательство в России, 94-ФЗ и последующие дополняющие его законодательные акты, подвергаются постоянной критике, как участниками размещения заказов, так и государственными заказчиками. В частности: множество критических статей о 94-ФЗ были опубликованы профессором Института Макроэкономических Исследований Смирновым В. И.


критика законодательства и его исполнения была отражена в Аналитической записке Счетной палаты России по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Комплексный анализ эффективности функционирования существующей системы закупок для государственных нужд».

США

Государственные закупки в США регулируются сводом правил Federal Acquisition Regulation и отличаются от закупок в России, в частности, в необходимости регистрации поставщика как поставщика для государственных нужд, обязательному требований по наличию DUNS номера и высокой степенью раскрытия информации о заказах и заключенным по их результатам государственным контрактам.

Региональные государственные заказы

При грамотной компании региональные государственные заказы могут использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально-экономического развития. Субъекты федерации создают условия для производства значимой продукции и ее реализации. Региональные заказы осуществляются в виде закупки конкретных видов продукции у хозяйствующих субъектов, финансирования работ по созданию и реализации определенных товаров, работ и услуг.

Как показывает отечественная практика, при грамотной фирмы использование механизмов регионального заказа позволяет сократить соответствующие расходы в среднем на 15 - 30 %. В отдельных случаях экономия может достигать 40 %.

Лучшим способом обеспечения конкуренции считается формирование и размещение регионального заказа путем проведения конкурсов, когда за право получения подряда на ту или иную работу борется несколько компаний.

Региональный заказ — это соглашение, заключенное между заказчиком регионального заказа и исполнителем регионального заказа в целях обеспечения нужд субъекта федерации , предусмотренных в составе затрат регионального бюджета . Заказчиком выступает орган исполнительной власти субъекта федерации , осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе регионального заказа и выступающий организатором торгов .

Отношения по обеспечению государственных нужд субъектов федерации регулируются законодательными актами о региональном заказе. Процедуры подготовки и осуществления государственного регионального заказа тесно связаны с региональным бюджетом. Например, согласно закону Ярославской области “О государственном заказе Ярославской области” от 30 сентября 1996 г. правительство области при разработке проекта бюджета определяет государственные нужды в очередном бюджетном периоде в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики области. Государственные нужды на продукцию сельскохозяйственных предприятий устанавливаются на 3 последующих года с корректировкой объема на каждый . Перечень прилагается к проекту регионального бюджета. Государственные нужды, подлежащие финансированию в очередном бюджетном периоде , до принятия бюджета на этот период утверждаются губернатором. Условия размещения госзаказа утверждаются постановлением Правительства области, являются существенными в контракте и изменению не подлежат.


Содержание заказа, сроки его исполнения и способ размещения определяются заказчиком в пределах средств, выделяемых на эти цели из регионального бюджета, и исходя из потребностей субъекта федерации в товарах, работах и услугах. Порядок формирования регионального заказа определяется правовыми актами о бюджетном регулировании в субъекте федерации, а также на основе положения о региональном заказе. В законе о региональном заказе устанавливаются основания и порядок формирования заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения заказа, источники и порядок оплаты, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением, порядок и сроки опубликования сведений о заказе, порядок и сроки проведения торгов .

Исполнительные органы субъекта федерации, ответственные за региональный заказ, должны вести реестр закупки, в котором указываются наименования закупаемых товаров, работ и услуг, наименования и местонахождение исполнителей, цены и даты закупки, сведения о фактическом исполнении региональных заказов. за исполнением реестра закупки осуществляется представительным органом субъекта федерации. Реестр закупки должен подлежать официальному опубликованию в специальном издании в порядке, предусмотренном законом о заказе.

Выделяются следующие формы размещения регионального заказа:

— проведение торгов в форме открытого аукциона;

— проведение торгов в форме закрытого тендера;

— запрос котировок цен товаров, работ и услуг;

— закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя;

— закупки товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций.

В законе о региональном заказе целесообразно устанавливать предельный размер суммы закупки товаров, работ и услуг для нужд субъекта федерации, при превышении которой в обязательном порядке проводятся в форме открытого аукциона. Возможно проведение двухэтапных торгов, если заказчик не может составить спецификации товаров, работ и услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупке товаров, работ и услуг для нужд субъекта федерации, поэтому ему необходимо привлечь заявки на товары , работы и услуги и провести переговоры с претендентами. Или в том случае, если заказчик намерен заключить в целях проведения научных исследований, экспериментов или разработок, приобретения произведений искусства. Также схема применяется, если претенденты не представили конкурсные заявки или все указанные заявки отклонены заказчиком, и проведение новых торгов, по мнению заказчика, не приведет к заключению договоренности .


На первом этапе двухэтапных торгов все претенденты представляют первоначальные конкурсные заявки, содержащие предложения о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг без указания их цены . На втором этапе двухэтапных торгов заказчик предлагает претендентам, принявшим участие в торгах на первом этапе, представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены товаров, работ и услуг. При оценке окончательных конкурсных заявок применяется общий порядок проведения торгов.

Извещение о проведении торгов публикуется организатором торгов, или по его поручению конкурсной комиссией и должно содержать:

— наименование заказчика;

— сведения о времени, месте и порядке проведения торгов, общее описание предмета торгов, сведения об основных показателях товаров, работ и услуг;

— сведения об объеме и о сроках поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг;

— требования, предъявляемые к претенденту и качеству товаров, работ и услуг;

— сведения о размере, сроках и порядке внесения задатка претендентом;

— сведения о проведении предварительного отбора претендентов;

— сведения о месте, сроках, об условиях приобретения товаров, работ и услуг и другие сведения, необходимые для получения конкурсной документации;

— срок заключения соглашения с победителем торгов.

В извещение о проведении торгов могут быть включены и такие сведения, как начальная товаров, работ и услуг в целом, а также отдельных этапов работ. Заказчик предоставляет претендентам всю необходимую информацию, а также конкурсную документацию о предстоящем размещении заказа. За предоставление конкурсной документации с претендентов может взиматься определенная плата.

Предпочтительно, чтобы на каждый вид работ, передаваемых на подряд, претендовало много конкурентов. Один из способов привлечь на торги больше участников, если работы выполняются на значительной территории, состоит в том, чтобы разбить район работ на меньшие участки или разбить заказ на меньшие партии. Если характер работ или товаров не допускает разделения, можно разделить проводимые работы на более узкие функциональные составляющие.

Необходимо как можно шире оповещать организации о предстоящих торгах, предоставлять им больше информации и времени для принятия участия в аукционе. Там, где это целесообразно, желательно придерживаться политики заключения большого числа небольших контрактов, чтобы не допускать зависимости от одного подрядчика и давать возможность большему числу конкурсантов получить подряд. Можно сократить контракты во времени, чтобы они заключались ежегодно, поддерживая постоянный интерес у потенциальных участников торгов. Целесообразно установить, что одновременно с любым из претендентов может заключаться достаточно много контрактов.

Устанавливать требования к услугам, дающим осязаемые материальные результаты, легче, чем к услугам социальной сферы. Чтобы разместить заказ на те или иные услуги, необходимо тщательно подготовить условия контракта. Если участников тендера много, то не стоит заводить огромную массу документов. Многие потенциальные подрядчики в состоянии прекрасно справиться с предлагаемой работой, но это мелкие фирмы, которые не имеют разветвленного административного аппарата, обязательного для государственных организаций. Многие из таких подрядчиков просто не сумеют грамотно заполнить заявки и документы на .

Некоторые проблемы возникают при заключении контрактов, требующих капитальных средств с длительным сроком службы. , получившая подряд на год, часто должна амортизировать оборудование, рассчитанное на 10 лет работы. Самый простой способ решения задачи — заключить контракт с ней на срок службы оборудования, что, однако, равносильно созданию длительной монополии, с чем согласиться невозможно. Считается оптимальным, если капитальное оборудование (например, помещение) принадлежит субъекту федерации, который сдает их в рентау победившему подрядчику по цене, оговоренной в приглашении на подачу заявок.

Количество и качество потенциальных участников часто зависит от процедуры проведения аукциона. На практике был установлен ряд рекомендаций, которые следует выполнять при работе с претендентами:

в условиях тендера должны отсутствовать неясные, противоречивые или ошибочные положения;

условия не должны содержать необоснованных ограничений, которые могут отсеять или дискриминировать потенциально сильных претендентов;

оповещение о предстоящем тендере не должно ограничиваться объявлением в одной газете, целесообразно направлять извещения непосредственно широкому кругу потенциальных подрядчиков;

целесообразно провести встречу с претендентами, на которой можно ответить на возможные вопросы потенциальных подрядчиков, это особенно важно, если подряд на выполнение данной работы выдается впервые;

времени между объявлением о аукционе и временем его проведения должно быть достаточно, чтобы дать возможность участникам подготовить обоснованные предложения ;

необходимо избегать осуществления слишком много запросов по цене от возможных исполнителей, так как до начала аукциона могут появиться несколько претендентов, предлагающих “низкие цены” и использующих возможности лоббирования, что, как правило, дискредитирует весь тендера;

отказ без особых оснований конкурентоспособным предложениям подрывает доверие к будущим приглашениям на торги;

перенос срока торгов, или проведение повторных торгов, когда предложения одного из претендентов не удовлетворяют условиям аукциона (например, отсутствует необходимый документ), нецелесообразно, если выявлен ряд заявок, полностью соответствующих установленным требованиям, в противном случае участники начнут поступать так сознательно, чтобы узнать о предложениях других претендентов;

в приглашении на подачу предложений необходимо указывать дату и время вынесения решения о победителе тендера, при этом между датой завершения аукциона и датой вступления контракта в силу должно пройти достаточно времени, чтобы подрядчик имел возможность подготовиться к выполнению работы.

Размещение регионального заказа осуществляется заказчиком по рекомендации конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии утверждается представительным органом власти.

Представлять интересы заказчика в конкурсной комиссии не могут граждане, являющиеся участниками хозяйственных товариществ и обществ, вкладчиками в товариществах на вере, членами советов директоров открытых акционерных обществ, членами производственных кооперативов, руководителями государственных и унитарных предприятий , которые намерены заключить на исполнение заказа.

Конкурсная комиссия по поручению заказчика дает объявление о размещении регионального заказа, производит сбор конкурсных заявок. Организовывает разработку и распространение конкурсной документации, обеспечивает сбор, хранение, оценку представленных конкурсных заявок, проводит торги и их оформление. Комиссия принимает решение о выборе победителя торгов либо иное решение о результатах размещения заказа и публикует результаты торгов.

Конкурсная комиссия направляет претенденту уведомление в письменной форме о его участии в торгах с указанием даты регистрации конкурсной заявки. С момента отправления уведомления претендент приобретает статус участника торгов.

Конкурсная комиссия вправе отказывать в участии в торгах, если лицо, подавшее конкурсную заявку, не может быть признано исполнителем в соответствии с законодательством; если лицо, подавшее конкурсную заявку, не представило в установленный срок конкурсную документацию, предусмотренную законом о порядке проведения торгов, или конкурсная документация не содержит достаточные и достоверные сведения; если лицо, подавшее конкурсную заявку, не прошло предварительный отбор в соответствии с решением конкурсной комиссии на основе действующего положения о региональном заказе.

Рассмотрение конкурсных заявок в части соответствия их предъявляемым требованиям, а также оценка представленных предложений и выбор победителя торгов осуществляются конкурсной комиссией. Конкурсная комиссия принимает решение о закрытии торгов без объявления победителя и признании торгов несостоявшимися, если до момента закрытия торгов не поступило ни одной конкурсной заявки или в торгах участвовал только один участник. В случае, если представленные конкурсные заявки не соответствуют объявленным условиям конкурсной документации, торги считаются состоявшимися, но имеющими отрицательный результат.

На основании заключения конкурсной комиссии выигравшим торги по аукциону признается лицо, которое предложило лучшие условия. Организатор торгов подписывает в день проведения тендера протокол о результатах торгов, который имеет силу договоренности.

В том случае, если применяется метод запроса котировок цен товаров, работ и услуг, запрос в письменной форме направляется конкурсной комиссией не менее чем трем претендентам. Каждый претендент должен представлять только одну котировку цен товаров, работ и услуг в письменной форме и не имеет права ее изменять.

Размещение регионального заказа закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя возможно, если товары , работы и услуги могут быть получены только от одного исполнителя либо единственный исполнитель обладает исключительными правами в отношении данных товаров, работ и услуг и отсутствует их равноценная замена. Также закупка у единственного исполнителя может применяться, если осуществляется дополнительная закупка товаров, работ и услуг исходя из необходимости стандартизации или обеспечения совместимости их с ранее закупленными товарами, работами и услугами. При этом должны учитываться эффективность первоначальной закупки в части удовлетворения потребностей заказчика, ограниченность объема предполагаемой закупки по сравнению с первоначальной закупкой, разумная цена и неприемлемость альтернативных товаров, работ и услуг при условии, что необходимость дополнительной закупки возникает по объективным причинам, не зависящим от заказчика, и их нельзя было предусмотреть заранее; а также, что невозможно выделить из большого по объему размещенного заказа небольшой по объему заказ без причинения убытков.

Закупка товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций, установленных законодательством России, осуществляется в случае, если в результате чрезвычайной ситуации возникла срочная потребность в определенных товарах, работах и услугах и применение иных способов закупки их нецелесообразно.

Договор на исполнение заказа должен включать в себя следующие существенные условия:

сведения о заказчике и об исполнителе;

наименование заказа, его номенклатуру, объем и цену;

условия и порядок исполнения заказа;

порядок приема исполненного заказа;

порядок расчетов за исполнение заказа;

условия расторжения соглашения сторонами;

ответственность сторон, в том числе условия выплаты неустойки при нарушении исполнителем условий договоренности;

порядок разрешения споров, в том числе досудебное разрешение споров;

другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон. Договором может быть предусмотрен контроль со стороны заказчика за ходом исполнения заказа, а также оказание консультативной и иной помощи исполнителю без вмешательства в его хозяйственную деятельность.

Расходы на оплату заказа утверждаются в соответствии с бюджетной классификацией России в составе расходной части регионального бюджета при принятии бюджета на текущий бюджетный год .

Отдельные подрядчики могут предлагать очень низкую цену, чтобы сделать регион зависимым от себя, а затем, когда придет время возобновлять контракт, значительно поднимают цену на свои услуги. низкой цены возникает тогда, когда претендент уверен, что стоит ему выиграть , у него не останется конкурентов. Органы власти субъекта федерации могут разрушить такие ожидания, приняв меры по усилению конкуренции . Если же характер деятельности таков, что в результате передачи ее на подряд неизбежно возникнет частная , то такую деятельность целесообразно сохранить за регионом до создания условий для конкуренции частных подрядчиков. Конечно, выигравший тендер подрядчик тщательно изучает все стороны работы и может получить некоторое преимущество в конкурентной борьбе с будущими претендентами при следующих торгах. Чтобы избежать такой ситуации, органы власти могут временно снизить условия для участия в первом этапе торгов для новых конкурсантов. До начала нового этапа торгов они могут получить достаточно оперативной информации о планах и графиках работ, штатном расписании и т.п.

Учитывая, что многие работы не могут передаваться частным организациям, в целях увеличения эффективности работы соответствующих государственных служб, действующих в отсутствии конкуренции, руководствоваться следующими принципами:

предоставление возможно более полной финансовой автономии;

часть дополнительно получаемой прибыли должна выделяться на нужды развития данной службы;

частая калькуляция исходной стоимости продукции;

регулярное проведение инвентаризаций и проверок деятельности.

Контроль за исполнением государственного заказа ведется представителем государственного заказчика. Предоставляемые товары, работы, услуги должны отвечать всем требованиям, устанавливаемым действующим законодательством. Представитель государственного заказчика обязан до конца текущего бюджетного периода составить отчет об исполнении государственного заказа региона.

Контроль за выполнением работ может включать в себя проверку жалоб, опрос служб, использующих заказанную продукцию или услуги, прямое наблюдение и проверку производственной документации, а также периодические сопоставления издержек с затратами других подрядчиков и организаций.

Целостное использование системы регионального заказа, согласно которой каждое структурное подразделение представляет подробные заявки на расходы по конкретным, максимально детализированным позициям, позволяет значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств. Представительный орган власти и контролирующие службы получают возможность анализировать поступившие заявки на предмет соответствия существующим нормативам, целесообразности и эффективности расходования средств. Основное преимущество системы единого регионального заказа заключается в том, что расходование средств осуществляют не отраслевые структурные подразделения администрации и соответствующие службы, а специальное подразделение (служба единого заказчика), которое формирует из поступивших заявок проект регионального заказа и после его утверждения производит размещение. Таким образом, удается исключить возможные случаи злоупотреблений и неэффективного расходования средств со стороны отраслевых служб.


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Государственный заказ" в других словарях:

    - (сокращенно госзаказ, госконтрактинг) заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников… … Википедия

    В РФ совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета. Государственный заказ есть форма прямого регулирования хозяйственных связей. По английски:… … Финансовый словарь

    Государственный Заказ - См. Заказ государственный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только… … Экономический словарь - (government order, state order, public contract) ,сокращенно, госзаказ заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов… … Экономико-математический словарь

    государственный заказ - Сокращенно, госзаказ заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. На его… … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ - в РФ предложение, даваемое уполномоченной государственной организацией другой организации о поставке товаров, работ, услуг для федеральных и региональных государственных нужд. Заказчиков, осуществляющих закупку продукции для федеральных нужд,… … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ Современная энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ, в централизованно планируемой экономике задание, выдаваемое предприятию (объединению) вышестоящим органом и обязательное для включения в его производственный план; имеет гарантированное материально техническое обеспечение.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кроме того, это еще и большой риск, ведь за каждую ошибку контролирующие органы будут вас штрафовать. К тому же для участия нужны опытные юристы, способные правильно заполнить все формы и подать заявку. Этот текст позволит познакомиться только с азами закупок. Опытные участники утверждают, что даже интенсивные курсы на сотни часов и опыт работы в несколько месяцев не спасают от ошибок.

Наказания за ошибки при участии в торгах

В этот раз мы начнем не с объяснения, о чем мы пишем, а с наказаний, потому что это главное препятствие для участия в госзакупках для многих сельхозпроизводителей, особенно фермеров, у которых нет штата опытных юристов и бухгалтеров.

Просто перечислим, за какие провинности вас могут оштрафовать, даже если вы ошиблись случайно:

  • Нарушение составления контракта: в зависимости от причины – от 1% от стоимости заказа (но от 50 до 300 тыс. руб.). Но возможны варианты двухкратной стоимости ущерба
  • Невыполнение требований контролирующего органа может стоить 0,5 млн рублей
  • Недостоверная информация в документах – 100 тыс. рублей
  • Изменение цены или других условий – 200 тыс. рублей
Никакие аргументы, что сырье подорожало или были непреодолимые обстоятельства, не подействуют. Поэтому многие бояться госзакупок как огня. Договориться, как иногда удается двум бизнесменам, в этом случае невозможно.

Какими бывают госзакупки

Госзакупки осуществляются в пяти разных формах и между ними есть различия, которые необходимо знать для успешной подачи заявок. Формы подачи заявок всегда публикуются вместе с информацией о закупках. Часто надо просто заполнить все формы и прислать документы из списка на сайте. Практически всегда публикуется инструкция по заполнению форм. Если их нет, что бывает редко, заявки присылают в произвольной форме.

Конкурс

Фактические это торги, в которых побеждает лучшее предложение. Цена не имеет решающего значения, поэтому важно учитывать все требования заказчика. Если заказ содержит государственную тайну, то конкурс будет закрытым. В случае с молочной отраслью это практически исключено, поэтому все конкурсы будут открытыми, и результаты можно будет отслеживать онлайн всем желающим.

Извещение публикуется не менее чем за 30 дней до начала конкурса. Подать заявку можно по формам, которые опубликует на сайте заказчик.

Аукцион

Это торги, где побеждает предложение с самой низкой ценой. Тут главное угадать цену так, чтобы не сработать в убыток и при этом обойти конкурентов. Аукцион, как и конкурс, бывает открытым и закрытым.

Информация об аукционе публикуется на сайте заказчика не позднее, чем за 20 дней до его начала.

В аукционе все участники снижают первоначальную цену на "шаг" (в данном случае – 5%), пока не определиться самая низкая цена.

Аукцион в электронной форме

Практически ничем не отличается от обычного аукциона, но проводится в электронной форме. Шаг в таком аукционе 0,5-1% от первоначальной цены.

Запрос котировок

Эта форма госзакупок применяется только для небольших контрактов на сумму до 0,5 млн руб.

Информация о таких закупках публикуется не позднее, чем за 7 дней до последнего дня приема заявок. Если закупка на сумму меньше, чем 250 тыс. рублей, то срок информирования всего 4 дня.

Заявка должна соответствовать всем требованиям заказчика по качеству товара или услуги, но побеждает только предложение с самой низкой ценой.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Часто применяется, как аукцион, конкурс или запрос котировок не выявил победителя или никто не подал заявки. Также может использоваться при закупках предметов искусства и произведений литературы, когда все права только у одной копании или человека. Иногда такая форма закупок возможна для уникального оборудования или программного обеспечения. Редко применяется для закупки услуг.

Где искать госзакупки

Информацию о них публикуют на сайтах муниципалитетов, государственных структур и компаний, а также в печатных изданиях. Но удобнее всего отслеживать на портале госзакупок.

Какие сведения должны быть в произвольной форме заявки

Если на сайте заказчика нет форм для подачи заявки, придется посылать ее в произвольной форме. Для опытных участников госзакупок подать такую заявку не проблема, однако это может вызвать неудобство у новичков. В произвольной форме заявки должны быть указаны следующие сведения:

  • готовность поставить товары или оказать услуги на требуемых условиях
  • наименование товара
  • товарный знак
  • объем поставок
  • характеристики товара или услуги и документы, подтверждающие их
  • название компании, ее адрес и контакты
  • ИНН компании, всех учредителей и членов совета директоров
  • по возможности прикрепите любые документы, подтверждающие соответствие требованиям заказа
  • в произвольной форме нужно декларировать, что компания не находится в стадии банкротства или ликвидация и не приостановила работу, у нее нет долгов по налогам и сборам, она не включена в реестр недобросовестных поставщиков, а у руководителя, главного бухгалтера и членов совета директоров нет судимостей по экономическим статьям
Декларация в свободной форме не значит, что можно врать – чиновники обязаны будут все проверить, к тому же им постоянно грозят большие штрафы за нарушения, как и бизнесу.

Малый бизнес в госзакупках

Несмотря на то, что малому бизнесу сложнее участвовать в госзакупках, закон обязывает определенный объем заказов давать таким предприятиям. Чаще всего, не менее 10% закупок должно приходиться на малый бизнес. Так что даже у небольших производителей всегда есть шанс продать свои молочные товары.

Что необходимо для начала работы

Если вас не напугали многочисленные штрафы и наказания, то надо проштудировать 44-ФЗ и 223-ФЗ . Там написано гораздо больше, чем в этой статье и есть множество нюансов, которые пригодятся в работе.

Вам понадобятся цифровые подписи. Без них вы не сможете даже подать заявку на сайте госзакупок.

Ни у руководителя, ни членов совета директоров, ни у главного бухгалтера не должно быть судимостей по экономическим статьям. Либо они должны быть погашены или сняты. Об этом нужно написать в заявке на участие в свободной форме.

Поможет ли выиграть низкая цена

На конец января 2017 года, когда писался этот текст ответ однозначно да. Дело в том, что для закупок продуктов питания и услуг по организации питания установлена максимальная значимость стоимостных критериев оценки – 70 и 60% соответственно.

Сделано это было с благими намерениями – сэкономить бюджетные деньги, но на практике многие компания стали подавать заявки с заведомо заниженными ценами. Так как без серьезных финансовых последствий не выполнить контракт по госзакупкам нельзя, снижение цены достигалось ухудшением качества. Поэтому Роспотребназдор неоднократно заявлял, что госзакупки – рассадник фальсификата.

Однако скоро ситуация может измениться, потому что критерий стоимости при оценке заявок для госзакупок хотят снизить до 30%. Это позволит убрать излишнее влияние цен при выборе поставщиков продуктов питания для школ, больниц и любых других государственных учреждений. Планируется, что изменения вступят в силу в июне 2017 года.

Рентабельность и госзакупки

Некоторые предполагают, что госконтраты (вроде поставок для программы "Школьное молоко") – очень прибыльное дело. Как видно из таблицы по крупнейшим производителям молока (по данным Milknews и Союзмолоко), определенная зависимость прослеживается, по крайней мере, в этой выборке.

Производитель Чистая прибыль в 2015 году, рублей Заключенные контракты по госзакупкам за все время (за последние 12 месяцев), рублей
АО фирма Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева (Краснодарский край) 6,635 млрд 247 млн (125,9 млн)
ООО "ЭкоНива-АПК Холдинг" (Воронежская область) 191 тыс. 237 тыс. (0)
Холдинговая компания "АкБарс" (Республика Татарстан) 2,8 млн 100 тыс. (0)
ООО "Сэт иле" (Республика Татарстан) 637,6 млн 57 млн (2 млн)
ООО "РУССКОЕ МОЛОКО" (Брянская область) 57,5 млн Информация не найдена
ЗАО "АГРОСИЛА ГРУПП" (Республика Татарстан) 1,6 млн Информация не найдена
"Вощажниково" (Ярославская область) 35,2 млн 1,3 млн (0)

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой .

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: (ЭА), (ОК) и (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете . По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров” .

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Многие предприниматели сталкиваются с понятием госзакупок, думая что это очень простая процедура, сравнивая с рыночным отношениями лиц по покупке товара и предоставления услуг. Но не так все просто госзакупки - это сложная и многоэтапная система процедур. Незнание всех нюансов, может поставить предпринимателя в сложную ситуацию не выполнения госзаказа и внесение его в реестр недобросовестных поставщиков . Это значит, госконтракт предпринимателю получить будет намного труднее или ему вовсе будут преследовать отказы. Во избежание таких ситуаций просто незаменима юридическая помощь высококвалифицированных специалистов.

Юристы Регионального центра правовой безопасности обладают всеми познаниями в области государственных закупок, прошли переподготовку в ведущем Московском институте при Президенте Российской Федерации, что позволяет им с уверенностью разбираться в сложнейших проблемах контрактной системы.

Что бы понять систему госзакупок начнем с самого начала.

В первую очередь все госзакупки основываются на Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Но есть исключения, некоторые государственные образования могут работать на основании старого закона, их плановый переход на ФЗ-44 еще не произошел.
Помимо этого, Правительство РФ, Минэкономразвития, ФАС регулярно пополняют своими распоряжениями, постановлениями и письмами нормативную базу, на данные момент существует более двухсот таких нормативных актов.

Вместе с тем, исполнение контракта регулируется Гражданским Кодексом РФ, финансирование контрактной системы Бюджетным Кодексом РФ. Еще стоит отметить о том, что поправки в ФЗ-44 проходят регулярно и стоит постоянно проверять те или иные положения. Именно из-за обширной нормативной базы и достаточно частых изменениях, в нормативных актах, юридические услуги по сопровождению предпринимателей при осуществлении деятельности с государственными контрактами является сегодня незаменимой составной частью предпринимательской деятельности.

Государственные закупки - конкурентная форма размещения заказа на поставку товаров, выполнения работ и предоставления услуг для государственных или муниципальных нужд.

Закон о госзакупках является процедурным законом, а также заимствованным из зарубежного столетнего опыта. Для правильного понимания законна, не стоит забывать и о принципах госзакупок, на их основе строится весь закон и нормативная база, относящаяся к нему. Главными принципами госзакупками, являются открытость, обеспечение конкуренции, стимулировании новации, единство контрактной системы и принцип ответственности. Эти постулаты пронизывают весь закон и построение отношений между заказчиком и поставщиком.

Госзакупки осуществляются следующими основными методами:

    Конкурс (двухэтапный, открытый/закрытый, с ограниченным участием);

    Запрос предложений;

    Электронный аукцион (открытый/закрытый);

    Запрос котировок;

    Закупка у единственного поставщика;

Только один из приведенных методов не отвечает принципу обеспечения конкуренции на рынке, а именно: закупка у единственного поставщика.

Способ проведения закупки осуществляется самим поставщиком, в соответствии с определенными в ФЗ-44 правилами.

Каждый способ строго регламентирован Законом, поэтому для участия необходимо знать полную процедуру, ее этапы, сроки и особенности, и конечно права и обязанности сторон.

Немало важной особенностью контрактной системы для предпринимателей это право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор, а также взыскать неустойки и помимо этого штраф.

Для участия в закупках, а также на этапе исполнения контракта, юридическая помощь необходима в большинстве случаев. Предприниматели своевременно не обратившиеся за юридической помощью несут убытки в виде неустоек, штрафов, а также возможного одностороннего отказа от исполнения договора заказчиком. Кроме этого, денежные средства поступают из бюджета заказчикам с большими просрочками и для выставления неустойки и правильного ее подсчета, грамотной претензии в соответствии с нормативной базы требуется квалифицированная юридическая помощь.

Как уже было сказано, юристы Регионального центра правовой безопасности обладают всеми необходимыми познаниями в этой сложной сфере и помогают даже в сложных ситуациях.

По каким же вопросам обращаются за юридическими услугами в сфере государственных и муниципальных заказов к специалистам Регионального центра правовой безопасности:

    Юридическое сопровождение для подготовки пакета документов для участия в тендерах (торгах);

    Юридическая помощь в сопровождении процедуры подписания и составления контракта;

    Обжалование действий или бездействий заказчика нарушающие интересы клиента;

    Обжалование конкурсной, котировочной и аукционной процедуры, нарушающие права клиента Регионального центра правовой безопасности;

    Оспаривание результатов проведенных торгов и признания размещенного заказа недействительным;

    Защита законных интересов клиента и его прав победителя в торгах от неосновательных претензий остальных участников торгов, которые могу быть направлены ими в контролирующие органы и силовые структуры.

При оказании юридических услуг юристы Регионального центра правовой безопасности предоставляют следующие способы защиты своим клиентам :

    Юридические консультации по всем возникающим вопросам в ходе осуществления торгов;

    Юридическое сопровождение на торгах, в том числе подготовка документации к участию, помощь в направлении заявки на участия в конкурсе и государственном аукционе;

    Представление клиента в аукционных и конкурсных комиссиях;

    Представление интересов клиента в ФАС и Прокуратуре РФ, а также иных контролирующих органах;

    Представление интересов в Арбитражном суде при обжаловании действий и (бездействий) государственных органов, а также при задержке со стороны заказчика в выплате выполненного государственного.

Государственные закупки (сокр. госзакупки ; на англ. government procurement , public tendering , public procurement ) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Процедура проведения государственных закупок в России

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.