Оформление компенсации трудозатрат по исполнению гранта. Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения. Гранты: что это такое, на что расходуются

Гранты - это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Бюджетное учреждение на основании тройственного договора, заключенного между ним, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и грантополучателем, участвует в реализации научных проектов. В статье мы поговорим о действиях, совершаемых учреждением при реализации научных проектов, а также о бухгалтерском учете операций, выполняемых учреждением в рамках данного договора.

Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее - Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил ). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Действия грантополучателя Действия учреждения
Выполнение работ для достижения научных целей, заявленных в проекте, представленном на конкурс Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю
Расходование денежных средств, выделенных фондом, в соответствии с условиями договора Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя
Предоставление в фонд в установленные сроки необходимых отчетов по проекту Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении
Незамедлительное информирование фонда об обстоятельствах научного и организационного характера, препятствующих продолжению работ по проекту, в том числе в случаях, если это связано с неисполнением обязательств учреждения перед грантополучателем Обеспечение безопасного ведения работ, в том числе знакомство грантополучателя с действующими в учреждении локальными нормативными актами по технике безопасности, пожарной безопасности и т. д. Проведение соответствующих инструктажей
Информирование фонда о результатах проекта, которые имеют признаки патентоспособности или возможности коммерческого использования, а также о результатах, которые могут представлять собой государственную тайну Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения
Опубликование результатов исследований в рецензируемых научных изданиях Составление и представление в фонд сводного финансового отчета
Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта
Создание грантополучателю условий для выполнения работ по проекту
Оформление договоров от своего имени на выполнение работ с третьими лицами за счет средств гранта по поручению грантополучателя

Документальное оформление расчетов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №  402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете)). Общие требования к оформлению первичных учетных документов в отношении государственных (муниципальных) учреждений установлены Инструкцией №  157н . Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина РФ №  52н , а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых содержится в п. 7 Инструкции №  157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете .

С учетом изложенного перечисление денежных средств грантополучателю - физическому лицу на его банковский счет или выдача их из кассы учреждения, так же как и поручения на перечисление, должны быть оформлены первичными учетными документами. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, следует установить локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением (Письмо Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 ).

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Последние разъяснения по вопросам отражения в учете операций по поступлению и расходованию средств гранта, выделенных физическому лицу и поступивших на лицевой счет учреждения, приведены в письмах Минфина РФ от 23.07.2015 № 02‑07‑10/42612 , от 24.07.2015 № 02‑07‑10/42728 (далее - Письмо № 02‑07‑10/42612, Письмо № 02‑07‑10/42728). Согласно изложенной в данных письмах информации и нормам инструкций № 174н и 157н средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются средствами учреждения.

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

*
Учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета.

Корреспонденция счетов, приведенная в таблице, в силу норм п. 34 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н, в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) не отражается (Письмо № 02‑07‑10/42728).

С учетом характера средств (грантополучателями являются физические лица) их использование по своей экономической сущности не является расходами учреждения (Письмо № 02‑07‑10/42728). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ. Компенсация затрат учреждения на выполнение научного проекта, предусмотренного договором о предоставлении гранта, в случаях, определенных условиями договора, отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Учреждение заключило тройственный договор на участие в реализации научного проекта, по которому грантополучателем является работник учреждения. На лицевой счет учреждения поступил грант в размере 1 000 000 руб. Грантополучатель представил поручение о выдаче ему денежных средств в размере 10 000 руб. на закупку химических реагентов, необходимых для проведения исследования. По правилам, установленным в учреждении, документы, подтверждающие расходы грантополучателя, остаются у него и в бухгалтерию не представляются.

В бухгалтерском учете операции по получению гранта и списанию денежных средств отражаются следующим образом:

Учреждению предоставлено право компенсировать свои расходы на создание условий выполнения проекта в размере, согласованном с грантополучатем, но не превышающем 20% от суммы гранта (п. 3.7 Правил).

По условиям договора, заключенного между РФФИ, грантополучателем и учреждением, последнему выплачивается вознаграждение в размере 20% от суммы гранта - 200 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению вознаграждения за участие в реализации научного проекта отражаются следующим образом:

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством РФ.

Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с фондом, включенным в перечень Правительства РФ, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 6 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2015 № 03‑04‑06/17268). В Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, включен Российский фон фундаментальных исследований, в связи с чем гранты, из этого фонда, не подлежат обложению НДФЛ.

Страховые взносы

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам поименованы в ст. 9 данного закона. Выплаты, производимые физическим лицам за счет средств грантов, в названной статье не указаны. Таким образом, доходы выплачиваемые грантополучателю за счет средств гранта, подлежат обложению страховыми взносами.

В завершение статьи сформулируем следующие выводы:

  1. Отношения между учреждением, физическим лицом - грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным в соответствии с нормами законодательства РФ, Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014.
  2. Средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, отражаются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении» и не являются средствами учреждения.
  3. Расходование средств гранта производится по поручению грантополучателя и отражается с применением статьи 510 «Поступление на счета бюджетов» (610 «Выбытие со счетов бюджетов») КОСГУ.
  4. Порядок подтверждения расходов, осуществляемых грантополучателем для выполнения работ по научному проекту, на который были предоставлены средства гранта, устанавливается локальным актом учреждения в соответствии с положениями договора о предоставлении гранта, заключенного между РФФИ, физическим лицом - получателем гранта и бюджетным учреждением.
  5. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, не подлежат обложению НДФЛ.
  6. Доходы грантополучателей, начисленные им за счет средств гранта, выделенных РФФИ, подлежат обложению страховыми взносами.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Вы молоды и решили открыть собственное дело, а денег нет? Или вы хотите расширить свой бизнес, а все денежные потоки оседают в оборотном капитале и в случае извлечения из него нужной суммы платежеспособность бизнеса пошатнется? Решением подобной проблемы в 2018 году могут стать гранты на развитие малого бизнеса.

Основные условия получения гранта

В текущем году из бюджета РФ на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса запланировано выделить около 9,6 млрд рублей. Стоит отметить, что эта сумма значительно ниже, чем в прошлые годы. Поэтому для того чтобы стать счастливым обладателем финансовой помощи, придется приложить еще больше усилий. При этом нужно помнить, что за нецелевое использование средств вы будете нести ответственность лично.

Если вы решили попытать счастья и подать заявку на грант, приготовьтесь, что для получения безвозмездной инвестиционной финансовой поддержки потребуется выполнить обязательные требования.

Условия получения и использования гранта на развитие малого бизнеса таковы:

  1. Необходимо подать заявку, в которой указать цели и задачи деятельности.
  2. В обязательно надо указать цели, задачи и сумму дополнительных финансовых вливаний. Нужно учесть, что в ходе рассмотрения проекта откорректировать бизнес-план будет невозможно.
  3. При первичной подаче заявки на грант не стоит перегибать палку – указывайте реальные цифры: просите по минимуму для воплощения в реальность вашего бизнес-плана.
  4. Наличие оригинального проекта увеличивает шансы на получение средств на 50%.
  5. Денежные средства по гранту поступают траншами под каждый . А в некоторых случаях вместо денег поступает товар.
  6. Каждая копейка спонсорских средств должна быть потрачена в соответствии с их целевым назначением.
  7. В процессе реализации проекта необходимо своевременно, в соответствии с графиком предоставлять корректно заполненные отчеты.
  8. В случае выделения гранта потребуется оплатить подоходный налог с суммы полученных средств.

Необходимые документы

Каждый участник программы предоставления финансовой помощи перед подачей заявки должен подготовить пакет документов по будущему проекту.

Чтобы получить грант от государства, необходимо в определенный срок подготовить и подать для рассмотрения:

  • оглавление;
  • резюме;
  • введение;
  • изложение проблемы;
  • цель и задача проекта;
  • методы решения поставленных задач;
  • оценка риска;
  • сумма бюджетирования;
  • приложения и дополнения.

К заявке не забудьте приложить сопроводительное письмо с пояснением, почему ваш проект важен и заслуживает поддержки.

В случае подачи заявки на получение гранта от частных фондов, в том числе иностранных, возможно, понадобятся дополнительные документы. Их перечень в каждом случае разный – его формирует непосредственно руководитель гранта.

Кто может стать обладателем

При отборе участников программы поддержки малого бизнеса в разных случаях действуют разные критерии.

Если финансирование выделяет зарубежный фонд, то для него главное – полное целевое использование средств согласно утвержденному бизнес-проекту. Поэтому, как правило, зарубежные спонсоры охотнее вкладывают средства в представителей бизнеса, которые ранее уже получали гранты.

Государству важно обеспечить занятость и социальную защиту населения. Поэтому ежегодно местные органы власти определяют приоритетные для своего региона сферы хозяйствования. В развитии именно этих отраслей больше всего заинтересовано государство, а значит, предпринимателям, выбравшим соответствующее направление деятельности, получить грант будет проще.

И если иностранцы предпочитают давать деньги бывалым «игрокам», то государство отдает предпочтение новичкам, которым нужен уверенный старт:

  • выпускникам вузов;
  • безработным;
  • тем, кто попал под сокращение;
  • одиноким матерям;
  • инвалидам;
  • военным в отставке.

На какие цели выделяется

Согласно статистике, 30% ИП, которые получили грант, задействованы в сфере услуг, 20% – в производстве и только 12% работают сфере торговли.

Легче получить грант на аренду помещения, покупку основных и оборотных средств (закупку сырья и материалов), если проект долевой (часть предполагаемых затрат на покупку оборудования гасит из своих средств ИП, а остаток по проекту выделяет инвестор).

Отечественные фонды, как правило, отказываются выделять средства на выплату зарплаты. Зарубежные спонсоры к финансированию данной статьи расходов относятся без возражений.

При предоставлении гранта на развитие малого бизнеса отчетливо прослеживается разница между государственными и зарубежными фондами в определении приоритетных сфер деятельности, под которые выделяются средства.

Если необходима поддержка в области производства, сельского хозяйства, естественных наук и образования, денежные средства охотно выделит государство.

Частные отечественные фонды готовы профинансировать инновации в области экономики и бизнеса. Если же вы хотите заняться исследованиями в области экологии, экономики, демократии, культуры и общества, то за средствами стоит обращаться в иностранные фонды.

По количеству предоставленных грантов лидируют бизнес-проекты по открытию:

  • клиринговых компаний;
  • обучающих курсов;
  • дизайн-бюро.

Где можно получить

В 2018 году грант на развитие малого бизнеса готовы предоставить многие организации.

Государство в лице:

Частные фонды, индивидуальные инвесторы и крупные бизнесмены-меценаты:

Фонд «Сколково» – выделяет от 5 до 150 млн рублей на научные разработки в области биомедицины, ядерных, космических и энергоэффективных технологий. Претендентам на грант необходимо:

Подготовить пакет документов, в который входят:

  • меморандум;
  • презентация;
  • дорожная карта проекта;
  • финансовый план;
  • смета и обоснование проекта.

Подать заявку в кластер, которая в случае одобрения поступит в службу по грантам для проверки достоверности предоставленной информации. После этого заявку рассмотрят эксперты и присвоят ей баллы от 1 до 10. Если балл будет выше 5, она попадет в грантовый комитет, где решение о выдаче гранта принимается голосованием.

Зарубежные организации:

Фонд посевных инвестиций Microsoft. Билл Гейтс готов выдать стартаперам – молодым IT-компаниям, которые занимаются разработкой софта или систем хранения информации, – до 100 000 долларов США. Основные требования фонда – наличие у претендента на грант команды профессионалов, участие в программе Microsoft BizSpark и использование новейших технологий Microsoft (Windows Azure, Windows Phone, Windows 8, Kinect).

Для того чтобы получить данный грант, необходимо подать заявку и попасть в список участников. После этого вас ожидает телефонное/Skype интервью, а затем в случае успеха вы сможете презентовать свой проект на английском языке перед членами отборочного комитета. Завершающим этапом станет выступление в главном офисе фонда.

Гранты на развитие малого бизнеса на Алтае: Видео

Целевые средства в виде грантов учреждают российские или иностранные компании и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. О том, как учитывать гранты и какие с них платить налоги, – читайте в статье.

Грант – это деньги или другое имущество, которые грантодатели безвозмездно и безвозвратно передают гражданам либо организациям на определенных условиях. Как правило, гранты выделяют на проведение научных исследований по конкретной проблеме, программ в сфере образования, искусства, охраны природы и т. д. Целью финансирования также может быть награждение лауреатов викторин, конкурсов, олимпиад. Победа в них зависит от того, насколько значима для общества или грантодателя программа, предложенная претендентом, или он сам.

Сколько «стоит» грант

В основе «стоимости» гранта лежит смета расходов на проведение данной программы. При ее составлении нужно обосновать потребность в материальных, трудовых, технических ресурсах, программных средствах и т. д. Зачастую к сотрудничеству необходимо привлечь сторонние организации. Например, если у вас нет «образовательной» лицензии, а в программу заложено обучение участников, или когда необходимо перевозить людей к месту проведения занятий, что также невозможно без лицензии.

Так, например, может выглядеть смета расходов по гранту фирмы, которая планирует обучение сотрудников основам законодательства в области внешней торговли (таблица 1).

Таблица 1. Смета расходов по гранту

Наименование статьи расхода Стоимость по смете, руб.
Материальные расходы, в том числе:
канцтовары
расходные материалы
учебные материалы
сертификаты о повышении квалификации
5000
1000
1000
2500
500
Аренда учебных аудиторий
100 000
Интернет-сопровождение программы
5000
Заработная плата администратора и ЕСН
50 000
Оплата проезда и проживания приглашенных преподавателей
150 000
Заработная плата приглашенных преподавателей с начислениями и ЕСН
40 000
Оплата услуг связи, питания и прочих накладных расходов
50 000
Итого
400 000

Налоги

Налог на прибыль. Имущество (в том числе деньги), полученное в рамках целевого финансирования, не учитывают при расчете налога на прибыль. Но только при одновременном выполнении ряда условий (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
– грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе;
– грантодателем является резидент России, иностранная или международная организация из перечня, утвержденного постановлением Правительства России от 24 декабря 2002 г. № 923;
– грант предоставлен для проведения программ в сфере образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (по направлениям СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды. Сюда же входят программы по защите прав и свобод человека, а также проведение конкретных научных исследований;
– грант использован строго по целевому назначению.

Гранты, не удовлетворяющие хотя бы одному из названных требований, облагают налогом на прибыль.

Компании, получившие грант, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов) в рамках целевого финансирования. Ведь при отсутствии такого учета средства гранта считаются подлежащими налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС. Гранты не облагают НДС, если их получение не связано с оплатой товаров (работ, услуг). Поэтому входной налог к вычету не принимают. Его списывают за счет средств целевого финансирования.

ЕСН. Поскольку работы по гранту финансируются за счет целевых средств, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Следовательно, можно не начислять ЕСН на зарплату исполнителей целевой программы на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Однако это было бы несправедливо по отношению к таким исполнителям. В Минфине России считают, что единый соцналог с их заработка следует начислить (письмо от 8 ноября 2006 г. № 03-05-02-04/172).

Если фирма будет привлекать для выполнения целевой программы людей, работающих по гражданско-правовым договорам, то сможет сэкономить часть ЕСН, уплачиваемую в ФСС.

Налог на доходы физлиц. Организация, которая выдает лауреатам конкурса призы, является налоговым агентом по НДФЛ. Полученный приз, подарок, премию облагают налогом по ставке 13 процентов (письмо ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/ 115).

Однако если денежное поощрение выдано для поддержки науки, культуры и т. д. организацией, упомянутой в постановлении Правительства РФ от 5 марта 2001 г. № 165, удерживать налог не нужно (п. 6 ст. 217 НК РФ).

По окончании года фирма, выдавшая лауреату грант, должна подать в свою налоговую инспекцию сведения о доходах по форме № 2-НДФЛ. Она утверждена приказом ФНС России от 13 октября 2006 г. № САЭ-3-04/706@.

Бухгалтерский учет

Целевые поступления, в том числе гранты, учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Получение грантов отражают по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет использования средств грантов ведут по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 – при направлении средств на содержание некоммерческой организации; 83 – при использовании целевых средств на инвестиции; 98 – при использовании коммерческой фирмой бюджетных средств на финансирование расходов и т. п. Порядок списания целевых средств у коммерческой и у некоммерческой организации различается.

В коммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию бухгалтер коммерческой организации должен сделать проводку:
Дебет 86 Кредит 98
– сумма средств целевого финансирования учтена в составе доходов будущих периодов.

По мере начисления амортизации на эти основные средства или нематериальные активы делают записи:
Дебет 20 (25, 26...) Кредит 02 (05)
– начислена амортизация основных средств (нематериальных активов);
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования включены в состав прочих доходов организации.

После отпуска материально-производственных запасов в производство или использования для нужд организации сделайте проводку:
Дебет 98 Кредит 91-1
– средства целевого финансирования, отраженные в доходах будущих периодов, включены в состав прочих доходов организации.

Аналогичные записи сделайте при начислении заработной платы, единого социального налога и других расходов, покрываемых за счет целевых средств.

В некоммерческой организации. После покупки внеоборотных активов и ввода их в эксплуатацию средства целевого финансирования списывают так:
Дебет 86 Кредит 83
– средства целевого финансирования, израсходованные на покупку внеоборотных активов, учтены в составе добавочного капитала.

Если средства получены для финансирования текущих расходов, бухгалтер должен отразить их использование так:
Дебет 86 Кредит 20 (26)
– списаны средства целевого финансирования, израсходованные для осуществления текущей деятельности.

Аналитику по счету 86 «Целевое финансирование» формируют по направлению средств и источникам их поступления.

Покажем на примере, как учитывать поступление и расходование гранта на осуществление конкретной программы.

Пример
Завод выиграл грант в сумме 948 400 руб. на ремонт очистных сооружений. За счет этих средств будут профинансированы такие расходы как:
– зарплата ремонтных рабочих (включая ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в сумме 500 000 руб.;
– ремонтные материалы стоимостью 448 400 руб. (в т.ч. НДС – 68 400 руб.).
Бухгалтер завода сделал в учете записи:
Дебет 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию» Кредит 86
– 948 400 руб. – отражен грант в составе целевых поступлений;
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по целевому финансированию»
– 948 400 руб. – получен грант;
Дебет 60 Кредит 51
– 448 400 руб. – оплачены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 10 Кредит 60
– 380 000 руб. – куплены материалы для ремонта очистных сооружений;
Дебет 19 Кредит 60
– 68 400 руб. – учтен НДС по материалам;
Дебет 20 Кредит 10
– 380 000 руб. – переданы материалы для проведения ремонта;
Дебет 20 Кредит 70, 68, 69
– 500 000 руб. – начислена зарплата с ЕСН и взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ремонтным рабочим;
Дебет 86 Кредит 98
– 880 000 руб. (500 000 + 380 000) – стоимость ремонта очистных сооружений отражена в составе доходов будущих периодов;
Дебет 86 Кредит 19
– 68 400 руб. – списан НДС по материалам за счет гранта;
Дебет 98 Кредит 91-1
– 880 000 руб. – стоимость ремонта включена в состав прочих доходов;

Отчетность по гранту

Прежде всего, за полученный грант надо отчитаться перед грантодателем. Он вправе требовать промежуточных отчетов о выполнении сметы. Если стороны специально это не оговаривали, то отчетность составляют в произвольной форме. Это могут быть, например, распечатки бухгалтерских регистров по 86 счету.

Сам по себе отчет мало чего стоит без подтверждающих документов. Для обоснования получения и оплаты услуг сторонних организаций приложите к отчету копии договоров с соисполнителями, актов выполненных работ, счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую оплату этих работ.

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность и налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций (см. таблицу 2).


п/п
Наимено-
вание
полученных целевых средств
Код вида
поступ-
лений
Дата
поступ-
ления
(число, месяц, год)
Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств Срок
исполь-
зования
(до какой даты)
Сумма средств,
исполь-
зованных
по назна-
чению
в течение установлен-
ного срока
Сумма средств, срок исполь-
зования
которых не истек
Сумма средств,
исполь-
зованных
не по назна-
чению или
не исполь-
зованных в установлен-
ный срок графа 5 – графа 7 – графа 8)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Грант
010
05/02/06
5 000 000
31/12/06
4 500 000

500 000
2
Грант
010
10/05/06
10 000 000
31/12/06
9 000 000

1 000 000
ИТОГО
(код строки 020
X
X
15 000 000
X
13 500 000

1 500 000

А что произойдет, если по итогам проведенной программы у грантополучателя все-таки останутся неиспользованные денежные средства?

Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то их придется включить в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль. Поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Может получиться и обратная ситуация – перерасход. Тогда грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств. Если в этом случае грантодатель откажется компенсировать перерасход, то, по нашему мнению, эти деньги в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов. Однако в налоговом учете на эту сумму нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Д. Васильев, главный бухгалтер Фонда ИФРУ Источник материала -

"Советник в сфере образования", 2012, N 3

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую НДФЛ базу? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств? И как вернуть налог, если он был удержан учреждением неправомерно? Обо всем этом читайте в статье.

Гранты

По своей сути гранты представляют собой денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных программ, мероприятий, исследований и т.д. на условиях, предусмотренных грантодателями. Такое определение дано, например, в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами, например:

  • для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук - Указом Президента РФ от 09.02.2009 N 146, Постановлением Правительства РФ от 27.04.2005 N 260;
  • для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - Постановлением Правительства РФ от 09.04.2010 N 220;
  • для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства - Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010, Постановлением Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 и др.

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

Льгота по НДФЛ в части выплат за счет грантов

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли удерживать учреждению-работодателю НДФЛ с выплат в пользу физических лиц из средств гранта?

По общему правилу НДФЛ начисляется со всех доходов физических лиц, полученных в денежной или натуральной форме, а также с доходов в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Однако в п. 6 ст. 217 НК РФ с 1 января 2008 г. были прописаны исключения. В частности, указано, что освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Перечень международных и иностранных организаций, при получении грантов от которых можно не взимать НДФЛ с физических лиц, а также не учитывать поступления в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485.

В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 585, и в него включены :

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
  3. Комиссия европейских сообществ.
  4. Совет государств Балтийского моря.
  5. Совет Министров Северных стран.
  6. Международное агентство по атомной энергии.
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества.
  8. Программа ООН по окружающей среде.
  9. Программа развития ООН.
  10. Детский фонд ООН.
  11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы.
  12. Объединенный институт ядерных исследований.
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2012 N 216 и содержит следующие организации :

  1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород.
  2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва.
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва.
  4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва.
  5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва.
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва.
  7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва.
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск.
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва.
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва.
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва.
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва.
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург.
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.
  15. Фонд наследия Егора Гайдара, г. Москва.
  16. Международный Фонд Технологий и Инвестиций, г. Москва.
  17. Фонд инновационных научно-образовательных программ "Современное естествознание", г. Москва.
  18. Фонд "Русский мир", г. Москва.
  19. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт", г. Москва.

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 отмечено, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений, получающим гранты, необходимо следить за изменениями законодательства. Перечни организаций могут дополняться. При этом обратная сила соответствующих положений, как правило, не предусмотрена.

Например , Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был включен в Перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Финансовая поддержка осуществляется РФФИ на основании Соглашения между РФФИ и организацией, обслуживающей проект в соответствии с Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (утв. Решением Совета РФФИ от 12.03.2008; далее - Правила). Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для выполнения поддержанного РФФИ проекта выделяются им в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта на основании утвержденной РФФИ сметы расходов и нормативных документов РФФИ. В силу п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта в соответствии с заявленными программой и сроками является обязанностью руководителя проекта. Организация соблюдает порядок финансово-хозяйственного и технического обслуживания выполнения конкурсных проектов (п. 2.7 Правил). Средства, поступающие на лицевой счет учреждения от РФФИ, могут использоваться учреждением на цели компенсации организационно-технических расходов на обслуживание проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из Правил следует, что получателями грантов являются физические лица - руководитель конкурсного проекта и исполнители проекта. Средства, выплачиваемые учреждениями из сумм грантов руководителям проектов и по их распоряжению научным работникам (соисполнителям грантов), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц. Однако бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений в ряде случаев по-прежнему облагают выплаты этим работникам НДФЛ.

Отметим, что Минфин России в многочисленных письмах говорил об освобождении от налогообложения НДФЛ средств, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам, принимающим участие в проектах РФФИ, со дня включения его в Перечень российских организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602. В частности, такая позиция выражена в Письмах от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20, от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34, от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249, от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 22.03.2011 N 03-04-06/9-53, от 11.04.2011 N 03-04-06/8-86, от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

ФНС России также подтверждала, что средства, выплачиваемые из сумм грантов работникам таких учреждений, освобождаются от налогообложения НДФЛ согласно п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов и расходование средств гранта соответствует его целевому назначению (Письма от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@, от 23.07.2010 N ШС-37-3/7312@, от 28.12.2010 N 03-04-05/9-757, от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@). При этом в Письме от 20.05.2010 N ШС-37-3/2033@ ФНС России указала, что льгота применяется к выплатам как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам .

Российская академия наук даже издавала по этому вопросу специальное Письмо от 03.05.2011 N 10116-1429/95.

В то же время следует различать выплаты научным работникам, принимающим участие в проектах организаций, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 602, и выплаты сотрудникам, которые не относятся к указанной категории лиц. Например , в Письме от 28.01.2011 N 03-04-06/9-11 Минфин России указал, что вознаграждение за счет средств гранта, выплачиваемое штатным сотрудникам института из числа административно-управленческого, инженерно-технического персонала, не являющимся исполнителями проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), обеспечивающим организационно-финансовое и техническое сопровождение проектов, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. А РГНФ также включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства N 602, наряду с РФФИ.

Возврат излишне удержанного налога

Если бухгалтер ошибся и удерживал НДФЛ с выплат, осуществленных за счет грантов, неправомерно, налог работникам нужно вернуть.

В Письме ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@ отмечено, что возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится с учетом положений, определенных в ст. ст. 78 и 231 НК РФ.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция п. 1 ст. 231 НК РФ, установившая правила возврата излишне удержанного НДФЛ.

Налоговый агент, который обнаружил факт излишнего удержания налога, должен сообщить об этом налогоплательщику-работнику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом Налоговый кодекс РФ не устанавливает форму и способ, с помощью которого налоговый агент сообщает налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе сообщить налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с налогоплательщиком порядок направления указанного сообщения (Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112). Сообщение может быть передано налогоплательщику лично в руки или направлено по почте. При передаче сообщения налогоплательщику на втором его экземпляре желательно получить от физического лица отметку о вручении.

В указанном п. 1 ст. 231 НК РФ ничего не говорится о том, каким образом агент должен зафиксировать факт обнаружения излишнего удержания НДФЛ из доходов налогоплательщика. Логично в этом случае составить бухгалтерскую справку с указанием даты выявления ошибки.

Работник в свою очередь должен представить работодателю письменное заявление о возврате налога. Заявление можно подать в течение трех лет с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 19.03.2010 N 20-14/3/029018@).

Возврат налога физическому лицу наличными денежными средствами Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Наоборот, установлено, что возврат налога следует производить в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке. Поэтому работник должен в своем заявлении о возврате налога указать номер счета, на который следует перевести денежные средства.

Работодатель, получив заявление работника, обязан вернуть излишне удержанный налог в течение трех месяцев со дня получения заявления от физического лица. Если указанный срок нарушен, переплату следует вернуть с процентами. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата.

Возврат налога осуществляется налоговым агентом за счет сумм НДФЛ:

  • подлежащих уплате по налогоплательщику, которому учреждение возвращает излишне удержанный НДФЛ;
  • удерживаемых учреждением по доходам других налогоплательщиков;
  • возвращаемых налоговым органом из средств бюджета по заявлению учреждения.

Зачет сумм НДФЛ, возвращаемых работнику, в счет сумм НДФЛ, подлежащих удержанию из его доходов, возможен, если он продолжает работать в учреждении и получает налогооблагаемый доход.

Возможно также зачесть, сумму возвращаемого НДФЛ в счет общей суммы налога, подлежащей уплате по учреждению в целом, без обращения в налоговые органы.

Пример. Допустим, что по ошибке бухгалтера сумма излишне удержанного налога из доходов сотрудника составила 2000 руб.

Ошибка обнаружена в апреле 2012 г. Бухгалтер обязан составить бухгалтерскую справку об обнаружении ошибки и известить работника о переплате НДФЛ.

Допустим, работник был своевременно извещен об этом и подал заявление на возврат НДФЛ 27 апреля.

Может ли налоговый агент вернуть работнику сумму НДФЛ, ранее излишне удержанную из его доходов, в апреле 2012 г. в полном размере, если известно, что сумма НДФЛ, подлежащая удержанию из доходов всех работников за апрель, составила 10 000 руб.?

Может, ведь общая сумма НДФЛ, подлежащая перечислению в бюджет с заработной платы за апрель, позволяет погасить задолженность перед работником по НДФЛ. Из этой суммы налоговый агент может перечислить налогоплательщику на его банковский счет 2000 руб., а разницу 8000 руб. (10 000 руб. - 2000 руб.) он направит в бюджет.

Могут возникать ситуации, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет в течение ближайших трех месяцев, недостаточно для возврата налога физическому лицу после получения от него заявления. В таком случае налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате ему из бюджета излишне удержанной с доходов налогоплательщика суммы НДФЛ. Сделать это он должен в течение 10 рабочих дней со дня, когда налогоплательщик подал соответствующее заявление в его адрес. Самому налогоплательщику при этом не нужно повторно подавать заявление на возврат (п. 2 Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112).

Требований к оформлению заявления налоговым агентом в п. 1 ст. 231 НК РФ не установлено. Рекомендуем в нем указать:

  • просьбу о возврате НДФЛ;
  • сумму возвращаемого налога;
  • налоговый период, за который она была излишне удержана и уплачена в бюджет;
  • основания для возврата;
  • реквизиты налогового агента (например, наименование организации, место ее нахождения, ОГРН, ИНН, банковские реквизиты);
  • реквизиты налогоплательщика (Ф.И.О., место жительства, ИНН).

Заявление должно быть подписано налоговым агентом либо его законным представителем.

Вместе с заявлением в налоговый орган налоговый агент должен представить:

  • выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
  • документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Возврат налоговому агенту из бюджета излишне уплаченной суммы НДФЛ производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту о своем решении о возврате переплаты (об отказе в осуществлении возврата) в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Если принято положительное решение, переплату по НДФЛ инспекция обязана вернуть налоговому агенту в течение месяца после получения от него заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Если указанный срок нарушен, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты за каждый календарный день просрочки (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета. Но это право, а не обязанность налогового агента. Соответственно, учреждение имеет полное право вернуть работнику излишне удержанный налог только после того, как получит соответствующую сумму от налогового органа.

Сумму НДФЛ, излишне удержанную с доходов физического лица, можно зачесть в счет будущих платежей по данному налогу (п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

Такой зачет проводится при наличии соответствующих заявлений от налогоплательщиков. В свою очередь налоговый агент должен представить в инспекцию заявление о зачете переплаты (п. п. 4, 14 ст. 78 НК РФ). Налоговый орган принимает решение о зачете или об отказе в зачете сумм налога в течение 10 рабочих дней с момента обращения налогового агента (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). О своем решении инспекция должна сообщить в письменной форме налоговому агенту в течение пяти рабочих дней после принятия решения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). В случае положительного решения налоговый агент вправе зачесть излишне уплаченный НДФЛ в счет предстоящих платежей.

В п. 1 ст. 231 НК РФ установлено, что при отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему РФ ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода. Такая ситуация может возникать при ликвидации организации либо при увольнении работника из организации, которая произвела излишнее удержание налога.

Бухгалтерский учет операций по возврату налога

При отражении в бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения операций по возврату излишне удержанного НДФЛ необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых , основанием для совершения операции по возврату налога является письменное заявление работника. На таком заявлении целесообразно сделать разрешительную запись главного бухгалтера или руководителя учреждения. В заявлении обязательно должна быть указана дата подачи его в бухгалтерию, а также банковские реквизиты счета, на который следует делать перечисления.

Во-вторых , следует убедиться, что у учреждения достаточно средств по возврату сумм излишне удержанного налога. Если размера текущих начислений налога недостаточно, то следует заблаговременно обратиться в налоговую инспекцию в порядке, указанном выше.

В бухгалтерском учете операции по возврату излишне удержанного налога отражаются следующим образом:

Сторно:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц"

  • скорректирована сумма начисленного налога на доходы физических лиц на сумму подлежащего возврату налога за истекший месяц;

Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства"

  • перечислена сумма заработной платы работнику с учетом корректировки излишне удержанного налога (одновременно отражается выбытие денежных средств по забалансовому счету 18).

Отметим, что возврат налога осуществляется независимо от того, за счет какого источника ранее было произведено начисление заработной платы конкретному работнику, и, следовательно, независимо от того, за счет каких средств было произведено перечисление в бюджет сумм удержанного налога.

Вопрос: Сотрудник бюджетного учреждения выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на выполнение научной работы. Денежные средства РФФИ для грантополучателя поступают на лицевой счет учреждения в органе Федерального казначейства. Как эти средства отразить в бухгалтерском учете? Облагается ли вознаграждение исполнителей НДФЛ и страховыми взносами?

Ответ от 25.02.2019

Порядок выполнения работ по проектам, которые поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований, и порядок использования гранта размещены на сайте фонда http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171 .

Практически во всех случаях, когда проект на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или нет. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Даже если исполнители являются сотрудниками организации, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми:

  • организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
  • получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.

Трехсторонний договор получателя гранта, организации и фонда позволяет получателю гранта распорядиться денежными средствами (грантом), которые находятся на счете организации:

  • получить все денежные средства или часть на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации);
  • поручить организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Денежные средства, перечисленные фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта. Только получатели гранта в лице руководителя проекта имеют право распоряжаться этими денежными средствами. Для организации это средства во временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные руководителем проекта.

Согласно письмам Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614 , от 25.01.2016 № 02-07-10/2899 , от 19.01.2016 № 02-07-10/1601 средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, учитываются по коду вида деятельности 3 "Средства во временном распоряжении", поскольку не являются доходами учреждения.

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 11 610 – перечислены средства с лицевого счета по поручению грантополучателя;

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 34 610 – выданы из кассы наличные деньги по поручению грантополучателя.

Учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть ведение учета поступления и расходования грантов (в т.ч. по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета, чтобы отчитываться перед фондом о потраченных средствах.

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты физлицам за счет гранта разъяснен в письмах Минфина России от 27.11.2018 № 03-15-06/85479, 02.11.2018 № 03-15-05/79163, от 24.07.2018 № 03-15-06/51708 , от 02.03.2018 № 03-15-07/13341 , от 05.04.2017 № 03-15-06/20178 , № 03-15-06/20103 , ФНС России от 24.07.2017 № БС-4-11/14443@. По мнению Минфина России, если организация производит выплаты физлицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы выплат (независимо от источника их финансирования, в т.ч. за счет гранта) облагаются страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, перечисленные в